Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9/2022 по иску Майорова Виктора Ивановича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, о возложении обязанности включить в стаж период работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по кассационной жалобе Майорова В.И. на решение Сараевского районного суда Рязанской области от 11 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 24 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Майоров В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (далее также - ГУ-УПФР по Сараевскому району Рязанской области), в котором просил признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии N 210000007864/79768/21 от 06.05.2021, принятое УПФР в Сараевском районе Рязанской области (межрайонное); обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе Рязанской области (межрайонное) включить в специальный стаж периоды работы с 01.01.1992 по 31.12.2000 в должности электросварщика в колхозе "Родина", досрочно назначив трудовую пенсию по старости с 23.04.2021.
Определением суда от 25 октября 2021 г. на основании положений ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе Рязанской области (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области в связи с реорганизацией.
Решением Сараевского районного суда Рязанской области от 11 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 24 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Майорова В.И. отказано.
В кассационной жалобе представитель истца Майорова В.И. - Хаустова О.А. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 2 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых: досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и действующему после 01 января 1992 г, пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 01 января 1992 г. не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичный порядок подсчета страхового стажа закреплен в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреле 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения, исключающие возможность подтверждения характера работы лица, претендующего на досрочное пенсионное обеспечение, на основании свидетельских показаний, содержатся в разъяснениях, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.04.2021 Майоров В.И. обратился в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Сараевском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о назначения досрочной страховой пенсии по старости.
06.05.2021 решением территориального органа ПФР по Рязанской области N210000007864/79768/21 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23.04.2021 из-за отсутствия требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда.
Общая продолжительность трудовой деятельности Майорова В.И, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ, составила 07 лет 05 месяцев 25 дней.
Не включены пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы истца в должности электросварщика в колхозе "Родина" с 01.01.1992 по 31.12.2000 (09 лет 00 мес. 00 дн.), так как на основании архивных справок N 87, N 55, N 55 от 23.03.2021, лицевых счетов за 1992-2000 г.г. и акта документальной проверки N 1 от 15.04.2021, данная должность (без уточнения характера выполняемых работ или условий труда) не предусмотрена Списком N 2 от 22.08.1956 N 1173; раздел XXXII "Общие профессии" и Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, раздел XXXII "общие профессии".
Майоровым В.И. в подтверждение факта работы в тяжелых условиях труда в период с 01.01.1992 по 31.12.2000 в суде первой инстанции представлены следующие доказательства:
- трудовая книжка сер. РОС N2346676, из записей которой следует, что 01 августа 1986 г. Майоров В.И. был принят на работу электросварщиком в колхоз "Родина", который 03.04.2000 перерегистрирован в СПК колхоз "Родина", 01.02.2002 истец уволен;
- архивные справки N55, 56 от 23.03.2021, N36, 37, 38 от 08.04.2022, выданные архивным сектором администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области, об отработанных днях и заработной плате Майорова В.И. за 1991 г.- 2000 г. в колхозе "Родина";
- выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Майорова В.И. от 07.05.2021, из которой следует, что Майоров В.И. в системе обязательного пенсионного страхования был зарегистрирован 15.12.1998. По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы отражены без указания кода льготных условий труда;
- наряд N17 от 15.05.1992 на выполнение электросварщиком ручной сварки Майоровым В.И. работ - ремонт трактора Беларусь МТЗ (сварочные работы кабины); наряд N38 от 06.06.1992 на выполнение электросварщиком ручной сварки Майоровым В.И. работ - ремонт плуга ПЛН-3-35 (сварочные работы рамы); наряд N57 от 19.12.1992 на выполнение электросварщиком ручной сварки Майоровым В.И. работ - ремонт заднего отвала К-700 (сварочные работы рамы); наряд N15 от 04.03.1995 на выполнение электросварщиком ручной сварки Майоровым В.И. работ - ремонт КАМАЗ 5511 (сварочные работы кузова).
Суд первой инстанции, давая оценку данным доказательствам указал, что наряды на выполнение работ, безусловно, не подтверждают характер работы истца и его полную занятость на определенном виде сварки в спорные периоды трудовой деятельности, имевшие место после 01.01.1992, поскольку данные доказательства имеют неофициальный источник (документы были обнаружены в заброшенном здании правления колхоза) и не подтверждены иными письменными доказательствами, к примеру, паспортом на сварочное оборудование.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Майорова В.И, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истца с 01 января 1992 г. по 31 декабря 2000 г. в должности электросварщика в колхозе "Родина" не имеется.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что доказательств подтверждения характера и условий труда работ, выполняемых Майоровым В.И. в период с 01 января 1992 г. по 31 декабря 2000 г. в должности электросварщика в колхозе "Родина", характеру и условиям труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеется, также не представлено доказательств работы истца в спорный период в должности, предусмотренной Списком N 2, полный рабочий день.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав следующее.
Условиями, при которых истцу может быть включен в специальный стаж спорный период работы, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащими указание на льготный характер такой работы.
Судом апелляционной инстанции дополнительно приняты и исследованы следующие доказательства:
акт Управления ПФ РФ в Сараевском районе Рязанской области (межрайонное) N1 от 15.04.2021, из которого следует, что должностным лицом пенсионного органа в присутствии начальника архивного сектора администрации муниципального образования - Сараевский
муниципальный район Рязанской области, проверены протоколы общего собрания правления колхоза "Родина", книги учета по оплате труда колхоза "Родина". В ходе проверки установлено, что в представленных книгах учета по оплате труда колхоза "Родина" Сараевского района Рязанской области за 1986-2000 г.г. у Майорова В.И. должность и структурное подразделение, в котором он работал, не указаны. Записей о том, что Майоров В.И.
