Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Захарова Е.И. и Роженцевой Ю.В.
при секретаре Банниковой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика правительства Амурской области на решение Амурского областного суда от 28 ноября 2022 года
по административному делу N 3а-176/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Казанцева А.К, индивидуального предпринимателя Белова В.Н, индивидуального предпринимателя Гучинской Л.И, индивидуального предпринимателя Жук Т.Н, индивидуального предпринимателя Чуркина А.Б, общества с ограниченной ответственностью "Сибиряк" и общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Амур Алко" об оспаривании постановления правительства Амурской области от 10 октября 2022 года N 999 "О временных нормативах накопления твердых коммунальных отходов".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, объяснения представителя административного ответчика С.С.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
индивидуальные предприниматели Казанцев А.К, Белов В.Н, Гучинская Л.И, Жук Т.Н. и Чуркин А.Б, общество с ограниченной ответственностью "Сибиряк" (далее - ООО "Сибиряк") и общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Амур Алко" (далее - ООО ТК "Амур Алко") обратились в суд с административным исковым заявлением к правительству Амурской области, в котором просили признать недействующим постановление от 10 октября 2022 года N 999 "О временных нормативах накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 999).
В обоснование административных исковых требований указано, что административные истцы осуществляют на территории Амурской области предпринимательскую деятельность, реализуя товары в продовольственных магазинах. Начисление оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за нежилые помещения - промтоварные и продовольственные магазины должно осуществляться на основании Постановления N 999. В соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269, (далее - Правила) в целях определения нормативов должны проводиться замеры отходов. При этом согласно информации, размещенной на официальном сайте правительства Амурской области, замеры проводятся начиная с 11 апреля 2022 года, то есть они проведены только за три сезона - весна, лето, осень, и по результатам этих замеров в нарушение Правил административным ответчиком приняты временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Понятие временного норматива накопления твердых коммунальных отходов, а также порядок их определения отсутствуют в действующем законодательстве, как и возможность взимания оплаты за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при использовании в расчетах временных нормативов. Кроме того, фактически правительством Амурской области приняты нормативы в размерах, соответствующих установленным в ранее действующем нормативном правовом акте, признанном судом недействующим, что означает противоречие Постановления N 999 не только нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, но и судебному решению.
Решением Амурского областного суда от 28 ноября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление N 999.
В апелляционной жалобе правительство Амурской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что вывод суда о принятии в нарушение с Правилами и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр, (далее - Методические рекомендации) нормативов по результатам замеров по трем сезонам является неверным. Замеры проведены по трем сезонам, что недопустимо для установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а решение принято об утверждении временных нормативов до установления нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, что требований федерального законодательства не нарушает. Также полагает ошибочным вывод суда о том, что временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов должны приниматься в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, поскольку последние не регламентируют порядок принятия временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, так как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, он имеет право на получение вознаграждения за оказанные услуги.
В письменных возражениях административные истцы и прокурор, участвовавший в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
При рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что Постановление N 999 отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку оно содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области.
Административные истцы Казанцев А.К, Белов В.Н, Гучинская Л.И, Жук Т.Н, Чуркин А.Б, ООО "Сибиряк" и ООО ТК "Амур Алко" осуществляют предпринимательскую деятельность, связанную с розничной торговлей продовольственными и промышленными товарами. При этом:
Казанцев А.К. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (промтоварный магазин);
Белов В.Н. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (промтоварный магазин);
Гучинская Л.И. является собственником нежилых помещений по адресу: "адрес" (сдает в аренду ООО "Амур Алко" под размещение продовольственных магазинов);
Жук Т.Н. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (промтоварный магазин);
Чуркин А.Б. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" (промтоварный магазин);
ООО "Сибиряк" является арендатором нежилых помещений по адресам: "адрес" (под размещение продовольственных магазинов).
По каждому из указанных торговых объектов региональным оператором обществом с ограниченной ответственностью "Полигон" осуществляется начисление палаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в адреса административных истцов направляются счета на оплату.
Данные обстоятельства установлены решением Амурского областного суда от 27 декабря 2021 года по административному делу N, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что Казанцев А.К, Белов В.Н, Гучинская Л.И, Жук Т.Н, Чуркин А.Б, ООО "Сибиряк" и ООО ТК "Амур Алко" вправе обратиться в Амурский областной суд с требованиям о признании недействующим Постановления N 999, поскольку размер платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для них рассчитывается в соответствии с оспариваемым постановлением.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Из статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов в силу пункта 9 статьи 3 закона Амурской области от 10 мая 2016 года N 679-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления" отнесено к полномочиям правительства Амурской области.
