Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-25/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" об оспаривании в части нормативных правовых актов
с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" и апелляционным представлением прокуратуры Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" Илюхиной А.О, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, возражения представителя департамента по тарифам Новосибирской области Ветчиновой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" (далее - ООО "ТГК", Общество) обратилось в Новосибирский областной суда с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующим со дня принятия приказ департамента по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент, тарифный орган, орган регулирования) от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования" в части пункта 2 и приложения 2 к нему; признать недействующим с 1 января 2021 года приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов" в части пункта 1 и приложения 1 к нему.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приказом Департамента от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории г. Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020-2022 года. Данный приказ в части пункта 2 и приложения 2 к нему решением суда от 22 июня 2021 года признан недействующим со дня принятия. Приказом Департамента от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ скорректированы тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2021 год. По мнению административного истца, базовый уровень операционных расходов учтен в экономически необоснованном размере, без учета фонда оплаты труда директора за последний расчетный период регулирования. Производные от размера расходов на оплату труда отчисления на социальные нужды в размере также подлежат перерасчету. Арендная плата, заявленная Обществом в размере 690 тыс. руб, исключена Департаментом в полном объеме ввиду отсутствия обосновывающих документов в соответствии с требованиями пункта 45 Основ ценообразования N 1075, что неправомерно. Также в нарушение пунктов 22, 52 Основ ценообразования Департаментом неверно произведен расчет расчетных объемов приобретаемой электроэнергии и определена платная (расчетная) цена, а также неверно произведен расчет объема полезного отпуска тепловой энергии.
Решением Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Теплогенерирующая компания" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, указывая на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение закона. По мнению апеллянта, Департаменту на момент принятия тарифа на долгосрочный период 2020-2022 годы, а также на момент корректировки тарифа на 2021 год было достоверно известно о том, что договор аренды котельной заключен с 1 мая 2019 года, а дополнительное соглашение не было зарегистрировано в Росреестре, между тем Департамент признавал действие договора до его регистрации в первоначальной редакции, знал о содержании его условий, что подтверждается заключением по результатам корректировки на 2021 год. Отмена действующих приказов по причине отсутствия права владения и пользования котельной является надуманной, злоупотреблением правами и фактически направлена на попытку избежать исполнения решений судов. Тариф в отношении Общества, осуществляющего регулируемый вид деятельности, подлежал установлению, законные основания для отмены регулирования отсутствовали. Решение суда содержит противоречивые выводы, по существу заявленные требования административного истца судом рассмотрены не были.
В апелляционном представлении прокуратура Новосибирской области просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта. Вывод суда о том, что ООО "ТГК" не могло быть субъектом правоотношений по теплоснабжению и его деятельность не подлежала тарифному регулированию, не соответствует обстоятельствам административного дела и положениям Федерального закона "О теплоснабжении". Суд не учел, что договор аренды котельной заключен с 1 мая 2019 года, фактически исполнялся сторонами. 21 ноября 2019 года административным истцом предприняты меры к государственной регистрации договора аренды здания котельной, которая по решению регистрирующего органа приостановлена из-за наличия в Росреестре сведений о нахождении объекта в залоге и отсутствия согласия залогодержателя (банка) на государственную регистрацию, а не в связи с оспариванием сделки или отказом стороны договора аренды от исполнения обязательств. При этом 23 марта 2022 года государственная регистрация договора аренды произведена. Таким образом, административный истец фактически осуществлял регулируемый вид деятельности на протяжении действующих тарифов с 2019 по 2022 годы, что не оспаривалось Департаментом, в том числе при рассмотрении судом административного дела N 3а-64/2021. Кроме того, прокурор указывает, что поскольку Департамент изначально выбрал для регулирования метод экономически обоснованных расходов, полное исключение расходов по арендной плате не соответствует ни целям, установленным законодательством, ни выбранному методу регулирования. Отсутствие учтенных в составе тарифа расходов на арендную плату, определенные Департаментом показатели объема полезного отпуска тепловой энергии не являются экономически обоснованными, не соответствуют требованиям Основ ценообразования, в связи с чем приказ N 431-ТЭ противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении доводов департаментом по тарифам Новосибирской области представлены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Теплогенерирующая компания" Илюхина О.А. и прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А. доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления поддержали. Представитель департамента по тарифам Новосибирской области Ветчинова Ю.С против удовлетворения апелляционных жалобы и представления возражала.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания N 760-э), иными нормативными правовыми актами.
