Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-186/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоСеть" о признании нормативных правовых актов недействующими в части
с апелляционной жалобой Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Кузбасса Саврасова М.Г, представителя общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоСеть" Ахлестиной В.А, представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Зуевой А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования, тарифный орган) принято постановление N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год" (далее - Постановление N 954).
В столбце 3 пункта 17 таблицы 2 приложения к Постановлению N 954 для общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоСеть" (далее - ООО "СибЭнергоСеть", Общество) установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год, в размере 30 317, 04 тыс. руб.
30 декабря 2021 года РЭК Кузбасса принято постановление N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" (далее - Постановление N 956).
Пунктами 18, 49, 95, 96, 97, 98, 99, 100 приложения к Постановлению N 956 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год, а именно между ООО "СибЭнергоСеть" и ООО "Кузбасская Энергосетевая Компания", АО "Сибирская промышленная сетевая компания", ООО "ЕвразЭнергоТранс", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"), ООО "ОЭСК", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергосбережению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), ООО ХК "СДС-Энерго", ООО "Кузбассэнергосеть".
ООО "СибЭнергоСеть" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующими с момента издания Постановления N N 954 и 956 в вышеуказанной части, в обоснование заявленных требований указало, что административным ответчиком неверно избран метод регулирования для определения величины необходимой валовой выручки (далее - НВВ) Общества, неверно определены затраты по статьям материальные расходы, вспомогательные материалы, топливо (ГСМ), расходы и услуги производственного характера, расходы на оплату труда, ремонт основных средств, оплату услуг сторонних организаций, плата за аренду имущества и лизинг, отчисления на социальные нужды. Изложенное привело к установлению НВВ в экономически необоснованном размере. Кроме того, регулирующим органом необоснованно произведена корректировка баланса мощности Общества в сторону увеличения, что также повлекло установление экономически необоснованных тарифов для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями. Административный истец полагал, что Постановления N N 954 и 956 в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают его права и законные интересы при осуществлении экономической деятельности.
Определением Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 года административное исковое заявление Общества о признании недействующим Постановления N 956 в части пунктов 96, 98 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) оставлено без рассмотрения, производство по делу в части признания недействующими пунктов 18, 49, 100 приложения к Постановлению N 956 прекращено.
Решением Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 года признаны недействующими с момента принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 954 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год" в части установления в столбце 3 пункта 17 таблицы 2 приложения для общества с ограниченной ответственностью "СибЭнергоСеть" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год;
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года N 956 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год" в части пунктов 95, 97, 99 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год).
В апелляционной жалобе РЭК Кузбасса просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что выплата премий на основании требований законодательства Российской Федерации и локальных актов ООО "СибЭнергоСеть", в том числе Положения об оплате труда работников, утвержденного приказом Генерального директора ООО "СибЭнергоСеть" от 1 сентября 2020 года N 7, носит стимулирующий характер и зависит от бюджетных ассигнований и финансового состояния Общества. С учетом условий трудовых договоров, предоставленных административным истцом в материалы тарифного дела, обязанность работодателя ежемесячно выплачивать работникам премию не установлена. Материалы тарифного дела не содержат положений о том, что выплата премии является ежемесячной, в том числе квартальной и обязательной. Результаты анализа документов, предоставленных ООО "СибЭнергоСеть" и обосновывающих размер затрат на оплату труда, отражены в экспертном заключении органа регулирования. Поскольку расчеты затрат по статье расходов "отчисления на социальные нужды" производны от размера фонда оплаты труда, то уменьшение РЭК Кузбасса заявленных Обществом по данной статье расходов является обоснованным. Апеллянт не согласен с решением суда в части выводов о непредставлении органом регулирования данных о соответствии цены договора оказания услуг по перевозке рыночным ценам на аналогичные услуги, в формировании которых участвуют затраты на горюче-смазочные материалы (далее - ГСМ), в целях исключения из НВВ дублирующих расходов, поскольку установление тарифов осуществлялось в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства в области тарифного регулирования.