Правительство Амурской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Амурской области и законов Амурской области, а также постановлений и распоряжений губернатора Амурской области издает постановления и распоряжения, которые подписываются губернатором Амурской области, а в его отсутствие - должностным лицом, исполняющим обязанности губернатора Амурской области (части 1 и 3 статьи 9 закон Амурской области от 07 июня 2007 года N 347-ОЗ "О Правительстве Амурской области").
Постановлением правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года N 606 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области (далее - Постановление N 606). Среднесезонные ежесуточные и годовые нормативы определены по нескольким категориям объектов, в том числе по предприятиям торговли - продовольственные магазины, промтоварные магазины.
Решением Амурского областного суда от 22 марта 2021 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июня 2021 года, Постановление N 606 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение решения Амурского областного суда от 22 марта 2021 года правительством Амурской области было принято постановление от 26 июля 2021 года N 521, которым в Постановление N 606 внесены изменения в части нормативов накопления твердых коммунальных отходов по предприятиям торговли - продовольственные магазины, промтоварные магазины.
Решением Амурского областного суда от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 года, Постановление N 606 (в редакции постановления правительства Амурской области от 26 июля 2021 года N 521) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для продовольственных и промтоварных магазинов признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
10 октября 2022 года постановлением правительства Амурской области N 999 утверждены временные нормативны накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области в отношении следующих категорий объектов: продовольственные магазины (1 м2 общей площади) - 0, 00298 м3/сут. и 0, 4154 кг./сут. - среднесезонный суточный норматив накопления твердых коммунальных отходов, 1, 0908 м3/год и 151, 6217 кг./год - среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов; промтоварные магазины (1 м2 общей площади) - 0, 00188 м3/сут. и 0, 23425 кг./сут. - среднесезонный суточный норматив накопления твердых коммунальных отходов, 0, 6871 м3/год и 85, 5023 кг./год - среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом - правительством Амурской области, в установленной форме - постановление, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования. По этим основаниям нормативный правовый акт административными истцами не оспаривался.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно пункту 4 которых нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
В силу пунктов 5 и 6 Правил категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
На основании пункта 7 Правил в целях установления нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Сбор данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункты 13 и 14 Правил).
По формулам, приведенным в пунктах 19 и 20 Правил, определяются годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365).
Согласно пунктам 8 и 9 Методических рекомендаций при определении нормативов рекомендуется использовать стандартные контейнеры емкостью 0, 75 - 1, 1 куб.м. или полиэтиленовые мешки с определенной емкостью. С целью более точного учета отходов рекомендуется установка дополнительных контейнеров (уточняется при обследовании выбранных участков). Сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований по настоящему делу, суд первой инстанции верно установил, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что в соответствии с установленным Правилами и Методическими рекомендациями порядком были произведены замеры отходов по объектам "продовольственные и промтоварные магазины" и соответствующие расчеты при принятии Постановления N 999, а установлением временных нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов законом не предусмотрено. При этом при определении временного норматива накопления твердых коммунальных отходов правительством Амурской области использованы нормативы, аналогичные содержащимся в Постановлении N 606 (в редакции постановления правительства Амурской области от 26 июля 2021 года N 521), признанном решением Амурского областного суда от 27 декабря 2021 года недействующим.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о принятии нормативов по результатам замеров по трем сезонам на правильность судебного акта не влияют, так как сведений о проведении замеров в установленном порядке по четырем сезонам в материалы дела не представлено, а не проведение таких замеров свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Ссылки апеллянта на то, что Постановлением N 999 установлены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов, а федеральное законодательство не регламентирует порядок их принятия, поэтому нельзя говорить о нарушении федеральных нормативных правовых актов, судебная коллегия отклоняет. Так, действующее законодательство не предусматривает возможности принятия временных нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы накопления, без проведения соответствующих замеров либо на основании ранее проведенных замеров. Кроме того, установленные оспариваемым нормативным правовым актом нормативы аналогичны нормативам, признанным решением Амурского областного суда от 27 декабря 2021 года недействующими, поскольку они получены с существенным нарушением Правил и Методических рекомендаций.
Необходимость оплаты услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, не может служить основанием для принятия нормативного правового акта без проведения в установленном порядке необходимых замеров образующихся твердых коммунальных отходов.
Основания, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Амурского областного суда от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика правительства Амурской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Амурский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.