Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Красиковой О.Е, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Акматовой О.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-8/2023) по административному исковому заявлению ООО "Тувинская горнорудная компания" о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе Главы Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 31 января 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения представителя ООО "Тувинская горнорудная компания" Калинина С.В, представителя Главы Республики Тыва Куулар А.-А. К.-о, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2022 года Президентом Российской Федерации издан Указ N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756".
Главой Республики Тыва 07 ноября 2022 года издан Указ N 356 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757" (далее - Указ N 356).
Подпунктами 1, 3, 4 пункта 3 Указа N 356 (в редакции, действовавшей на момент подачи административного искового заявления и вынесения решения) на ООО "Тувинская горнорудная компания" возложена обязанность:
1) осуществлять продажу каменного угля физическим лицам без ограничений по объему приобретаемого угля и предоставлению документов, подтверждающих право собственности, владения и пользования;
3) организовать приоритетную отгрузку каменного угля продавцам твердого топлива, осуществляющим розничную продажу каменного угля из топливных складов г. Кызыла;
4) обеспечить в период с 21 декабря 2022 г. по 28 февраля 2023 г. (за исключением 1, 2 и 7 января 2023 г.) отгрузку каменного угля для топливных складов, установив время въезда/выезда на угольные разрезы грузового автотранспорта, обслуживающего топливные склады, в рабочие дни с 08.00 до 19.00 час, в выходные и праздничные дни - с 09.00 до 17 час.
Общество с ограниченной ответственностью "Тувинская горнорудная компания" (далее - ООО "Тувинская горнорудная компания", ООО "ТГРК", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просят признать недействующими со дня принятия подпункты 1, 3, 4 пункта 3 Указа N 356. Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые положения противоречат статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Полагают, что установленные оспариваемым указом ограничения являются неправомерными, так как приняты вне рамок компетенции Главы Республики Тыва, установленной Указом N 757, без учёта текущей ситуации и возникающих рисков на территории Республики Тыва. Указывают, что у Общества отсутствуют правовые основания по реализации угля топливным складам по регулируемой Правительством цене. Оспариваемый пункт нарушает права и законные интересы ООО "ТГРК" по совершению сделок на рынке реализации угля, ограничивает конкуренцию с иными хозяйствующими субъектами, установление цены за тонну каменного угля не покроет затраты, связанные с производством, что приведет к неплатежеспособности Общества.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 31 января 2023 года административный иск удовлетворен.
На указанное решение представителем Главы Республики Тыва подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указывает, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации наделены Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 757 полномочиями по принятию решений по реализации мер для удовлетворения нужд населения с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории этого субъекта Российской Федерации. Принятые решения являются обязательными для исполнения организациями, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Включение подпункта 1 пункта 3 Указа N 356 обусловлено тем, что Обществом допускались факты нарушения прав потребителей, заключающиеся в ограничении при реализации каменного угля физическим лицам по объему, а также требовании о предоставлении документов на жилые помещения, содержащих персональные данные. Включение подпункта 4 пункта 3 оспариваемого указа обусловлено тем, что Общество осуществляло розничную продажу каменного угля в ограниченные периоды времени, в связи с чем изменен режим работы в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокурором, участвовавшим в деле, представителем административного истца представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Главы Республики Тыва Куулар А.-А. К.-о, участвующая в деле с использованием видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ООО "Тувинская горнорудная компания" Калинин С.В, участвующий в деле с использованием видеоконференц-связи, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 756 на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.
Согласно пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 756" на территориях субъектов Российской Федерации, не названных в пунктах 1, 3 и 4 настоящего Указа, введен режим (уровень базовой готовности), в рамках которого высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по принятию решений о проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения. Высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных субъектов Российской Федерации реализуют также следующие меры:
а) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
б) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
Пунктом 6 Указа N 757 установлено, что перечень реализуемых мер, сроки, особенности и порядок их реализации определяются решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории этого субъекта Российской Федерации.
Проанализировав положения Конституции Республики Тыва, Закона Республики Тыва от 08 мая 2013 года N 1852 ВХ-1 "О нормативных правовых актах Республики Тыва" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принятии оспариваемого нормативного акта уполномоченным должностным лицом.
