Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Мишариной О. А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года по административному делу N 2а-113/2022 по административному исковому заявлению Мишариной О. А. к Правительству Республики Коми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Правительства Республики Коми, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Студенко Т.А, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мишарина О.А. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Правительству Республики Коми, Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении администрацией МО ГО "Сыктывкар" изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы и постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N 3/674 от 19 марта 2020 года, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: "адрес" "адрес", - и неутверждении данных изменений отдельным постановлением, ненаправлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта данного многоквартирного дома в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми для формирования краткосрочного плана; невнесении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми изменений в проект краткосрочного плана реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес", - сформировании и невнесении в Правительство Республики Коми данного проекта и проекта соответствующего постановления Правительства Республики Коми о внесение изменений в постановление N 379 от 28 июля 2020 года для их утверждения; невнесении Правительством Республики Коми изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы и постановление Правительства Республики Коми N 379 от 28 июля 2020 года, с указанием сведений о
необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес", и неутверждении данных изменений отдельным постановлением; возложении обязанности на Администрацию МО ГО "Сыктывкар" внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы и постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N 3/674 от 19 марта 2020 года с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес", и утвердить их; Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми сформировать проект изменений в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес", и направить указанный проект Правительству Республики Коми для утверждения и внесения изменений в постановление Правительства Республики Коми N 379 от 28 июля 2020 года; обязать Правительство Республики Коми внести изменения в краткосрочный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы и постановление Правительства Республики Коми N 379 от 28 июля 2020 года с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Программой срок капитального ремонта подвального помещения (2023 год), инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления (2022 год) многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес", и утвердить их.
В обоснование заявленных требований указано, что Мишарина О.А. является собственником "адрес" многоквартирном "адрес". Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми N 572 от 30 декабря 2013 года, работы по капитальному ремонту указанного дома в части подвального помещения запланированы на 2023 год, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления - на 2022 год. Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" N 3/674 от 19 марта 2020 года утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2021-2023 годы. Многоквартирный дом по адресу: "адрес", в муниципальный краткосрочный план на 2021-2023 год не включен. Также указанный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республике Коми, на 2021-2023 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми N 379 от 28 июля 2020 года.
Административный истец полагает, что действия (бездействие) административных ответчиков по невнесению изменений в муниципальный и региональный краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта на 2021-2023 годы в виде указания в них сведений о проведении капитального ремонта в части подвального помещения на 2023 год, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления на 2022 год в отношении многоквартирного "адрес", не соответствуют федеральному и региональному законодательству, регулирующему порядок проведения и обеспеченны капитального ремонта многоквартирных домов, и нарушает ее права, а также права членов ее семьи на своевременное проведение капитального ремонта подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома, в котором они проживают.
Определениями Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 июня 2021 года, 19 августа 2021 года и 27 сентября 2021 года произведена замена административного ответчика Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми на надлежащего административного ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", Некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", ООО "БАЗИС", Мухрыгина Д.К, Додон Р.М, Додон И.Г, Курченков А.В, Курченкова Д.А, Курченков С.А, Курченкова У.А, Газиева Е.П, Газиева А.П, Черепанов В.Н, Трошева О.Н, Надеева О.Г, Кучерова Ж.З, Лобанова Л.Н, Лобанова Н.Н, Лобанова Н.Н, Лехенко И.П.; произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица Надеевой О.Г. на надлежащего Попову Н.И, в качестве заинтересованного лица привлечен руководитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Хозяинова Н.С. соответственно.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года, административный иск частично удовлетворен. Признаны незаконными действия администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившееся в невнесении изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы и постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N 3/674 от 19 марта 2020 года, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30 декабря 2013 года N 572, срок - 2023 год капитального ремонта подвального помещения, 2022 год - инженерных систем водо-, электроснабжения и отоплении многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес", - и неутверждении данных изменений отдельным постановлением, ненаправлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми для формирования краткосрочного плана.
На администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы и постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N 3/674 от 19 марта 2020 года в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574 с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30 декабря 2013 года N 572, срок - 2023 год капитального ремонта подвального помещения, 2022 год инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес". В удовлетворении требований Мишариной О.А. к Правительству Республики Коми и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления в части отказа в удовлетворении иска административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (часть 2).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, внесение в региональную программу при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).
В части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ установлены принципы формирования краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, в числе которых использование на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; необходимость корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, установлены Законом Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Комп".
В силу пунктов 3, 5, 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся: утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и внесение изменений в данную программу; установление порядка утверждения краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта.
Правительство Республики Коми вносит изменения в региональную программу капитального ремонта ежегодно до 1 ноября, начиная с 2014 года, с учетом требований, установленных нормами частей 3, 4 и 4-1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мишарина О.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В указанном доме собственниками помещений избран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Будучи уполномоченной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (протокол N 1 от 11 марта 2019 года), обратилась в НО РК "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Республике Коми, с заявлением о признании многоквартирного дома по адресу: "адрес", - требующим капитального ремонта в 2019-2020 годах.
По результатам рассмотрения указанного заявления решением комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, оформленным протоколом от 25 апреля 2019 года N 70, многоквартирный дом по адресу: "адрес", - признан требующим капитального ремонта в части капитального ремонта подвальных помещений, внутридомовых систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в предусмотренные региональной программой сроки; капитальный ремонт крыши дома в предусмотренный региональной программой срок признан нецелесообразным.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2020 года решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, выраженное в протоколе от 25 апреля 2019 года N70, в части признания нецелесообразным капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: "адрес", - в предусмотренный региональной программой срок, признано незаконным.
Судом также установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2020 года на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 годы и постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" N8/2770 от 10 августа 2017 года в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574, с указанием сведений о необходимости проведения в установленный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в "адрес" на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30 декабря 2013 года N 572, срок - 2020 год капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес".
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Коми, подлежащих капитальному ремонту в установленные периоды. Согласно указанному Перечню проведение капитального ремонта сетей электроснабжения многоквартирного дома по адресу: "адрес", - определено на 2020-2022 годы, отопления и холодного водоснабжения - 2022 год, подвала - 2023 год. Какие-либо изменения в региональную программу в данной части не вносились.
Основной целью указанной Программы является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми.
В соответствии с разделом II указанной Региональной программы, программа подлежит ежегодной актуализации; утверждается с учетом внесенных в нее изменений и дополнений не позднее 1 ноября каждого года; внесение изменений в Программу, предусматривающих перенос установленного региональной программой срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома на более поздний период и сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации Программы в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с указанным Порядком органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми разрабатывают и утверждают Планы реализации муниципальных программ. Утвержденные органами местного самоуправления Планы реализации муниципальных программ представляются ими в Министерство. Министерство на основании представленных органами местного самоуправления Планов реализации муниципальных программ формирует проект плана реализации республиканской программы капитального - ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее-План реализации) на очередной период и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми. Правительство Республики Коми в установленном порядке рассматривает и утверждает подготовленный Министерством проект Плана реализации.
В соответствии с Региональной программой постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 19 марта 2020 года N 3/674 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2021-2023 годы. В приведенный план неоднократно вносились изменения постановлениями администрации МО ГО "Сыкгывкар" от 12 мая 2021 годаN 5/1306, 08 февраля 2022 годаN 2/318, 13 июля 2022 года N 7/2101. При этом многоквартирный "адрес" в перечень многоквартирных домов, согласно приложению к постановлению N 3/674 от 19 марта 2020 года и постановлений которыми вносились изменения, не включен.
