Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 31 марта 2023 г. по делу N 33а-305/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Зари А.И, судей: Гришина С.В, Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Ивановой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Кожаниной Н.А. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 9 января 2023 г, которым отказано в удовлетворении заявленных рядовым Гончаровым Акимом Романовичем требований о признании незаконными действий (бездействия) призывной комиссии по мобилизации г. Шахты Ростовской области и призывной комиссии по мобилизации Ростовской области, связанных с призывом административного истца на военную службу по мобилизации, а также о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Килярова М.Х, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя административного истца - Кожаниной Н.А, поддержавшей доводы жалобы, и представителя Министерства обороны Российской Федерации - Подшибякина П.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Гончаров А.Р. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконными:
- решение призывной комиссии по мобилизации г. Шахты, оформленное протоколом от25сентября 2022 г. N 3, о призыве его на военную службу по мобилизации;
- бездействие названных призывных комиссий, выразившееся в непересмотре указанного решения с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Административный истец просил возложить обязанность на административных ответчиков пересмотреть названное решение о призыве и предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Кроме того, Гончаров А.Р. просил взыскать 100000 руб. с Министерства обороны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что Гончаров А.Р. неправомерно призван на военную службу по мобилизации, поскольку он является работником организации оборонно-промышленного комплекса - АО " "данные изъяты"". Поэтому в силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ N 647) у него имеется право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
По мнению подателя жалобы, несвоевременное направление АО "Трансинжстрой" в уполномоченный орган информации о необходимости предоставления административному истцу отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, по мнению подателя жалобы, не может повлечь для Гончарова А.Р. негативных последствий, что подтверждается внесением прокуратурой г. Шахты в адрес призывной комиссии г. Шахты протеста от 25 сентября 2022 г.
В письменных возражениях представитель административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо - военный комиссар Ростовской области и его представитель просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведенные в апелляционных жалобах и возражениях на них доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в период мобилизации воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусматривает, в частности, призыв на военную службу по мобилизации и ее прохождение в период мобилизации.
В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в период мобилизации, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2 ст. 2 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" установлено, что мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с этим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 9, 17, 18 и 24 того же Федерального закона организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, в том числе забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются этим же Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В пунктах 6, 22, 24 и 25 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 852, установлено, что призывная комиссия по мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву (далее - Положение).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
В период мобилизации на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются функции, в частности по предоставлению гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации.
Указом N 647 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
В пункте 9 этого Указа установлено, что гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N1725 утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - Правила).
В силу пунктов 1, 2 и 5 Правил право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом N 647 предоставляется: руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам призывными комиссиями по мобилизации граждан на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций, в 3-дневный срок после получения указанных списков граждан.
В списках граждан указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) граждан, год и место их рождения, категория из числа указанных в пункте 2 Правил, а также степень их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Из приведенных положений правовых актов следует, что предоставление гражданину отсрочки может быть осуществлено до окончания мероприятий по призыву на военную службу по мобилизации и направления его к месту прохождения военной службы.
Как видно из материалов дела, Гончаров А.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачисленный в запас после прохождения военной службы, с 30 октября 2014 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате, имея категорию годности - "Б" годен к военной службе с незначительными ограничениями.
9 июля 2020 г. административный истец заключил трудовой договор, принят на работу в АО " "данные изъяты"", включенный в соответствии с приказом Минпромторга России от 27 сентября 2022 г. N 4070 в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
С 1 мая 2021 г. Гончаров А.Р. работает в АО " "данные изъяты"" в должности проходчика подземных работ 4 разряда.
В соответствии с повесткой, выписанной военным комиссаром г. Шахты и Октябрьского района Ростовской области (без даты), административному истцу в соответствии с Указом N 647 приказано явиться в военный комиссариат к 6 часам 25сентября 2022 г.
Решением призывной комиссии г. Шахты от 25 сентября 2022 г. (протокол N 3) он в соответствии с Указом N 647 призван на военную службу по мобилизации.
В тот же день военным комиссаром г. Шахты и Октябрьского района Ростовской области утвержден именной список граждан, включая Гончарова А.Р, призванных на военную службу по мобилизации, которые отправлены в распоряжение командира войсковой части N.
Приказами командира войсковой части N от 28 сентября 2022 г. N 184 административный истец в соответствии с мобилизационным предназначением с 25 сентября 2022 г. зачислен в списки личного состава воинской части, а от 19 октября 2022 г. N 199 - он назначен на должность заместителя командира взвода - командира боевой машины. С 25сентября 2022 г. Гончаров А.Р. полагается принявшим указанную должность и приступившим к исполнению служебных обязанностей.
