Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Арикан М. А, Бондаревой З. А, Вариной И. К, Кузнецовой М. В, Перминова Н. В, Чурсиной М. В, Ракиповой Е. О, Ракипова И. Ф, действующих за себя и в интересах "данные изъяты" Ракиповой А. И, Ракиповой Д. И, Ракиповой М. И, Козловой М. А, Игнатовой В. А, Игнатова М. В, действующих за себя и в "данные изъяты" Игнатова А. М, Ященко А. А.овича, Волковой А. С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года по административному делу N 2а - 671/2022 по административному иску Арикан М. А, Бондаревой З. А, Вариной И. К, Кузнецовой М. В, Перминова Н. В, Чурсиной М. В, Ракиповой Е. О, Ракипова И. Ф, действующих за себя и в "данные изъяты" Ракиповой А. И, Ракиповой Д. И, Ракиповой М. И, Козловой М. А, Игнатовой В. А, Игнатова М. В, действующих за себя и в "данные изъяты" Игнатова А. М, Рочевой К. С, Ященко Д. А, Ященко А. А.овича, Волковой А. С, действующих за себя и в "данные изъяты" Ященко А. А, к администрации муниципального района "Сосногорск", главе муниципального района "Сосногорск" - руководителю администрации, Дегтяренко С. В, о признании незаконными требований об установлении срока для сноса аварийного дома, возложении обязанности установить новый разумный срок для сноса.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Бондаревой З.А, Вариной И.К, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Арикан М.А, Бондарева З.А, Варина И.К, Кузнецова М.В, Перминов Н.В, Чурсина М.В, Ракипова Е.О, Ракипов И.Ф, действующие за себя и в "данные изъяты" Ракиповой А.И, Ракиповой Д.И, Ракиповой М.И, Козлова М.А, Игнатова В.А, Игнатов М.В, действующие за себя и в "данные изъяты" Игнатова А.М, Рочевой К.С, Ященко А.А, Волкова А.С, действующие за себя и в "данные изъяты" Ященко А.А, Ященко Д.А, обратились в суд с административным иском к администрации муниципального района "Сосногорск", с учетом дополнений, от 17.04.2022 и 10.05.2022, просили признать незаконными требования администрации муниципального района "Сосногорск" от 26.10.2021 N02-24/4468, N02-24/4469, N02-24/4470, N02-24/4471, N02-24/4479, N02- 24/4476, N02-24/4467, N02-24/4477, N02-24/4472, N02-24/4473, N02- 24/4474, N02-24/4475, N02-24/4480, N02-24/4482, N02-24/4468, N02- 24/4479, N02-24/4481 о сносе многоквартирного дома по адресу: "адрес" в части установления срока его сноса до 31.10.2026, возложить обязанность установить новый разумный срок для сноса многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома. Постановлением администрации муниципального района "Сосногорск" от 27.05.2020, принятым на основании заключения межведомственной комиссии от 26.05.2020, данный многоквартирный жилой дом N 34 признан аварийным и подлежащим сносу. 26.10.2021 в их адрес администрацией муниципального района "Сосногорск" направлены требования в срок до 31.10.2026, совместно с другими собственниками помещений указанного дома, за свой счет произвести снос или реконструкцию данного дома. Полагают, что установленный этим требованием срок для решения собственниками помещений многоквартирного жилого дома вопроса о его сносе является неразумным, нарушает их жилищные права. Ходатайствовали о возложении обязанности на администрацию муниципального района "Сосногорск" опубликовать решение суда в официальном печатном издании "Заря Тимана".
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава муниципального района "Сосногорск" - руководитель администрации, Дегтяренко С.В, в качестве заинтересованных лиц - Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района "Сосногорск", а также остальные собственники жилых помещений Евстрахин В.А, Сакович А.Н, Сакович К.Н, Сакович В.Н. и зарегистрированные в жилых помещениях лица Чурсин А.В, Гордеев В.В, Шаталова Н.Г, Кот В.Э, Боброва С.А, Боброва Ф.И, Боброва В.И, Плохушко О.Н, Плохушко Н.Н, Боярова А.Н, Пелла В.И, Пелла С.В, Пелла Н.П.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 30 августа 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал незаконными требования администрации муниципального района "Сосногорск" от 26.10.2021, направленные в адрес административных истцов - собственников жилых помещений, о сносе многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Ленина, д.34 в части установления срока его сноса до 31.10.2026, обязал администрацию муниципального района "Сосногорск" в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда установить разумный срок для сноса многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Ленина, д. 34, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 30 августа 2022 года отменено, вынесено по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 февраля 2023 года, заявители просят об отмене апелляционного определения и оставлением без изменения решения Сосногорского городского суда Республики Коми от 30 августа 2022 года, ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что установленный срок на добровольный снос является чрезмерно длительным, формальным, неразумным, нарушающим их жилищные права на получение компенсации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.05.2020 в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" произошел пожар.
