Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-170/2022 по административному исковому заявлению Ивченко О.А, Сибирева Д.С, Рязанова Ю.С, Кипарисовой Я.С, Тарасовой С.В, Русановой Н.В, Никулиной И.В, Никулина С.Н, Братышевой А.Н, Шевцова А.А, Труновой О.В, Трунова В.Г, Труша С.А, Аслановой О.Ю, Дмитрук Н.В, Троценко О.С, Агасова И.С, Гаврилюк Г.Н, Гершевича М.М, Цюка С.А, Кривенко А.В, Лазаренко О.Н, Дубянской Е.А, Касьминой И.Н, Тандурова К.А. об оспаривании распоряжения губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N 10-р "О введении режима повышенной готовности" с апелляционной жалобой административного истца Кипарисовой Я.С. на решение Амурского областного суда от 05 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения представителя губернатора Амурской области Орловой К.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
27 января 2020 года губернатором Амурской области принято распоряжение N 10-р "О введении режима повышенной готовности" (далее - Распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N10-р).
Пунктом 4.2 распоряжения установлено, что лицами старше 18 лет не допускается посещение без сертификата (QR-кода) о вакцинации, справки (QR-кода) об отсутствии заболевания, справки (QR-кода) о перенесении заболевания:
1) на территории города Благовещенск Амурской области следующих организаций и объектов: с 18 октября 2021 года - организаций общественного питания; с 01 ноября 2021 года - музеев, организаций физической культуры и спорта (фитнес- и тренажерных залов, клубов, спортивно-досуговых организаций, бассейнов), кинотеатров (кинозалов), театров, концертных залов, филармоний, библиотек, торгово-развлекательных центров, торгово-развлекательных комплексов, спортивно-развлекательных комплексов, торговых центров, торговых комплексов, указанных в приложении N 4 к настоящему распоряжению (далее - ТЦ) (в ред. распоряжений губернатора Амурской области от 14 января 2022 года N 11-р, от 21 января 2022 года N 18-р); с 15 ноября 2021 года - парикмахерских и салонов красоты по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, оказывающих косметические услуги (в том числе спа, татуаж, массаж), массажных салонов, соляриев; с 15 декабря 2021 года - государственного казенного учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району, торговых объектов, указанных в приложении N 5 к настоящему распоряжению, и административно-деловых центров, расположенных по адресам, указанным в приложении N 6 к настоящему распоряжению; с 22 января 2022 года - детских игровых комнат, детских развлекательных центров (абзац введен распоряжением губернатора Амурской области от 21 января 2022 года N 18-р) (пп. 1 в ред. распоряжения губернатора Амурской области от 07 декабря 2021 года N 254-р);
2) на территориях городов Белогорск, Зея, Райчихинск, Свободный, Тында, Шимановск Амурской области, Благовещенского района Амурской области следующих организаций и объектов: с 01 ноября 2021 года - организаций общественного питания; с 15 ноября 2021 года - музеев, организаций физической культуры и спорта (фитнес- и тренажерных залов, клубов, спортивно-досуговых организаций, бассейнов), кинотеатров (кинозалов), театров, концертных залов, филармоний, библиотек, ТЦ; с 22 января 2022 года - детских игровых комнат, детских развлекательных центров (абзац введен распоряжением губернатора Амурской области от 21 января 2022 года N 18-р) (пп. 2 в ред. распоряжения губернатора Амурской области от 10 ноября 2021 года N 232-р);
3) на территории Бурейского муниципального округа Амурской области следующих организаций и объектов: с 01 декабря 2021 года - организаций общественного питания, музеев, организаций физической культуры и спорта (фитнес- и тренажерных залов, клубов, спортивно-досуговых организаций, бассейнов), кинотеатров (кинозалов), театров, концертных залов, филармоний, библиотек, ТЦ; с 22 января 2022 года - детских игровых комнат, детских развлекательных центров (пп. 3 в ред. распоряжения губернатора Амурской области от 21 января 2022 года N 18-р).
QR-код предъявляется лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета либо иного подобного устройства.
Действие настоящего пункта не распространяется на студентов и преподавателей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, являющихся гражданами иностранных государств, в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящего распоряжения.
Действие настоящего пункта не распространяется на лиц, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при предъявлении ими справки о наличии таких противопоказаний, выданной в порядке и по форме, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2021 года N 1053н "Об утверждении формы медицинской документации "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации" и порядка ее выдачи, формы медицинской документации "Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядка ее ведения, а также формы "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" (далее - справка о наличии медицинских противопоказаний) (абзац введен распоряжением губернатора Амурской области от 07 декабря 2021 года N 254-р).