Также тарифный орган не согласен с выводами суда об отсутствии надлежащего экономического обоснования использования значения средней заработной платы при определении расходов на оперативно-диспетчерское управление и оперативно-техническое обслуживание, так как использование при расчете плановой средней заработной платы из сборника "Цены в строительстве" свидетельствует о соблюдении органом регулирования принципов экономической обоснованности тарифов и обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей, а также пункта 7 Основ ценообразования. Кроме того, по мнению апеллянта, судом сделан неверный вывод относительно произведенного расчета расходов на ремонт основных средств, а также о некорректно определенном органом регулирования балансе электрической энергии (мощности) в связи с тем, что экспертная оценка балансовых показателей электрической энергии и мощности, принимаемых для расчета тарифов на 2022 год, производилась на основе анализа данных, представленных в материалах тарифного дела регулируемой организацией, информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых компаний.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель РЭК Кузбасса Саврасов М.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ООО "СибЭнергоСеть" Ахлестина В.А. возражала против удовлетворения жалобы. Представитель ПАО "Россети Сибирь" Зуева А.А. поддержала позицию административного истца относительно доводов о незаконном распределении мощности свыше заявленной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как верно установлено судом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспариваются.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО "СибЭнергоСеть" является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
27 апреля 2021 года Общество обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год и предоставило обосновывающие материалы.
На основании указанного заявления РЭК Кузбасса открыто дело об установлении тарифов на 2022 год.
По результатам проведения экспертизы предложений ООО "СибЭнергоСеть" специалистами органа регулирования составлено экспертное заключение, согласно которому признана экономически обоснованной НВВ регулируемой организации на 2022 год (без учета оплаты потерь и услуг территориальных сетевых организаций) в размере 30 317, 04 тыс. руб.
В дальнейшем Региональной энергетической комиссией Кузбасса приняты оспариваемые в части постановления, которыми утверждены, в том числе, НВВ сетевых организаций и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год.
Разрешая административно-правовой спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии расчет НВВ для ООО "СибЭнергоСеть" на 2022 год произведен с нарушениями действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, кроме того, органом регулирования неверно определена мощность сетевой организации.
Судебная коллегия с данными выводами суда полагает возможным согласиться.
В соответствии с абзацем 1 пункта 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается (абзац 13 пункт 12 Основ ценообразования).
Поскольку в отношении ООО "СибЭнергоСеть" государственное регулирование тарифов на 2022 год осуществлялось впервые, судом первой инстанции обоснованно указано на правильное применение РЭК Кузбасса метода регулирования, а именно метода экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе расходы, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.
Как предусмотрено пунктом 15 Основ ценообразования, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета; в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В силу пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на оплату труда и страховые взносы.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
Судом установлено, что в обоснование размера затрат на оплату труда в рамках тарифной заявки Обществом представлены, в том числе, штатное расписание, утвержденное 1 сентября 2020 года, Положение об оплате труда работников ООО ""СибЭнергоСеть", утвержденное приказом от 1 сентября 2020 года N 7, трудовые контракты (договоры) с сотрудниками.
Из содержания указанных документов следовало, что в Обществе устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда, премия по итогам работы в месяц зависит от выполнения четырех показателей: выполнение плана по количеству выполненных работ или оказанных услуг (5%), качество выполненных работ или оказанных услуг (5%), соблюдение трудовой дисциплины (5%), соблюдение сроков выполнения производственных заданий (поручений) (5%).
Исключая предложенное ООО "СибЭнергоСеть" ежемесячное премирование в размере 20 %, тарифный орган исходил из отсутствия в Положении об оплате труда указания на выплату ежемесячной премии.
Вместе с тем, как верно указал суд, эти доводы противоречат содержанию Положения, не предусматривающего оговорок о зависимости данной выплаты от финансовых возможностей Общества, кроме того, какого-либо анализа представленных документов по названной статье расходов в экспертном заключении не приведено. Ввиду отсутствия иного экономического обоснования невозможность выполнения сотрудниками Общества одного из показателей, формирующих итоговое значение ежемесячного премирования в 20 %, достаточным основанием для его исключения в полном объеме служить не могло.
Кроме того, экспертное заключение не содержит выводов о возможности (невозможности) применения к сетевой организации положений отраслевых тарифных соглашений в соответствующей сфере деятельности (в зависимости от вида экономической деятельности, оказываемых услуг), которыми также урегулированы вопросы оплаты труда.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что рассчитанные РЭК расходы на оплату труда, подлежащие включению в состав НВВ организации на 2022 год, участвующей в установлении тарифов, являются экономически не обоснованными.
В связи с неправомерным исчислением тарифным органом расходов административного истца по статье "расходы на оплату труда" подлежат дополнительной проверке затраты по статье "отчисления на страховые нужды", поскольку приняты с учетом рассчитанного Обществу фонда оплаты труда.
В соответствии с пунктами 17, 18 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг).
Как следует из пунктов 24, 29 Основ ценообразования, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах.
При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).