Административные истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" являются соответственно Евстрахин В.А. и Сакович А.Н, Сакович К.Н, Сакович В.Н. В муниципальной собственности находятся квартиры NN7, 9, 11.
В ходе комиссионного обследования межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации муниципального района "Сосногорск" от 14.05.2020 N731, выявлено, что указанный жилой дом введен в эксплуатацию в 1950 году, имеет следующие характеристики: фундамент кирпичный, наружные стены брусчатые, перегородки и перекрытия деревянные, кровля - металлический профнастил, полы дощатые, проемы дверные деревянные. В результате пожара выгорел второй этаж, первый этаж залит водой. В результате пожара повреждена кровля, деревянные конструкции стропильной системы и обрешетки выгорели полностью, покрытие кровли из металлического профнастила деформировано, обрушено над 1 подъездом. Фундамент имеет осадочные трещины и разломы по всему периметру здания; наружные стены и оконные проемы искривлены, выгорела торцевая стена; перекрытия верхнего этажа и перегородки выгорели и частично обрушены; полы сильно увлажнены, имеется деформация и прогибы конструкций пола, его разрушение; проемы дверные имеют осадку, рассохлись, частично выгорели; проемы оконные выгорели, частично отсутствует остекление. Существует вероятность обрушения несущих конструкций верхнего этажа. Данные выводы зафиксированы в акте обследования N362 от 22.05.2020.
Указанные выводы комиссии, в числе прочего, подтверждаются и заключением эксперта Гросс И.Л. N70 от 23.05.2020, согласно которому здание жилого дома N34 по ул. Ленина г. Сосногорска не соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, относится к категории аварийного технического состояния, характеризующегося наличием повреждений и деформаций, влекущих исчерпание несущей способности здания и опасность его обрушения; представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению N362 от 26.05.2020 межведомственной комиссии выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Ленина, д. 34 аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации муниципального района "Сосногорск" от 27.05.2020 N809, на основании заключения межведомственной комиссии от 26.05.2020 N362 и заключения эксперта от 23.05.2020 N70 ООО "Центр оценок и экспертиз", многоквартирный дом по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Ленина, д. 34 признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено в срок не позднее 31.12.2020 расселить граждан в жилые помещения муниципального жилищного фонда соответствующей площади и степени благоустройства.
Постановлением администрации муниципального района "Сосногорск" от 27.05.2020 N808 жилые помещения NN1-14 в многоквартирном доме по адресу: "адрес" признаны непригодными для проживания. Гражданам, занимающим жилые помещения, рекомендовано в установленный срок обратиться в Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района "Сосногорск" с целью постановки на учет нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда МО ГП "Сосногорск".
Заявлением от 23.06.2020 собственники квартир указанного многоквартирного дома обратились к руководителю администрации с просьбой не производить снос дома после пожара, произошедшего 15.05.2020, без согласования со всеми собственниками жилья.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 28.05.2021 по делу N2-75/2021 по иску Бондаревой З.А. к администрации муниципального района "Сосногорск" на администрацию МР "Сосногорск" возложена обязанность предъявить Бондаревой З.А. требование о сносе или реконструкции жилого дома N34 по ул. Ленина г. Сосногорска Республики Коми за свой счет с установлением разумного срока для сноса или реконструкции. При рассмотрении данного дела судом было установлено длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях дома по адресу: г. Сосногорск, ул. Ленина, д.34, а также длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по изъятию земельного участка и жилых помещений у собственников аварийного дома, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
26.10.2021 администрацией муниципального района "Сосногорск" в адрес собственников жилых помещений дома по адресу: "адрес" направлены требования N02-24/4468, N02-24/4469, N02- 24/4470, N02-24/4471, N02-24/4479, N02-24/4476, N02-24/4467, N02- 24/4477, N02-24/4472, N02-24/4473, N02-24/4474, N02-24/4475, N02- 24/4480, N02-24/4482, N02-24/4468, N02-24/4479, N02-24/4481 в срок до 31.10.2026, совместно с другими собственниками помещений указанного дома, за свой счет произвести снос или реконструкцию данного дома.