11 октября 2022 г. Гончаров А.Р. убыл в служебную командировку для участия в специальной военной операции, что следует из приказа врио командира войсковой части N от 11 октября 2022 г. N 193. В качестве основания для издания данного приказа указан рапорт военнослужащего.
Вопреки утверждению в жалобе, суд первой инстанции правильно исходил из того, что вопрос о предоставлении отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по основанию, предусмотренному пунктом 9 Указа N 647, может быть разрешен лишь при наличии у призывной комиссии по мобилизации оформленного руководителем организации оборонно-промышленного комплекса списка граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации.
Доказательств того, что в период с 22 по 25 сентября 2022 г. в распоряжении у призывной комиссии по мобилизации г. Шахты либо призывной комиссии по мобилизации по Ростовской области имелся такой список применительно к Гончарову А.Р. материалы дела несодержат.
Напротив, согласно копии письма АО " "данные изъяты"" N 266514-2504/66 список работников, включая Гончарова А.Р, участвующих в выполнении заданий государственного оборонного заказа, направлен в адрес военного комиссара Ростовской области лишь 7 октября 2022 г. и поступил по почте 18 октября 2022 г. (т. 1 л.д. 50-60), тогда как к этому моменту в отношении Гончарова А.Р. были окончены призывные мероприятия, он зачислен в списки личного состава воинской части и приступил к исполнению служебных обязанностей.
В период с 30 октября 2014 г. до 25 сентября 2022 г. административный истец и его работодатель также не обращались в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет по вопросу бронирования Гончарова А.Р. на период мобилизации, что подтверждается карточкой гражданина, подлежащего воинскому учету в АО " "данные изъяты"", согласно которой административный истец состоял на общем воинском учете. Данная карточка содержит подписи работника, осуществляющего воинский учет в АО " "данные изъяты"", а также Гончарова А.Р. (т. 1 л.д. 17-18).
Отсутствуют в материалах дела и доказательства, подтверждающие факт того, что при призыве по мобилизации административный истец сообщал в призывную комиссию по г. Шахты о наличии у него статуса сотрудника, работающего в организации оборонно-промышленного комплекса.
При таких данных утверждение в жалобе о нарушении порядка призыва административного истца на военную службу по мобилизации и незаконности оспариваемого решения призывной комиссии по мобилизации г. Шахты, оформленного протоколом от25сентября 2022 г. N 3, является необоснованным.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности данного решения о призыве Гончарова А.Р. на военную службу по мобилизации.
Следует отметить, что Гончаровым А.Р. после его мобилизации не ставился вопрос перед командованием войсковой части N об увольнении с военной службы ввиду наличия у него названного статуса, что подтвердил его представитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Поскольку решение призывной комиссии по мобилизации г. Шахты от25сентября 2022 г. N 3 является правомерным, то отсутствуют правовые основания признать незаконным бездействие призывных комиссий по мобилизации Ростовской области и г. Шахты по пересмотру этого решения.
В силу пункта 29 Положения призывная комиссия по мобилизации субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения призывных комиссий по мобилизации муниципальных образований.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, представленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно письму начальника управления по мобилизационной работе Правительства Ростовской области от 24 ноября 2022 г. N 4.6/1228 вопрос об отмене названного решения подлежит рассмотрению на заседании призывной комиссии по мобилизации Ростовской области после получения ответа на соответствующий запрос Правительства Ростовской области в адрес Главного мобилизационного управления Генерального штаба Российской Федерации (т. 1 л.д. 183).
Таким образом, непринятие призывной комиссией по мобилизации Ростовской области решения об отмене решения призывной комиссии по мобилизации г. Шахты от25сентября 2022 г. в отсутствие сведений о получении ответа на запрос Правительства Ростовской области не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца и бездействия административных ответчиков.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Поскольку правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имелось, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отказе административному истцу в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
При таких данных гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Оценка законности действий (бездействия) призывной комиссии г. Шахты по рассмотрению протеста прокуратуры г. Шахты от 25 сентября 2022 г. не может являться предметом судебной проверки в рамках настоящего судебного производства, исходя из требований, заявленных административным истцом, за пределы которого суд в силу части 1 ст. 178 КАС РФ выйти не может.
В соответствии с частью 3 ст. 308 КАС РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 9 января 2023 г. по административному исковому заявлению Гончарова Акима Романовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.