Пунктом 1 оспариваемого указа N 356 установлено, что на территории Республики Тыва Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" введен режим (уровень базовой готовности), в рамках которого осуществляются:
мероприятия по защите населения и территорий Республики Тыва от чрезвычайных ситуаций;
меры для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения Республики Тыва;
усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
Перечень реализуемых мер, сроки, особенности и порядок их реализации определяются решениями Главы Республики Тыва самостоятельно с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории Республики Тыва.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО "Тувинская горнорудная компания" осуществляет добычу каменного угля, дополнительными видами деятельности Общества является оптовая торговля твердым топливом, розничная торговля углем, бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, древесным топливом, топливным торфом в специализированных магазинах.
Реализация угля как топливо твердое, печное бытовое для печного отопления ООО "ТГРК" осуществляет гражданам (физическим лицам) по регулируемой Правительством Республики Тыва цене в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Постановлением Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).
Как указано выше, подпунктом 1 пункта 3 указа N 356 (действовавшего на момент подачи иска и вынесения решения) ООО "Тувинская горнорудная компания" предписано осуществлять продажу каменного угля физическим лицам без ограничений по объему приобретаемого угля и предоставлению документов, подтверждающих право собственности, владения и пользования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий.
Указанным подпунктом 1 пункта 3 указа N 356 ООО "Тувинская горнорудная компания" ставится в неравное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку угля.
Данный подпункт 1 пункта 3, как правильно указал суд первой инстанции, противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей свободу в заключение договора.
Кром того, судебная коллегия отмечает, что на момент рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции Указом Главы Республики Тыва от 20 марта 2023 года N 92 подпункт 1 пункта 3 Указа Главы Республики Тыва от 7 ноября 2022 года N 356 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757" признан утратившим силу.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 января 2023 года N 17 утвержден Порядок реализации прав отдельных потребителей на приобретение твердого топлива, реализуемого на территории Республики Тыва по регулируемым ценам.
Пунктом 5 данного Порядка предусмотрено, что твердое топливо реализуется угледобывающими организациями по отпускной цене владельцам топливных складов, отвечающим следующим требованиям:
1) приобретение твердого топлива для снабжения населения муниципального образования Республики Тыва, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, твердым топливом в необходимых объемах;
2) реализация твердого топлива осуществляется непосредственно на топливном складе;
3) реализация твердого топлива осуществляется по предельным розничным ценам;
4) приобретение твердого топлива на основании договора купли-продажи, одним из условий которого является приобретение твердого топлива для граждан, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
5) владелец топливного склада включен в реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу твердого топлива гражданам в топливных складах.
Как установлено судом и не оспаривается стороной административного ответчика, реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу твердого топлива гражданам в топливных складах, будет составлен только в мае-июне 2023 года.
Учитывая данные обстоятельства, вывод суда первой инстанции о том, что обязанность, возложенная на Общество подпунктом 3 пункта 3 указа N 356 в виде организации приоритетной отгрузки каменного угля продавцам твердого топлива, осуществляющим розничную продажу каменного угля из топливных складов г. Кызыла неисполнима, является правильным, обоснованным и доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Подпунктом 4 пункта 3 Указа N 356 для ООО "Тувинская горнорудная компания" введен особый режим работы, а именно Общество обязано обеспечить в период с 21 декабря 2022 г. по 28 февраля 2023 г. (за исключением 1, 2 и 7 января 2023 г.) отгрузку каменного угля для топливных складов, установив время въезда/выезда на угольные разрезы грузового автотранспорта, обслуживающего топливные склады, в рабочие дни с 08.00 до 19.00 час, в выходные и праздничные дни - с 09.00 до 17 час.
Как указано выше, подпунктом "б" пункта 5 Указа Президента Российской Федерации N 757 высшим должностным лицам (органам исполнительной власти) указанных в данном пункте субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Тыва предоставлена возможность введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
Вместе с тем, ООО "Тувинская горнорудная компания" не владеет объектами, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики.
Особый режим работы ООО "ТГРК", введен подпунктом 4 пункта 3 Указа N 356 для отгрузки угля для топливных складов и не связан с работой объектов Общества, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о противоречии оспариваемых положениях Указа N 356 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания их недействующими.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и выводы суда первой инстанции не опровергают.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 31 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Республики Тыва - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Тыва.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 18 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.