На общем собрании собственников жилых помещений дома по адресу: "адрес" от 22.11.2021 присутствующие собственники, рассмотрев требования администрации о сносе дома, приняли решение обратиться в суд с иском об оспаривании требований администрации в части установления срока сноса дома до 31.10.2026.
Согласно акту комиссионного обследования жилого дома по адресу: г. Сосногорск, ул. Ленина, д.34 от 15.04.2022, проведенного по поручению суда комиссией в составе специалистов МКУ "УКС г. Сосногорска", администрации МР "Сосногорск", Государственной жилищной инспекции по г. Сосногорску, в ходе обследования выявлено, что дом в пожаре пострадал на 80%, сгоревшие несущие конструкции кровли и покрытие из профилированного листа обрушено, стены и перегородки между первым и вторым этажом деформированы и представляют угрозу обрушения, строительный мусор, образовавшийся после пожара и обрушение частей кровли привело к увеличению нагрузки на несущие конструкции, что также представляет угрозу обрушения; в связи с вышеперечисленным многоквартирный жилой дом N34 по ул. Ленина г. Сосногорск представляет собой угрозу жизни и здоровья людей и восстановлению не подлежит.
В республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах" многоквартирный жилой дом N34 по ул. Ленина г. Сосногорск не включен.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административных истцов о признании незаконными требований от 26 октября 2021 года в части установления срока для добровольного сноса дома до 31.10.2026, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный многоквартирный дом в результате потери прочности или несущей способности несущих и ограждающих конструктивных элементов находится в недопустимом состоянии и представляет угрозу для жизни проживающих в доме граждан, в связи с чем, действия администрации муниципального района "Сосногорск" по направлению административным истцам требований о сносе многоквартирного дома в части срока их исполнения не отвечают положениям статьи 32 Жилищного кодексом Российской Федерации в части разумности установления такого срока.
Отменяя решение суда первой инстанции и приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действуя в рамках предоставленных законом полномочий администрация муниципального района "Сосногорск" приняла постановление от 27 мая 2020 года N 809 "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", после чего направила собственникам помещений, расположенных в спорном многоквартирном доме, требование о сносе такого дома за счёт собственных средств, установив срок для осуществления сноса данного многоквартирного жилого дома - до 31.10.2026, тем самым процедура, предусмотренная положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не нарушена. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 названной статьи.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Абзац седьмой пункта 7 Положения устанавливает, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Оспариваемое требование администрации муниципального района "Сосногорск" соответствует требования закона, а само по себе то обстоятельство, что органом местного самоуправления установлен срок добровольного сноса многоквартирного дома до 31.10.2026, не нарушает прав истцов и не создает им препятствий к осуществлению таковых.
В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирного жилого дома не лишены права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что жилой дом N34 по ул. Ленина г. Сосногорск на 80% разрушен пожаром, жильцы выселены со дня пожара (15.05.2020) отключен от всех систем энергоснабжения (электричество, газ, вода, отопление).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что установление органом местного самоуправления срока для осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу не нарушает прав собственников помещений данного многоквартирного дома, в связи с возможностью реализации ими права на предоставление жилого помещения маневренного фонда, и имеющих лишь право на получение выкупа, поскольку дом не включён в программу переселения.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Арикан М. А, Бондаревой З. А, Вариной И. К, Кузнецовой М. В, Перминова Н. В, Чурсиной М. В, Ракиповой Е. О, Ракипова И. Ф, действующих за себя и в "данные изъяты" Ракиповой А. И, Ракиповой Д. И, Ракиповой М. И, Козловой М. А, Игнатовой В. А, Игнатова М. В, действующих за себя и "данные изъяты" Игнатова А. М, Ященко А. А.овича, Волковой А. С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 декабря 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.