Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Жудова Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы администрации муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 17 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 16 ноября 2022 года по административному делу по административному иску прокурора Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки (дело N 2а-701/2022), заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя прокуратуры Саниной О.В, возражавшей против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рязанского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки.
Требования мотивированы тем, что в результате произведенной проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Рязанской области от 05 декабря 2014 года N 87-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения", СанПин 2.1.3684-21 административным ответчиком схема размещения мест (площадок) накопления ТКО (КГО) на территории Рязанского муниципального района не утверждена, места (площадок) накопления ТКО (КГО) отсутствуют, что может привести к неблагоприятному воздействию на окружающую среду и здоровье граждан.
Определением суда от 17 июня 2022 года производство по делу в части требований о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО (КГО) на ул. Ленпоселок с.Дядьково Рязанского района Рязанской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 прекращено в связи с отказом прокурора Рязанского района Рязанской области от административных исковых требований в указанной части.
Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 16 ноября 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 февраля 2023 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами допущено не было.
Так, статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
На территории сельских поселений указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Как следует из содержания статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми определены порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 2 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Раздел II Правил предусматривает порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В силу п. 3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, прокуратурой Рязанского района Рязанской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Рязанского муниципального района Рязанской области законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области. Проверкой установлено, что администрацией не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Заокского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области: Заокское сельское поселение. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов администрацией муниципального образования - Рязанскимй муниципальный район Рязанской области не утверждался.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, Правилами об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, Правилами по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, утвержденными Решением Совета депутатов муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 29 мая 2017 года N 9/1, требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3, и исходил из того, что обязанность по утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (КГО) и по оборудованию контейнерных площадок для сбора ТКО на территории сельских поселений возложена на администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области.
Установив, что отсутствие контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, не определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (КГО), не ведение реестра сведений о создании таковых мест свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком своих публично-правовых обязанностей по созданию и обустройству на территории с. Заокское и с. Коростово мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п.3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции пришёл к выводу (с которым согласился суд апелляционной инстанции) о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом судами учтена позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П, согласно которой содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не усматривает, полагая, что они основаны на правильном применении приведенных выше положений федерального и регионального законодательства, а также подзаконных нормативных правовых актов, и в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, свидетельствующим о невыполнении администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области указанных выше обязанностей в сфере оборота ТКО.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут, так как не содержат указаний на какие-либо юридически значимые обстоятельства, которые не были бы учтены судами при разрешении административного иска, а также ставили бы под сомнение ту правовую оценку, которая была дана судами фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского районного суда Рязанской области от 17 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.