Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 24 марта 2023 г. по делу N 33а-103/2023
Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Иванчикова Д.А., судей Ананьева Д.С. и Баландина А.Г., при секретаре судебного заседания Кусковой Е.Ю., с участием посредством видео-конференц-связи представителя административного истца - Васильева А.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-115/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ - ТарасоваИ.В. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2022 г., которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Морозова Алексея Николаевича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ об уменьшении размера общей площади жилого помещения при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, выступление представителя административного истца - Васильева А.Г, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд, установил:
Решением начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (далее - территориальный отдел ФГАУ "Росжилкомплекс") от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" Морозов А.Н, относящийся к категории военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту после 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, принят составом семьи 3 человека, в том числе с супругой М. и сыном М, "данные изъяты" года рождения, на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по избранному им месту жительства в "адрес" с формой обеспечения - жилищной субсидией, с учетом при обеспечении наличия у его супруги в собственности части жилого помещения в размере 21, 80 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Полагая свои права нарушенными, Морозов А.Н. обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным данное решение начальника названного территориального отдела в части уменьшения размера общей площади жилого помещения при постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях и обязать названное должностное лицо внести соответствующие изменения о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 3 человека исходя из норматива общей площади жилого помещения по 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Решением Оренбургского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2022 г. административный иск Морозова А.Н. удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика -ФГАУ "Росжилкомплекс" - Тарасов И.В. просит решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы Тарасов И.В, приведя обстоятельства дела и дав им собственную оценку, ссылаясь на положения Семейного и Гражданского кодексов РФ, регулирующие законный режим собственности супругов и правоотношения участников общей собственности, указывает на законность оспариваемого решения начальника территориального отдела ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N в части указания сведений о наличии у супруги административного истца доли в жилом помещении, приобретенным в браке с Ш. в размере 21, 80 кв.м.
При этом, как отмечается далее в жалобе, в настоящее время Морозов А.Н. составом семьи 3 человека состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства - "адрес", жилое помещение ему еще не распределялось и жилищная субсидия не предоставлена, что свидетельствует о том, что его право на жилье не нарушено.
На апелляционную жалобу административным истом Морозовым А.Н. и его представителем Васильевым А.Г. поданы возражения, с приложением к ним копии вступившего в законную силу решения Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 8 декабря 2022 г. об отказе в удовлетворении иска М. к Ш. о разделе совместного имущества, о вынесении которого заявлялось в ходе рассмотрения дела. В возражениях административный истец и его представитель выражают свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, просят оставить ее без удовлетворения, а решение суда по настоящему административному делу без изменения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В силу положений абзаца 12 п. 1 той же статьи военнослужащим, в том числе прапорщикам, поступившим на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанными нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 данного Федерального закона.
Согласно абз. 13, 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ. При признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, либо являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого на одного члена семьи менее учётной нормы.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Как видно из материалов административного дела решением начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" Морозов А.Н, относящийся к категории военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту после 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, принят составом семьи 3 человека, в том числе с супругой М. и сыном М., 2018 года рождения, на учет нуждающихся в жилых помещения для постоянного проживания по избранному им месту жительства в "адрес" с формой обеспечения - жилищной субсидией.
Решение жилищного органа в части признания административного истца нуждающимся в жилых помещениях на указанный состав семьи не оспаривается.
Этим же решением признана подлежащей учету при обеспечении МорозоваА.Н. жильем часть жилого помещения в размере 21, 80 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (общей площадью 43, 60 кв.м.), приобретенного, по утверждению жилищного органа, М. в период брака с гражданином Ш.
Удовлетворяя административный иск и признавая не законным решение начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N в указанной части суд первой инстанции правильно исходил из того, что оно не обоснованно и нарушает права административного истца на обеспечение его жилым помещением по установленным нормам.
При этом вопреки указанию жилищного органа в оспариваемом решении указанная квартира М. (до брака с Морозовым А.Н. - Ш.) не приобреталась.
По делу достоверно установлено, что данная однокомнатная квартира была приобретена в сентябре 2001 г. Ш. по договору купли-продажи за 12 000 руб, хоть и в период брака с Ш. (в настоящее время М..), но на денежные средства, подаренные лично ему, а не семье в целом, его матерью Ш, и оформлена в его собственность.
М. в данное жилое помещение не вселялась и в нем не проживала, на момент его приобретения знала, что покупка квартиры осуществляется Ш. на денежные средства, полученные им в дар от его матери.
В силу положений ст. 36 Семейного кодекса РФ, имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, является собственностью данного супруга.
При таких обстоятельствах квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 43, 60 кв.м, в силу положений ст. 36 Семейного кодекса РФ не может быть отнесена к общему совместному имуществу, поскольку хотя и приобретена во время брака, но на личные денежные средства Ш. полученные им в дар, в связи с чем является его личной собственностью.
Более того, после расторжения в феврале 2006 г. брака между Ш. и Ш. (в настоящее время М.), последняя переехала в "адрес", и, заключив в "данные изъяты" г. брак с Морозовым А.Н, более 15 лет проживает совместно с ним в данном населенном пункте в предоставленных служебных жилых помещениях.
Поскольку М. ни права собственности, ни права пользования указанной выше однокомнатной квартирой своего бывшего супруга не имела и не имеет, указание в решении начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N о постановке Морозова А.Н. составом семьи 3 человека, на учет нуждающихся в жилых помещения с учетом наличия у М. данного жилого помещения не основано на законе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции и констатирует его законность и обоснованность, а приведенные в апелляционной жалобе доводы находит не убедительными и не ставящими под сомнение правильность принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 16 декабря 2022 г. по административному делу по административному иску военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Морозова Алексея Николаевича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Оренбургский" филиала "Центральный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ об уменьшении размера общей площади жилого помещения при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ - Тарасова И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.