за период работы с 1986 г. по 2000 г. в колхозе "Родина" пользовался административными и учебными отпусками, был на курсах повышения квалификации, работал в режиме неполного рабочего дня или недели, совершал прогулы, в документах не обнаружено. Других документов о
работе на Майорова В.И. архивным сектором для проверки не представлено.
табели учета рабочего времени за август 1992 г, май 1999 г, апрель 1994 г, представленные суду представителем истца, в которых наряду с другими работниками, указан Майоров В.И. - электросварщик руч. сварки.
сообщение архивного сектора администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области N1005 от 09.08.2022, из которого следует, что карточки ф. Т-2 на работников колхоза "Родина" за 1992-2000 годы на муниципальное хранение не поступали. В протоколах заседаний правления колхоза "Родина" за 1992-2000 годы сведений о приеме на работу, переводе, предоставлении ежегодного
оплачиваемого отпуска, увольнении Майорова В.И. не имеется. В деле с протоколами заседаний правления колхоза "Родина" за 1993 год имеется протокол N3 от 30.06.1993, в котором отображена информация о привлечении сварщика Майорова Вик. И. (так в тексте) к уборке
зерновых. В деле с протоколами заседаний правления колхоза за 1999 год имеется протокол от 23 января 1999 г, где в пункте "О назначении специалистов и руководителей подразделений на 1999 год" имеется запись: Майоров В.И. (так в тексте) - заведующий ремонтной мастерской. На муниципальном хранении имеются штатные расписания
административно-управленческого аппарата колхоза за 1992, 1993, 1999 годы. Других сведений о работе Майорова В.И. в делах постоянного хранения архивного фонда колхоза "Родина" за 1992-2000 годы не обнаружено. К сообщению приложены: протоколы заседания правления
колхоза N3 от 30.07.1993, N1 от 23.01.1999, штатные расписания на 1992 г, 1993 г, 1999 г.
Судебная коллегия указала, что истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение факта работы истца в период с 01.01.1992 по 31.12.2000 в должности электросварщика ручной сварки полный рабочий день.
Факт записи истца в трудовой книжке о том, что в период с 01 августа 1986 г. по 01 февраля 2002 г. он работал в должности электросварщика, а также начисление ему за данный период заработной платы, не подтверждают занятость истца на определенных законом видах сварки в течение полного рабочего дня.
Представленные истцом наряды N17 от 15.05.1992, N38 от 06.06.1992, N 57 от 19.12.1992, N15 от 04.03.1995 на выполнение сварочных работ, также не подтверждают факт работы истца весь спорный период электросварщиком ручной сварки. Кроме этого, из данных нарядов не следует, что задание по ремонту техники (сварочные работы) он выполнял полный
рабочий день в указанные в нарядах даты.
Представленные стороной истца табели учета рабочего времени за август 1992 г, май 1999 г, апрель 1994 г, в которых наряду с другими работниками указан Майоров В.И. - электросварщик руч. сварки, не могут быть приняты в качестве доказательств работы истца в
указанные месяцы в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии, поскольку, из отраженных в табелях сведений не следует, что истец выполнял работу полный рабочий день в должности электросварщика ручной сварки. Кроме этого, отражённые в представленных стороной ответчика табелях учета рабочего времени сведения, противоречат данным)
отраженным в архивных справках N55, 56 от 23.03.2021, N36, 37, 38 от 08.04.2022, выданных архивным сектором администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области. Так, в архивных справках количество рабочих дней истца в апреле
1994г. указано 29 дней, в табеле отражено 30 дней; в архивных справках количество рабочих дней истца в мае 1999 г. указано 29 дней, в табеле отражено - 31 день. Оснований не доверять сведениям, отражённым в справках, выданных архивным сектором администрации муниципального образования - Сараевский муниципальный район Рязанской области, у
судебной коллегии не имеется.
Судом первой инстанции обоснованно не были приняты в качестве допустимых доказательств подтверждения характера работы истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости показания свидетелей.
Данными индивидуального персонифицированного учета также не подтверждается льготный характер работы истца. Период с 15.12.1998 по 31.12.2000 отражен по данным указанного учета без указания кода особых условий труда. Сведений о льготном характере работы истца в спорный период в архивных справках не содержится.
Судебная коллегия пришла к выводу, что истцом доказательств его работы в спорный период в течение полного рабочего дня, с занятостью не менее 80% рабочего времени в должности электросварщика ручной сварки, предусмотренной Списком N 2 от 26 января 1991 г. N 10, не представлено. Следовательно, судом первой инстанции обоснованно отказано в
удовлетворении требований истца о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии N 210000007864/79768/21 от 06.05.2021, принятое УПФР в Сараевском районе Рязанской области (межрайонное); обязании пенсионного органа включить в специальный стаж
период работ с 01.01.1992 по 31.12.2000 в должности электросварщика в колхозе "Родина", досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 23.04.2021.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сараевского районного суда Рязанской области от 11 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 24 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Майорова Виктора Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.