Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Тертишниковой Л.А., рассмотрев без проведения судебного заседания материал N9а-17/2022 по частной жалобе административного истца ФИО1 в лице представителя ФИО2 на определение Верховного Суда Республики Алтай от 06 декабря 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления административного истца ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице своего представителя ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости - 691 773, 46 рублей, по состоянию на 01 июля 2022 года.
Определением Верховного Суда Республики Алтай от 06 декабря 2022 года в принятии указанного административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным определением, административный истец ФИО1 действуя через своего представителя ФИО2 подал частную жалобу, в которой изложена просьба об отмене определения и разрешении вопроса по существу.
В обоснование жалобы указано, что административным истцом соблюдено требование о досудебном порядке подачи административного искового заявления. Суд ошибочно полагает, что не заявленное истцом требование об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Республики Алтай "Центр государственной кадастровой оценки" (далее также - бюджетное учреждение) является основанием для отказа в принятии иска. Отказав в принятии административного иска суд лишил административного истца права на изменение его предмета.
В силу частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Пункт 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, позволяет исключить принятие судом к рассмотрению дел, явно не относящихся к его подведомственности, установленной данным Кодексом.
Как следует из содержания административного иска, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 1 596 500 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости является необоснованно завышенной, административный истец 20 октября 2022 года обратился в ГБУ Республики Алтай "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, представив отчет об оценке ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Решением государственного бюджетного учреждения Республики Алтай "Центр государственной кадастровой оценки" от ДД.ММ.ГГГГ N N истцу отказано в установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере рыночной стоимости, содержащейся в отчете об оценке, в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными и иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке.
Полагая право нарушенным, административный истец 01 декабря 2022 года обратился с вышеназванным административным иском в Верховный Суд Республики Алтай.
Отказывая в принятии административного искового заявления ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статьей 22, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, Закон о государственной кадастровой оценки), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Согласно положениям статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
10 декабря 2021 года Правительством Республики Алтай принято Постановление N377 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Республики Алтай", пунктом 1 которого установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" - 1 января 2022 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ с 1 января 2022 года на территории Республики Алтай полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает государственное бюджетное учреждение Республики Алтай "Центр государственной кадастровой оценки", решение которого может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, при этом требований об оспаривании решения бюджетного учреждения, приложенного к административному иску, не заявляет, что свидетельствует о несоблюдении административным истцом внесудебного порядка обращения в суд. Поскольку административный истец не обжаловал решение бюджетного учреждения, а заявил требование об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости, в принятии административного искового заявления отказал на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду того, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной не подлежит рассмотрению в судах.
С такими выводами суд апелляционной инстанции в полной мере согласиться не может в силу следующего.
Действительно, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ и постановлением Правительства Республики Алтай от 10 декабря 2021 года N 377 установлена дата перехода к применению на территории Республики Алтай положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2022 года.
При этом, согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрено оспаривание в судебном порядке решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости и лишь одновременно с его оспариванием может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) установлены следующие основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае неясности заявленных требований, суд в соответствии с частью 2 статьи 248 КАС РФ предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании части 2 статьи 196 КАС РФ.
В силу статей 132, 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами подготовки дела к судебному разбирательству, действиями суда при подготовке, являются, в том числе: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; установление правоотношений сторон; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.
Уточнение заявленных требований также относится к стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Таким образом, учитывая, что требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости может быть заявлено при предъявлении административного иска только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения недостатки поступившего в суд административного искового заявления могли быть устранены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, которая проводится с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года отказ в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости возможен в том случае, если он подан в суд минуя обращение в бюджетное учреждение.
В рассматриваемом случае, обратившись в Государственное бюджетное учреждение Республики Алтай "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, административным истцом был соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в принятии административного искового заявления по основаниям пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает иные недостатки административного искового заявления.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статьях 125, 126, 246 устанавливает определенные требования, предъявляемые к содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению должна быть приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае в приложении к административному исковому заявлению административным истцом представлена лишь выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, при этом выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости - отсутствует.
Отсутствие названного документа препятствует суду в установлении даты по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка и органа ее утвердившего.
В тексте административного искового заявления также не содержится указанная информация. Данные нарушения в силу статьи 130 Кодекса административного судопроизводства являются основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание, что приказом от 11 октября 2022 года N 303-ОД Министерства экономического развития Республики Алтай, имеющимся в свободном доступе, утверждены новые результаты кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Республики Алтай земельных участков на 01 января 2022 года, в том числе спорного в размере 1 522 876, 85 руб.
Таким образом, необходимо установить является ли оспариваемая истцом кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости актуальной, либо архивной, поскольку указанные обстоятельства влияют на порядок ее оспаривания.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, судебный акт подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции со стадии принятии административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 311, 315 - 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного Суда Республики Алтай от 06 декабря 2022 года отменить, материал по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости - 691 773, 46 рублей, по состоянию на 01 июля 2022 года направить в Верховный Суд Республики Алтай для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово).
Судья Л.А. Тертишникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.