Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-55/2022 по административному исковому заявлению Газдарова З.Л. о признании неправомочным действующего состава Собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения четвертого созыва
с апелляционной жалобой Газдарова З.Л. на решение Камчатского краевого суда от 26 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя Собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения Аликина Е.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Газдаров З.Л. обратился в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным действующего состава Собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения четвертого созыва, избранного на муниципальных выборах, состоявшихся 13 сентября 2020 года. В обоснование заявленных требований указал, что является жителем п. Усть-Камчатск Усть-Камчатского муниципального района Камчатского края. Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 26 Устава Усть-Камчатского сельского поселения Собрание депутатов Усть-Камчатского сельского поселения (далее - Собрание депутатов) состоит из десяти депутатов, и сессия Собрания депутатов правомочна, если на ней присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов. В результате досрочного прекращения полномочий шести депутатов на основании поданных ими заявлений по состоянию на 29 сентября 2022 года Собрание депутатов неправомочно принимать какие-либо решения, что является основанием для признания состава Собрания депутатов четвертого созыва неправомочным. Дополнительно административный истец указал на нелегитимность депутата Аликина Е.Н, возложившего на себя полномочия Главы Усть-Камчатского сельского поселения, а затем и полномочия председателя Собрания депутатов. Полагал, что, инициировав проведение дополнительных выборов, Аликин Е.Н. тем самым признал неправомочность Собрания депутатов. В неправомочном составе проходили сессии Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района 28 октября 2022 года и 22 ноября 2022 года. Являясь нелегитимным депутатом неправомочного Собрания депутатов, Аликин Е.Н. между тем решением Совета народных депутатов вошел в список депутатов данного органа.
Решением Камчатского краевого суда от 26 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Газдаров З.Л. просит решение суда отменить и принять новое решение, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обосновании жалобы указал, что в административном исковом заявлении просил признать неправомочным состав Собрания депутатов в лице 4 депутатов из 10, которым он являлся с 29 сентября 2022 года, а не с 19 декабря 2022 года. Суд первой инстанции оставил без внимания тот факт, что на момент первого судебного заседания по настоящему делу состав Собрания Усть-Камчатского сельского являлся незаконным.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Собранием депутатов Усть-Камчатского сельского поселения и прокурором, участвующим в деле представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения Аликин Е.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом. Административный истец Газдаров З.Л. удален из зала судебного заседания за нарушение установленного порядка.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которым установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования и не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35).
Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения краевого суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования.
Положениями статьей 4, 26 Устава Усть-Камчатского сельского поселения, утвержденного решением Совета народных Собрания депутатов Усть-Камчатского муниципального района от 1 августа 2018 года (далее - Устав), определено, что Собрание депутатов является представительным органом местного самоуправления сельского поселения, срок полномочий которого составляет пять лет, состоит из десяти депутатов, избираемых на муниципальных выборах в соответствии с действующим законодательством, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от указанной численности депутатов. Собрание депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях, которые правомочны, если на них присутствует 50% от числа избранных депутатов.
Из материалов дела следует, что постановлением избирательной комиссии Усть-Камчатского муниципального района от 14 сентября 2020 года N 22/6 признаны состоявшимися и действительными выборы Собрания депутатов, избранными депутатами признаны С1, Ю, Ч1, Аликин Е.Н, С2, А1, Ч2, Б, И1, Д1.
27 сентября 2022 года от депутатов Ю, С2, Б, Ч2, Ч1, И1. поступили заявления о прекращении полномочий на основании пункта 9 статьи 27 Устава.
Решением Собрания депутатов N 160, принятым на 19 сессии Собрания депутатов, полномочия перечисленных депутатов признаны досрочно прекращенными с 28 сентября 2022 года.
Таким образом, на момент обращения Газдарова З.Л. с административным исковым заявлением, Собрание депутатов состояло из четырех действующих депутатов.
Как предусмотрено пунктами 8, 9 статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 67-ФЗ), если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (пункт 10 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 12 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Аналогичное положение закреплено в части 10 статьи 27 Устава.
Судом установлено, что 29 сентября 2022 года заместителем председателя Собрания депутатов Аликиным Е.Н. председателю Усть-Камчатской территориальной избирательной комиссии направлено уведомление о досрочном прекращении полномочий шести депутатов, в котором выражена просьба назначить в кратчайшие сроки дополнительные выборы депутатов Собрания депутатов.
Постановлением Усть-Камчатской территориальной избирательной комиссии от 3 октября 2022 года N 12/1 дополнительные выборы депутатов Собрания депутатов назначены на 18 декабря 2022 года.
Постановлением избирательной комиссии Усть-Камчатского муниципального района от 18 декабря 2022 года N 23/2 признаны состоявшимися и действительными выборы Собрания депутатов, избранными депутаты явились: А2, А3, Д2, И2, С3, С4.
Полномочия избранных депутатов, избранных 18 декабря 2022 года, признаны решением Собрания депутатов от 22 декабря 2022 года N 164.
Таким образом, состав Собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения восполнен в соответствии с требованиями статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, с соблюдением установленных законом сроков и процедур.
Предусмотренных пунктом 10 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ препятствий для назначения дополнительных выборов не имелось, поскольку в результате этих выборов депутаты могли быть избраны на срок более одного года.
Доводы апеллянта о том, что в рассматриваемом случае должны были назначаться досрочные выборы в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ после признания состава Собрания депутатов неправомочным судом основаны, на неправильном толковании закона без учета положений статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающей возможность восполнения состава представительного органа.
Оценивая доводы административного истца о неправомерном принятии заместителем председателя Собрания депутатов Аликиным Е.Н. на себя полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы сельского поселения, суд признал их ошибочными со ссылкой на положения части 4 статьи 26, части 16 статьи 28 Устава, с чем соглашается судебная коллегия.
Как верно указал суд, возложение распоряжением заместителя председателя Собрания депутатов Аликина Е.Н. от 29 сентября 2022 года N 30 на себя обязанностей председателя Собрания депутатов и главы сельского поселения носило вынужденный характер, имело правовые основания и срок осуществления этих полномочий ограничивался избранием депутатов на соответствующие должности на следующей сессии.
В ходе судебного разбирательства доказательств нарушения прав граждан в период с момента досрочного прекращения полномочий шести депутатов до утверждения результатов дополнительных выборов не установлено. Сведения о назначении и проведении внеочередных сессий Собрания депутатов отсутствуют.
Ссылки апеллянта на необоснованное проведение заседаний Совета народных депутатов 28 октября 2022 года и 22 ноября 2022 года с участием депутата Аликина Е.Н. во внимание не принимаются, поскольку данные обстоятельства предметом настоящего административно-правового спора не являются.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Газдарова З.Л. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.