В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, ООО "СибЭнергоСеть" при подаче тарифной заявки было предложено включить в НВВ расходы на приобретение ГСМ на транспорт для осуществления текущей деятельности Обществом в размере 1 038, 77 тыс. руб, при этом расчет был произведен исходя из транспорта, закрепленного в договорах перевозки пассажиров.
Исключая в полном объеме названные затраты, орган регулирования исходил из отсутствия у Общества собственного или арендованного транспорта, а также использования в производственных целях транспорта по договорам перевозки пассажиров, из которых не следует обязанность пассажиров обеспечивать транспорт ГСМ либо оплачивать их иным образом.
Судом установлено, что Обществом заявлено о включении в НВВ расходов на оказание услуг по перевозке пассажиров (в целях выезда работников на объекты электросетевого хозяйства, а также доставки их с места работы до дома и обратно) в размере 1 800 тыс. руб, в обоснование чего представлены договоры оказания услуг по перевозке пассажиров от 1 сентября 2020 года N и N, калькуляция стоимости оказания услуг по перевозке пассажиров.
Указанные расходы, предусмотренные пунктом 28 Основ ценообразования в составе прочих расходов на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями и учитываемых при определении необходимой валовой выручки, приняты органом регулирования в размере 600 тыс. руб. по договору от 1 сентября 2020 года N, исходя из достаточности для осуществления регулируемого вида деятельности перевозки сотрудников одной единицей транспорта.
Вместе с тем, из содержания договора оказания услуг по перевозке пассажиров от 1 сентября 2020 года N и калькуляции стоимости оказания услуг к нему не следует, что цена услуги включает затраты на ГСМ.
Данных о соответствии цены договора рыночным ценам на аналогичные услуги, в формировании которых участвуют затраты на ГСМ, в целях исключения из НВВ дублирующих расходов, не представлено, в экспертном заключении также отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что исключение из НВВ Общества расходов на приобретение горюче-смазочных материалов осуществлено в отсутствии надлежащего экономического обоснования.
Пункт 17 Основ ценообразования содержит перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, который включает в себя прочие расходы (подпункт 8).
Подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается расходы на оплату работ (услуг) производственного характера.
В числе указанных расходов ООО "СибЭнергоСеть" заявлены расходы на оперативно-диспетчерское управление и оперативно-техническое обслуживание электросетевого имущества в сумме 27 604, 04 тыс. руб, в подтверждение чего представлен договор от 1 апреля 2021 года N, заключенный с ООО "Компания СибЭнергоРесурс". В подтверждение расходов по договору представлены локально-сметные расчеты. Данные расходы приняты органом регулирования для включения в НВВ в размере 5 619, 97 тыс. руб, из них оперативно-диспетчерское управление - 592, 53 тыс. руб, то есть в размере, ниже заявленного Обществом (6 647, 76 тыс. руб.).
Согласно экспертному заключению РЭК Кузбасса осуществлен пообъектный анализ расходов на оперативно-техническое обслуживание всех энергообъектов Общества исходя из представленных им локальных сметных расчетов, а также расходов на оперативно-диспетчерское управление.
Как установлено судом, при определении экономической обоснованности расходов на оперативно-техническое обслуживание органом регулирования проверен расчет затрат на заявленные виды работ исходя из анализа представленных Обществом обосновывающих документов, исключены ремонтные виды работ и работы неопределенного характера. Расходы определены сметным путем посредством использования программного комплекса для составления и проверки сметных расчетов "Гранд-смета", при этом расходы на оплату труда определены по данным справочника "Цены в строительстве" за август 2021 года ГАУ "Научно практический центр по ценообразованию и экспертизе Кузбасса", находящегося в свободном доступе, где содержатся сведения о средней заработной плате организаций ЖКХ, исходя из оплаты рабочего 4 разряда, с применением индекса потребительских цен 2022/2021 (4, 3 %) и с учетом трудозатрат, заявленных предприятием.
Признав обоснованным подход РЭК Кузбасса к расчету указанных расходов, в том числе, в части порядка определения оплаты труда подрядной организации, суд вместе с тем пришел к правомерному выводу о том, что итоговое значение расходов на оперативно-техническое обслуживание и оперативно-диспетчерское обслуживание осуществлено в отсутствии надлежащего экономического обоснования использованного значения средней заработной платы, применяемого далее для расчета стоимости 1 часа работ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на ремонт основных средств.
При определении расходов на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", цены, указанные в пункте 29 настоящего документа (пункт 25 Основ ценообразования).
Как следует из экспертного заключения РЭК Кузбасса по материалам, представленным ООО "СибЭнергоСеть" для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2022 год, в состав тарифной заявки была представлена программа ремонтного обслуживания на 2022 год, расходы на выполнение которой составили по предложению Общества 20 741, 72 тыс. руб. без НДС. Органом регулирования затраты на ремонт приняты в размере 7 526, 66 тыс. руб. без НДС.