В силу подпункта "а" пункта 18 статьи 2 и статьи 8 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2019 года департаментом по тарифам Новосибирской области принят приказ N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов", которым пунктом 1 и приложением N 1 в отношении административного истца установлены долгосрочные параметры регулирования (далее - приказ от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ).
4 декабря 2020 года департаментом по тарифам Новосибирской области принят приказ N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования, согласно пункту 2 которого скорректированы на 2021 год тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "ТГК" на территории г. Новосибирска, установленные на долгосрочный период регулирования 2020-2022 годов, согласно приложению N 2 (далее - приказ от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ).
Как верно указано судом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к их форме, порядку принятия и введения в действие, и по этим основаниям не оспариваются.
Разрешая административно-правовой спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые приказы не нарушают прав ООО "ТГК", поскольку установлены в отношении лица, не имевшего права на осуществление регулируемого вида деятельности по теплоснабжению.
Судебная коллегия с данными выводами суда не может согласиться по следующим основаниям, полагая, что доводы апелляционных жалобы и представления заслуживают внимания.
В силу статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11).
Согласно материалам дела основным видом деятельности ООО "ТГК" является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций, дополнительные виды деятельности - в том числе деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, то есть регулируемый вид деятельности.
1 ноября 2019 года ООО "ТГК", ранее не осуществлявшее на указанной территории данный вид регулируемой деятельности, впервые обратилось в департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением об открытии дела об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) в 2019 году.
Приказом от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска.
Указанный приказ N 473-ТЭ уже был предметом судебной проверки в рамках рассмотрения административного дела N 3а-64/2021.
Решением Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 года (учетом дополнительного решения от 6 декабря 2021 года), оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года и кассационными определениями Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года и от 6 октября 2022 года, данный приказ в части пункта 2 и приложения 2 к нему признан недействующим со дня принятия; на департамент по тарифам Новосибирской области возложена обязанность принять соответствующий заменяющий акт. В удовлетворении требований ООО "ТГК" о признании недействующими пункта 1 и приложения N 1 к приказу от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ отказано.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО "ТГК" было заявлено об осуществлении регулируемого вида деятельности по теплоснабжению с использованием источника тепловой энергии - модульной котельной, которая была предоставлена ООО "ТГК" в аренду на основании договора аренды от 1 мая 2019 года N, заключенного Обществом с А. и ИП М.
В соответствии с пунктом 4.1 договора аренды срок аренды составлял 11 месяцев. Договор считался продленным на тот же срок по истечении срока аренды при отсутствии возражений сторон (пункт 4.3 договора).
Дополнительным соглашением к указанному договору аренды N от 31 октября 2019 года был изменен срок аренды, предусмотренный пунктом 4.1, который составил 36 месяцев с момента принятия котельной по акту приема-передачи.
Акт приема-передачи в аренду котельной подписан сторонами 1 мая 2019 года.
Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
С учетом указанной правовой нормы договор аренды после заключения дополнительного соглашения от 31 октября 2019 года, которым был увеличен срок аренды до 36 месяцев, подлежал государственной регистрации.
Поскольку государственная регистрация изменения договора аренды в части его срока на момент издания оспариваемых приказов Департамента от 27 ноября 2019 года и от 4 декабря 2020 года произведена не была, заключение дополнительного соглашения от 31 октября 2019 года не повлекло изменения условия о сроке договора аренды от 1 мая 2019 года, который продолжал действовать на прежних условиях, так как в установленном порядке расторгнут не был, недействительным также не признавался.
Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и сделаны без учета положений части 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судами при рассмотрении административного дела N 3а-64/2021 также было установлено, что ООО "ТГК", обратившись впервые в ноябре 2019 года с заявлением об установлении тарифов, являлась ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории г. Новосибирска регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения по производству и поставке тепловой энергии, и владеющей на основании договора аренды объектами теплоснабжения, эксплуатировавшей газопровод высокого давления и модульную котельную мощностью 3, 4 МВ, находящиеся в собственности физических лиц.
В соответствии с положениями части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ООО "ТГК" на момент издания оспариваемых приказов отвечало признакам теплоснабжающей организации, его деятельность вопреки позиции административного ответчика подлежала тарифному регулированию, то есть являлось субъектом правоотношений в сфере теплоснабжения.
Как отмечалось выше, приказ от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ в части пункта 1 и приложения N 1 уже оспаривался административным истцом, который был не согласен с определенным тарифным органом размером расходов на оплату труда при установлении базового уровня операционных расходов. В данной части в удовлетворении требований ООО "ТГК" было отказано.
Обращаясь с настоящим административным иском, Общество вновь указывает на несогласие с расчетом расходов на оплату труда, полагая его неверным и считая, что базовый уровень операционный расходов должен быть пересмотрен на 2021 год.
В соответствии с пунктами 2, 75 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются; к их числу относится базовый уровень операционных расходов - уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя расходы на оплату труда (подпункт "в").
Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов (пункт 59 Основ ценообразования), которые при корректировке определяются по формуле (10) пункта 36 Методических указаний N 760-Э, на основании размера операционных расходов предшествующего периода регулирования с применением соответствующих индексов.
С учетом изложенного выводы суда о том, что оспаривая приказ от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ с иной даты, Обществом заявлены иные требования по новым доводам, являются ошибочными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
При таких обстоятельствах имеются основания для прекращения производства по делу в части оспаривания пункта 1 и приложения N 1 к приказу от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ.
Рассматривая требования Общества в части несогласия с произведенным при корректировке на 2021 год расчетом тарифного органа по отдельным статьям расходов, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 49 Методических указаний N 760-Э при корректировке необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования учитываются скорректированные неподконтрольные расходы, определяемые в соответствии с пунктом 39 Методических указаний N 760-Э; скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определяемые в соответствии с пунктом 50 Методических указаний N 760-Э.
Как следует из материалов дела, тарифы на долгосрочный период регулирования 2020-2022 года для Общества установлены приказом от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ с применением метода индексации установленных тарифов.
Приказом от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ осуществлена корректировка тарифов на 2021 год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в соответствии с пунктами 71, 73 Основ ценообразования арендная плата включается в состав неподконтрольных расходов при определении текущих расходов регулируемой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования (пункт "г" пункта 62 основ цен6ообразования).
Арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере (пункт 45 Основ ценообразования).
ООО "ТГК" в представленном в тарифный орган заявлении с учетом уточнений просило учесть в тарифе на 2021 год расходы на арендную плату котельной в размере 690 тыс. руб, исходя из фактического размера арендной платы в размере 57 500 руб, предусмотренного договором аренды. В обоснование были предоставлены: договор аренды от 1 мая 2019 года N 1, дополнительное соглашение N 1 к нему от 31 октября 2019 года, акт приема-передачи от 1 мая 2019 года, акты о предоставлении имущества в аренду от 30 июня 2019 года N 1/19 и от 30 сентября 2019 года N 2/19.
Как следует из представленных документов, арендная плата по договору, предоставленному Обществом в подтверждение затрат на аренду котельной, установлена в форме периодических платежей в фиксированном размере, без выделения в ее структуре части, приходящей на обязательные платежи, связанные с владением имуществом, переданным в аренду.
Иные расчеты и документы, позволяющие определить размер арендной платы в экономически обоснованном размере, административным истцом в орган регулирования представлены не были, в том числе по направленному Департаментом запросу.
С учетом изложенного исключение органом регулирования указанных затрат из НВВ при корректировке на 2021 год соответствует положениям пункта 45 Основ ценообразования.
