Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-23" (далее - ООО "ЖЭУ-23") Ярмошик И.Г. на вступившие в законную силу постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12 ноября 2021 года, решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 09 августа 2022 года и решение судьи Калининградского областного суда от 11 октября 2022 года, вынесенные в отношении ООО "ЖЭУ-23" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 09 августа 2022 года, ООО "ЖЭУ-23" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Калининградского областного суда от 11 октября 2022 года постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12 ноября 2021 года и решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 09 августа 2022 года изменены. Исключено из мотивировочной части постановления и решения о нарушении ООО "ЖЭУ-23" требований в области охраны окружающей среды, выразившихся в складировании (навале) отходов производства и потребления (отходы коммунальные твердые код - ФККО 73100000000, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные код - ФККО 92113002504, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной код - ФККО 43411004515, а также порубочных остатков и крупногабаритных отходов. В остальной части указанные постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "ЖЭУ-23" Ярмошик И.Г. просит вышеуказанные судебные акты отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.7.4 Правил N 170 предусмотрено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Пунктом 8.8.2 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.06.2021 N 182, установлено, что место (площадка) накопления ТКО обустраивается на уровне проезжей части, оборудуется ровным водонепроницаемым, химически стойким твердым покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон и другим), ограждением с трех сторон высотой не менее 1, 2 м. В местах (на площадках) накопления ТКО, на которых устанавливаются контейнеры на колесах, возможна установка крыши.
Требование о наличии у контейнерной площадки ограждения с трех сторон содержалось также и в ранее действовавшем п. 4.5 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 20.05.2015 N 161.
Согласно п. 2.8.4 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.06.2021 N 182, ответственными за содержание городских территорий и элементов благоустройства, расположенных на этих территориях, в том числе на контейнерной (бункерной) площадке, расположенной на территории общего пользования, и прилегающей к ней территории, являются лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управление общим имуществом и содержание общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются источники образования твердых коммунальных отходов, складируемых на данных площадках согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа "Город Калининград", на основании соглашения (договора) с уполномоченным администрацией городского округа "Город Калининград" лицом.
Как следует из материалов дела, 11 января 2019 года между Комитетом городского хозяйства администрации ГО "Город Калининград" и ООО "Жилищный Трест - Лучший Дом", ООО "УК "Старый Город", ООО "ЖЭУ- 23", ООО "УКРЛ", ООО "Трест Комфорт", ТСЖ "Лесная, 39", исполняющими функции потребителя, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 заключено соглашение N о передаче в безвозмездное пользование места (площадок) накопления ТКО, по которому указанные юридические лица, в том числе ООО "ЖЭУ-23", приняли в безвозмездное пользование место (площадку) накопления ТКО по адресу: "адрес".
В соответствии с пп. 2.2, 2.3 соглашения ООО "ЖЭУ-23" приняло на себя обязанность установить в месте (на площадке) накопления ТКО контейнеры, имеющиеся в наличии, а в последующем - пластиковые контейнеры объемом 1, 1 куб. м, оборудованные крышкой, оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также Правилами благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Кроме того, ООО "ЖЭУ-23" приняло на себя обязанность по содержанию контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО (несет бремя содержания контейнерной площадки) согласно графику содержания контейнерной площадки, указанному в приложении N 1 к настоящему соглашению.
Пунктом 5.3 соглашения предусмотрено, что ООО "ЖЭУ-23" в равных долях (или в %-ном соотношении от площади обслуживаемых помещений) несет ответственность за оборудование, техническое и санитарное состояние места (площадки) накопления ТКО в соответствии с дополнительных соглашением.
14 июля 2021 года в период времени с 14:15 по 14:16 в рамках планового (рейдового) обследования на предмет соблюдения природоохранных требований при осмотре территории по адресу: "адрес" установлено, что место (площадка) накопления ТКО не оборудована надлежащим образом, а именно: контейнер для сбора ТКО находится на твердом покрытии, ограждение с трех сторон отсутствует, что способствует попаданию загрязнений на зеленую зону и в почвенный слой, а также вследствие ветра и осадков на близлежащую территорию, имеются навалы отходов производства и потребления (отходы коммунальные твердые код ФККО 7 31 ООО 00 00 0, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные код ФККО 9 21 130 02 50 4, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной код ФККО 4 34 110 04 51 5), а также порубочные остатки и крупногабаритные отходы.
Как правильно установлено судебными инстанциями, обязанность по оборудованию места (площадки) накопления ТКО лежала на ООО "ЖЭУ-23" в силу принятого на себя обязательства по соглашению от 11 января 2019 года, которое на момент выявления вмененного нарушения являлось действующим и не было признано недействительным в установленном законом порядке.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что ООО "ЖЭУ-23" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "ЖЭУ-23" состава административного правонарушения были предметом рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными по указанным в судебных решениях мотивам.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЖЭУ-23" к административной ответственности соблюдены.
ООО "ЖЭУ-23" назначено минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12 ноября 2021 года, решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 09 августа 2022 года и решение судьи Калининградского областного суда от 11 октября 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-23" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-23" Ярмошик И.Г. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.