Действие настоящего пункта не распространяется на лиц, посещающих медицинские организации, расположенные в ТЦ, административно-деловых центрах, расположенных по адресам, указанным в приложении N 6 к настоящему распоряжению (абзац введен распоряжением губернатора Амурской области от 14 января 2022 года N 11-р)".
Пунктом 4.3 распоряжения установлено, что индивидуальным предпринимателям, руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, собственникам, управляющим компаниям (арендодателям) ТЦ, торговых объектов, административно-деловых центров, указанных в пункте 42 настоящего распоряжения, обеспечить (в ред. распоряжения губернатора Амурской области от 26 ноября 2021 года N 248-р):
1) проведение проверки действительности QR-кода (о вакцинации, об отсутствии заболевания либо о перенесении заболевания), предъявляемого посетителем, путем его сканирования камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и соответствия инициалов и даты рождения посетителя, содержащихся в QR-коде, данным, содержащимся в паспорте гражданина (посетителя);
2) проведение проверки предъявляемых посетителем сертификата о вакцинации, справки об отсутствии заболевания, справки о перенесении заболевания, справки о наличии медицинских противопоказаний с данными, содержащимися в паспорте гражданина (посетителя) (пп. 2 в ред. распоряжения губернатора Амурской области от 07 декабря 2021 N года 254-р);
3) недопущение нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется их деятельность, лиц старше 18 лет, не имеющих сертификата (QR-кода) о вакцинации, справки (QR-кода) об отсутствии заболевания, справки (QR-кода) о перенесении заболевания, справки о наличии медицинских противопоказаний (пп. 3 в ред. распоряжения губернатора Амурской области от 07 декабря 2021 года N 254-р)".
Пунктом 4.5 распоряжения установлено, что с 01 декабря 2021 года руководителям образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением общеобразовательных организаций), расположенных на территории Амурской области:
1) реализовывать образовательные программы для обучающихся старше 18 лет, не имеющих сертификата (QR-кода) о вакцинации, справки (QR-кода) об отсутствии заболевания, справки (QR-кода) о перенесении заболевания, исключительно в форме самостоятельной работы указанных обучающихся и/или с применением электронного обучения, дистанционных образовательных программ;
2) при проведении занятий (мероприятий) с обучающимися старше 18 лет с их очным присутствием осуществлять контроль за наличием у данных обучающихся сертификата (QR-кода) о вакцинации, справки (QR-кода) об отсутствии заболевания, справки (QR-кода) о перенесении заболевания.
Действие настоящего пункта не распространяется на лиц, имеющих справки о наличии медицинских противопоказаний (абзац введен распоряжением губернатора Амурской области от 07 декабря 2021 года 254-р)".
Пунктом 7.1 распоряжения установлено, что гражданам Российской Федерации, проживающим и (или) временно находящимся на территории Амурской области, в возрасте старше 60 лет, не имеющим сертификата (справки (для лиц, которые проходят военную службу) о получении второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо о получении однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на бумажном носителе либо в форме QR-кода, полученного на Едином портале государственных и муниципальных услуг, либо справки (QR-кода), подтверждающей отрицательный результат лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID) (ПЦР-исследование), полученной не ранее чем за 48 часов, либо справки, сертификата (QR-кода), подтверждающих перенесение заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не более шести месяцев назад (далее соответственно - сертификат (QR-код) о вакцинации, справка (QR-код) об отсутствии заболевания, справка (QR-код) о перенесении заболевания), соблюдать режим самоизоляции в домашних условиях (в ред. распоряжения губернатора Амурской области от 18 февраля 2022 года N 35-р)".
В указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения распоряжениями губернатора Амурской области от 03 апреля 2020 года N 49-р, от 07 апреля 2020 года N 54-р, от 10 апреля 2020 года N 58-р, от 17 апреля 2020 года N 69-р, от 21 апреля 2020 года N 75-р, от 28 апреля 2020 года N 85-р, от 30 апреля 2020 года N 92-р, от 08 мая 2020 года N 96-р, от 15 мая 2020 года N 102-р, от 19 мая 2020 года N 103-р, от 22 мая 2020 года N 107-р, от 29 мая 2020 года N 113-р, от 02 июня 2020 года N 114-р, от 05 июня 2020 года N 118-р, от 13 июня 2020 года N 132-р, от 19 июня 2020 года N 136-р, от 23 июня 2020 года N 138-р, от 25 июня 2020 года N 140-р, от 26 июня 2020 года N 142-р, от 26 июня 2020 года N 143-р (ред. 03 июля 2020 года), от 30 июня 2020 года N 145-р, от 30 июня 2020 года N 147-р, от 03 июля 2020 года N 149-р, от 10 июля 2020 года N 155-р, от 23 июля 2020 года N 165-р, от 23 июля 2020 года N 166-р, от 30 июля 2020 года N 175-р, от 07 августа 2020 года N 182-р, от 14 августа 2020 года N 186-р, от 21 августа 2020 года N 191-р, от 28 августа 2020 года N 200-р, от 04 сентября 2020 года N 206-р, от 18 сентября 2020 года N 224-р, от 25 сентября 2020 года N 225-р, от 30 сентября 2020 года N 229-р, от 16 октября 2020 года N 239-р, от 23 октября 2020 года N 250-р, от 30 октября 2020 года N 259-р, от 06 ноября 2020 года N 263-р, от 13 ноября 2020 года N 268-р, от 27 ноября 2020 года N 275-р, от 11 декабря 2020 года N 286-р (ред. 18 декабря 2020 года), от 25 декабря 2020 года N 296-р, от 15 января 2021 года N 3-р, от 12 февраля 2021 года N 22-р, от 12 марта 2021 года N 36-р, от 08 апреля 2021 года N 55-р, от 26 апреля 2021 года N 70-р, от 26 мая 2021 года N 93-р, от 16 июня 2021 года N 106-р, от 18 июня 2021 года N 111-р, от 13 июля 2021 года N 129-р, от 30 июля 2021 года N 144-р, от 13 августа 2021 года N 163-р, от 13 октября 2021 года N 206-р, от 25 октября 2021 года N 221-р, от 10 ноября 2021 года N 232-р, от 26 ноября 2021 года N 248-р, от 07 декабря 2021 года N
254-р, от 14 декабря 2021 года N 262-р, от 16 декабря 2021 года N 263-р, от 14 января 2022 года N 11-р, от 21 января 2022 года N 18-р, от 27 января 2022 года N 21-р, от 18 февраля 2022 года N 35-р, от 05 марта 2022 года N 42-р, от 11 марта 2022 года N 48-р, от 16 марта 2022 года N 49-р, от 21 апреля 2022 года N 77-р, от 04 мая 2022 года N 86-р, от 30 мая 2022 года N 109-р
Распоряжением губернатора Амурской области от 18 февраля 2022 года N 35-р "О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N 10-р" пункты 4.2 - 4.5 признаны утратившими силу.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 05 марта 2022 года N 42-р "О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N 10-р" пункт 7.1 признан утратившим силу.
07 июля 2022 года в связи с изданием распоряжения губернатора Амурской области N 146-р "О признании утратившим силу некоторых распоряжений губернатора Амурской области" распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N10-р утратило силу.
Ивченко О.А, Сибирев Д.С, Рязанов Ю.С, Кипарисова Я.С, Тарасова С.В, Русанова Н.В, Никулина И.В, Никулин С.Н, Братышева А.Н, Шевцов А.А, Трунова О.В, Трунов В.Г, Труш С.А, Асланова О.Ю, Дмитрук Н. В, Троценко О.С, Агасов И.С, Гаврилюк Г.Н, Гершевич М.М, Цюк С.А, Кривенко А.В, Лазаренко О.Н, Дубянская Е.А, Касьмина И.Н, Тандуров К.А. обратились в Амурский областной суд с административным исковым заявлением к губернатору Амурской области о признании недействующими с момента принятия пункты 4.2, 4.3, 4.5, 7.1 распоряжения губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N10-р "О введении режима повышенной готовности".
Административный истец Кипарисова Я.С, уточнив заявленные требования, просила признать распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N10-р противоречащим Уставу (Основному закону) Амурской области в части пункта 4 статьи 76, а также Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В обоснование заявленных требований указано, что в связи с принятием оспариваемого распоряжения, которое принято с нарушением порядка и не проходило процедуру регистрации, административные истцы лишены возможности свободно посещать определенные объекты, размещенные на территории Амурской области.
Решением Амурского областного суда от 05 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Кипарисова Я.С, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить постановленный судебный акт и принять по делу новое решение.