Согласно пункту 50 Методических указаний N 760-Э при корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя корректируются при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 118 настоящих Методических указаний, в соответствии с указанным пунктом; стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития.
В соответствии с пунктом 118 Методических указаний N 760-Э в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
Поскольку наступление вышеуказанных обстоятельств установлено не было, у тарифного органа не имелось предусмотренных законом оснований для корректировки объемов приобретаемой электрической энергии на 2021 год.
В то же время, как следует из пункта 50 Методических указаний N 760-Э, стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития.
Как следует из материалов дела, в утвержденном приказом от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ тарифе цена на электрическую энергию была учтена в размере 3, 76 руб./кВТч.
В соответствии с уточненным предложением от 17 июля 2020 года о корректировке на 2021 год Общество предлагало учесть в расчете приобретаемой электрической энергии цену на электрическую энергию в размере 3, 90 руб./кВтч (без НДС).
Согласно официальной информации АО "Новосибирскэнергосбыт" по 1 ценовой группе потребителей НН менее 670кВт на декабрь 2020 года установлена цена на электрическую энергию - 4, 2 руб./кВтч, а органом применена цена 3, 90 руб./кВтч, то есть без учета стоимости покупки электрической энергии, установленной на очередной расчетный период.
Кроме того, если принять во внимание фактический предельный уровень нерегулируемой цены на электрическую энергию по состоянию на декабрь 2019 года по данным АО "Новосибирскэнергосбыт" - 3, 9 руб./кВтч, то указанная цена применена административным ответчиком без учета индексов изменения цен за 2020 и 2021 годы.
Порядок определения объема полезного отпуска регламентирован пунктами 22 и 22(1) Основ ценообразования, а также пунктами 8, 9, 9.1 и Главой III (пункты 16-22) Методических указаний N 760-э.
В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, орган регулирования при проведении корректировки тарифов на 2021 год определилобъем полезного отпуска в нарушение пункта 22 Основ ценообразования в размере 5 510 Гкал, то есть на уровне учтенных им данных при формировании тарифов на 2020 год.
Объем полезного отпуска в таком количестве был признан необоснованным решением Новосибирского областного суда от 22 июня 2021 года по административному делу N 3а-64/2021 при установлении тарифа на 2020 год, не соответствует фактическим данным о полезном отпуске за 2019 год, который являлся последним отчетным годом регулируемой деятельности, а также сведениям о динамике полезного отпуска за 2018 год.
Неверное определение объема полезного отпуска на 2021 год влечет необходимость пересмотра объема покупаемой электрической энергии на 2021 год.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что приказ от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы ООО "ТГК".
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для административного дела, судом первой инстанции определены неверно, что в силу пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения о признании недействующим с момента принятия приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ в части пункта 2 и приложения N 2 к нему и о прекращении производства по административному делу в части требований о признании недействующим с 1 января 2021 года приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ в части пункта 1 и приложения N 1 к нему с возложением на департамент по тарифам Новосибирской области обязанности опубликовать сообщение о данном решении на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области и на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня его вынесения с учетом требований пунктов 1, 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Тот факт, что в ходе судебного разбирательства приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 30 августа 2022 года N 184-ТЭ пункт 2 и приложение N 2 к приказу от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ признаны недействующими с даты принятия, основанием для прекращения производства по административному делу не является, поскольку в период их действия были нарушены права и законные интересы административного истца.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 24 ноября 2022 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать недействующим с момента принятия приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 4 декабря 2020 года N 431-ТЭ "О корректировке на 2021 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Новосибирска, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на территории города Новосибирска, установленных на долгосрочный период регулирования" в части пункта 2 и приложения N 2 к нему.
Производство по административному делу в части требований общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" о признании недействующим с 1 января 2021 года приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года N 473-ТЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующая компания" на территории города Новосибирска на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годов" в части пункта 1 и приложения N 1 к нему прекратить.
Департаменту по тарифам Новосибирской области опубликовать сообщение о данном решении на официальном интернет-портале правовой информации Новосибирской области http://www.nsopravo.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.