Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сухонский молочный комбинат" (далее - ООО "СМК") Бедного С.В. на вступившее в законную силу решение судьи Вологодского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенное в отношении ООО "СМК" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года ООО "СМК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "СМК" внесено представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года N об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 21 апреля 2022 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года отменено. Производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ООО "СМК" состава административного правонарушения.
Требование об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 01 февраля 2022 года оставлено без рассмотрения.
Решением судьи Вологодского областного суда от 01 июня 2022 года решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 21 апреля 2022 года в части отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года и прекращении производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО "СМК" состава административного правонарушения отменено.
Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение судьи Вологодского областного суда от 01 июня 2022 года решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 21 апреля 2022 года в части оставления без рассмотрения жалобы на представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года N об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, отменено.
Жалоба на представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года N об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, возвращена в Сокольский районный суд Вологодской области на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "СМК" Бедныйо С.В. просит отменить решение судьи Вологодского областного суда от 01 июня 2022 года, ссылаясь на отсутствие в действиях ООО "СМК" состава административного правонарушения и невозможность рассмотрения жалобы на представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года N об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, как самостоятельного предмета обжалования.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО "СМК" к административной ответственности послужили нижеследующие обстоятельства:
ООО "СМК" представило декларации о воздействии на окружающую среду по объекту II категории "промплощадка", на которой расположен выпуск сточных вод в реку Сухона (код NП), с нарушением требований статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно расчет нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для сточных вод ООО "СМК" не соответствует Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, действовавшей до 01.01.2021, поскольку в представленных нормативах допустимого сброса отсутствуют:
данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет;
копия программы проведения измерений качества сточных вод; копии протоколов анализов воды реки Сухоны в контрольном створе и акты отбора проб воды;
копия программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом (р. Сухона) и его водоохранной зоной;
справки отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области о рыбоохранной характеристике реки Сухона.
Отменяя постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, регламентирует порядок разработки нормативов допустимых сбросов, а не их представление в Управление Росприроднадзора.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 1, 2, А статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Как правильно указано судьей областного суда, согласно вышеуказанным нормам Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" расчеты нормативов допустимых выбросов или сбросов, прилагаемые к декларации о воздействии на окружающую среду, должны быть разработаны в соответствии с утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Методикой и (или) методами разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, и несоответствие расчета нормативов допустимых сбросов утвержденной Методике является нарушением и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что судьей районного суда при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права, судьей областного суда обоснованно принято решение об отмене решения судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 21 апреля 2022 года в части отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года и прекращении производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ООО "СМК" состава административного правонарушения. В связи с тем, что срок давности привлечения ООО "СМК" к административной ответственности истек, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "СМК" прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях урегулировано внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного кодекса.
На основании вышеизложенного, судьей областного суда обоснованно сделан вывод о том, что отказ суда в рассмотрении жалобы на представление одновременно с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении свидетельствует о невыполнении требований КоАП РФ о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела.
Принимая во внимание, что жалоба на представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года N об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения судьей районного суда не рассмотрена, судьей областного суда правомерно принято решение об отмене решения судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 21 апреля 2022 года в части оставления без рассмотрения жалобы на представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Вологодской области от 01 февраля 2022 года N об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, и возвращения жалобы на данное представление на новое рассмотрение в районный суд.
Доводы жалобы подлежат отклонению как не содержащие аргументов, являющихся основанием для отмены оспариваемого судебного акта, который не содержит выводов о виновности ООО "СМК" в совершении административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Вологодского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сухонский молочный комбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сухонский молочный комбинат" Бедного С.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.