Исключая затраты на ремонт объектов ТП (ЦРП) 10/0, 4 кВ ООО "Энерджигрупп" (в части КЛ-10 кВ) и ПС 35/6 кВ "Вентиляторная" ш. Грамотеинская эксперты органа регулирования указали на выполнение заявленных работ иной сетевой организацией - ООО "СибЭнергоТранс-42", ссылаясь на отчет о выполнении программы ремонтного обслуживания за 2020 год и соответствующие акты.
Однако документы, перечисленные в экспертном заключении, подтверждающий законность действий тарифного органа по неучету в НВВ предложенных затрат, суду не представлены. При этом исследованные в судебном заседании материалы тарифного дела ООО "СибЭнергоТранс-42" на 2020 год в части ремонтной программы на 2020-2024 годы не позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что указанной сетевой организацией в перечне программы ремонтного обслуживания на 2020 год было запланировано проведение по вышеуказанным объектам абсолютно идентичного вида работ.
Какие-либо иные доказательства, свидетельствующие о выполнении в предыдущие периоды регулирования запланированных Обществом на 2022 год видов ремонтных работ на объектах ТП (ЦРП) 10/0, 4 кВ ООО "Энерджигрупп" (в части КЛ-10 кВ) и ПС 35/6 кВ "Вентиляторная" ш. Грамотеинская, вследствие чего их проведение в настоящее время не требуется, а затраты на них являются излишними и не подлежат включению в НВВ, органом регулирования также представлены не были.
Затраты на ремонт объекта - торговый центр "Калина" исключены РЭК Кузбасса в полном объеме как заявленные в отсутствие обоснования необходимости их выполнения.
В то же время судом установлено, что 9 ноября 2021 года в РЭК Кузбасса от Общества поступили дополнительные материалы для обоснования программы ремонтного обслуживания на 2022 год, в числе которых протокол от 12 июня 2020 года N К1 испытания изоляции кабеля, составленный по результатам испытания кабельной линии 10 кВ Ф 10-14-А ТЦ Калина. Кроме того, представленные материалы содержали дополнительное обоснование необходимости ремонтных работ на ПС 35/6 "Вентиляторная". Однако указанные документы предметом анализа и оценки не являлись.
При этом, как верно указал суд в обжалуемом решении, ремонт, как и техническое обслуживание оборудования, являются одним из необходимых условий для сохранения нормального и бесперебойного функционирования объектов электросетевого хозяйства и обеспечения безопасности как сотрудников предприятия, так и иных граждан, в связи с чем исключение в полном объеме из НВВ данных расходов при отсутствии к тому безусловных оснований не будет способствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов.
При указанных обстоятельствах выводы суда о том, что корректировка РЭК Кузбасса затрат на ремонт основных средств произведена с нарушением требований действующего законодательства, являются верными.
Выводы суда по иным статьям расходов, подробно изложенные в обжалуемом решении, также являются правильными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Проанализировав положения пункта 15 (4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, пунктов 49, 50, 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), суд обоснованно исходил из того, что изменение размера НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от которой, в том числе, зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок, неизбежно приведет к изменению расчетной общекотловой выручки, участвующей в расчете котловых тарифов на год регулирования и изменению единых котловых тарифов, утвержденных, в рассматриваемом случае, на 2022 год.
Кроме того, пересмотр НВВ сетевой организации обуславливает пересмотр органом регулирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, НВВ ООО "СибЭнергоСеть" на 2022 год рассчитана неправильно, у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Помимо указанных нарушений тарифного законодательства при определении НВВ судом установлено, что РЭК Кузбасса вопреки представленным Обществом сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности, в нарушении положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (абзац 10 пункта 63 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2), необоснованно, в одностороннем порядке использовала величину заявленной мощности в размере, большем предложенного.
В свою очередь, неверное определение тарифным органом присоединенной (заявленной) мощность сетевой организации, с учетом того, что она является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, повлекло установление необоснованного индивидуального тарифа.
По изложенным выше основаниям судебная коллегия также признает правомерным вывод суда о необоснованном увеличении органом регулирования величины заявленной мощности данной сетевой организации.
Доводы апеллянта в указанной части о незаконности обжалуемого решения не свидетельствует, учитывая, что решение Кемеровского областного суда от 8 сентября 2021 года по делу N 3а-180/2021 было принято в отношении иных фактических обстоятельств.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, по существу сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.