В обоснование указывает, что доводы административных истцов о нарушении порядка принятия оспариваемого распоряжения не нашли отражения в мотивировочной части решения. Так, распоряжение не проходило процедуру регистрации, при его опубликовании не исполнены требования Закона Амурской области. Кроме того, административным ответчиком не доказано, что порядок принятия оспариваемого распоряжения не является нарушенным и в полной мере соблюден.
В письменных возражениях губернатор Амурской области и прокурор, участвовавший в деле, выражают мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела по существу судом сделан обоснованный вывод о том, что распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N "О введении режима повышенной готовности" отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку оно содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере защиты жизни и здоровья населения.
В соответствии со статьями 1 и 2, подпунктами "а", "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе, направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ таким должностным лицом на региональном уровне является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения о вводе режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпунктам "а", "г", "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, которые обязаны соблюдать граждане в соответствии со статьей 19 данного закона; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Пунктами 1, 5 и 6 части 2 статьи 10 Закона Амурской области от 06 марта 1997 года N 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, губернатор Амурской области принимает решение об отнесении возникших на территории области чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении в соответствии с пунктом 1 настоящей части режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; может устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а" статьи 10 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом, распоряжением губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N10-р в первоначально действующей редакции был введен режим повышенной готовности, органам государственной власти поручено в рамках возложенных полномочий принять меры по реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
Первоначальная действующая редакция оспариваемого распоряжения не вводила ограничения прав и свобод граждан, а налагала определенные обязанности на органы государственной власти области, соответственно все последующие изменения принимались также в форме распоряжения.
При этом, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, издание оспариваемого нормативного правового акта в форме распоряжения, а не постановления, не изменяет его правовой природы по предмету регулирования, направленному на обеспечение защиты и здоровья населения Амурской области.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 83 Закона Амурской области от 13 декабря 1995 года N 40-ОЗ "Устав (основной Закон) Амурской области", принятый Амурским областным Собранием 16 ноября 1995 года, нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области и иных исполнительных органов области подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах указанных органов в соответствии с законом области. Нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области и иных исполнительных органов области вступают в силу в порядке, установленном законом области.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что первоначально распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N 10-р было опубликовано на официальном сайте правительства Амурской области в информационно телекоммуникационной сети Интернет на официальном портале правительства Амурской области www.amurobl.ru.
Все последующие изменения в указанное распоряжение, помимо официального портала правительства Амурской области, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Полно и всесторонне проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов высшим должностным лицом Амурской области, включая требования к форме акта и порядку введения его в действие, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято губернатором Амурской области в пределах предоставленных ему федеральным и региональным законодателями полномочий, с соблюдением требований к форме его издания, порядку принятия нормативного правового акта и его обнародования.
Как следует из содержания распоряжения губернатора Амурской области от 27 января 2020 года N 10-р, оно принято в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации и Амурской области.
02 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Вопреки утверждению административных истцов оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий губернатора Амурской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и не противоречат нормам федерального законодательства, а также законодательству Амурской области, которые были применены судом при разрешении спора.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 данного Федерального закона).
В силу положений статей 6, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Согласно пункту 6 Перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства N 1998, утвержденного Президентом Российской Федерации 24 октября 2021 года, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести допуск на посещение гражданами отдельных организаций только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против короновирусной инфекции или ранее перенесенное заболевание. Для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации - наличие надлежащим образом заверенного и выданного медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний.
Установив имеющиеся обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что введенные губернатором Амурской области требования о предъявлении гражданами, проживающими и временно находящимися на территории Амурской области, QR-кодов при посещении определенных помещений (объектов) являются соразмерными, не носят произвольный характер, соответствуют принципам разумности, направлены на соблюдение баланса публичных и частных интересов, поскольку направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровью населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемиологического распространения заболеваемости короновирусной инфекцией на территории Амурской области, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на его территории.
Отсутствие законодательно закрепленного понятия QR-кода также не свидетельствует о незаконности оспариваемых истцами нормативных положений, поскольку QR-код - тип матричных штриховых кодов (или двухмерных штриховых кодов), представляет собой лишь способ хранения информации, что соответствует реалиям современного общества.
Как верно указано в обжалуемом судебном акте, доводы административных истцов о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом их конституционных прав являются несостоятельными, поскольку введенные правила поведения, носящие временный характер, направлены не на ограничение прав граждан, а на защиту их жизни и здоровья.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 05 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Кипарисовой Я.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Амурский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.