Постановлением Правительства Республики Коми от 28 июля 2020 года N 379 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2021 - 2023 годы при этом многоквартирный "адрес" в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2021 - 2023 годы, не включен.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 03 августа 2021 года N 8/2340 спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения N 328 межведомственной комиссии администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30 июня 2021 года.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 февраля 2022 года заключение N 328 межведомственной комиссии АМО ГО "Сыктывкар" от 30 июня 2021 года о соответствии состояния помещения, расположенного по адресу: "адрес" постановление АМО ГО "Сыктывкар" N 8/2340 от 03 августа 2021 года о признании МКД, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу признаны незаконными и отменены. На администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного обследования МКД, расположенного по адресу: "адрес", - и принять решение (заключение) в соответствии с требованиями нормативных актов.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08 августа 2022 года N 8/2388 спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения N 654 межведомственной комиссии администрации МО ГО "Сыктывкар" от 01 июля 2022 года.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования, заявленные к администрации МО ГО "Сыктывкар", суд-первой инстанции руководствовался положениями пункта 6.1 статьи 2, пункта 8.3 статьи 13, частей 7, 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, части 5 статьи 4 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми", Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 572, Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходил из неправомерности бездействия администрации МО ГО "Сыктывкар", не выполнившей обязанность по включению многоквартирного дома по адресу: "адрес", - в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2021 - 2023 годы.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции принимал во внимание, что региональной программой капитального ремонта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения спорного дома определен на 2020-2022 годы, отопления и холодного водоснабжения - 2022 год, подвала - 2023 год, в отсутствие предусматривающих перенос указанного срока на более поздний период изменений в Региональную программу.
Одновременно с этим, суд первой инстанции, оценив установленные по делу обстоятельства на соответствие нормам выше приведенного законодательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований к Правительству Республики Коми и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, мотивировав свой вывод отсутствием оснований для признания незаконным бездействия со стороны указанных административных ответчиков по сформированию и невнесению изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2021 - 2023 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми N 379 от 28 июля 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми, проверив законность решения суда первой инстанции, обоснованно признала такие выводы суда при установленных по делу обстоятельствах правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как отмечено выше, предельные сроки проведения капитального ремонта общего имущества того или иного многоквартирного дома, очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования устанавливаются региональной программой капитального ремонта.
Изменение очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перенос установленных сроков проведения капитального ремонта возможны в случаях, предусмотренных законом, путем внесения в региональную программу изменений в порядке ее актуализации.
Согласно положениям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ, части 5 - статьи 4 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта является изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта, в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, изменения, предусматривающие перенос срока капитального ремонта подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома на более поздний период, в региональную программу в порядке ее актуализации не вносились. Решение о переносе срока капитального ремонта с предусмотренного региональной программой капитального ремонта на более поздний, собственниками помещений указанного многоквартирного дома не принималось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у администрации МО ГО "Сыктывкар" правовых оснований для невключения многоквартирного дома по адресу: "адрес", - в краткосрочный план проведения работ по капитальному ремонту общего имущества на 2021-2023 годы, поскольку в силу предписаний федерального и регионального законодательства краткосрочный план муниципального образования утверждается с целью реализации региональной программы капитального ремонта и должен соответствовать этой программе по перечню домов, срокам и видам проведения работ по капитальному ремонту. Отсутствие в муниципальном краткосрочном плане на 2021-2023 годы сведений о капитальном ремонте подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного дома нарушает права административного истца, так как препятствует включению таких сведений в республиканский краткосрочный план, равно как и выполнению региональной программы капитального ремонта на территории МО ГО "Сыктывкар".
Правомерно отклонены судом первой инстанции доводы о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку на момент возникших спорных правоотношений (19.03.2020 дата вынесения администрацией МО ГО "Сыктывкар" постановления N 3/674, которым утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2021 - 2023 годы"), являющихся предметом настоящего спора, указанный многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу признан не был.
Установив оспариваемое бездействие органа местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2021-2023 годы, включив в него сведения о проведении капитального ремонта подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления многоквартирного "адрес" в установленный региональной программой срок - 2022 и 2023 году соответственно.
Доводы жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении требований административного иска к Правительству Республики Коми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Пунктами 5, 6 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено установление порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта.
Реализуя указанные полномочия, переданные Правительству Республики Коми статьей 3 Закона Республики Коми от 24 июня 2013 года N 57-РЗ, Правительство Республики Коми своим постановлением от 30 декабря 2013 года N 574 утвердило Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с указанным Порядком органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают и утверждают краткосрочные планы реализации муниципальной программы, на основании которых формируется и утверждается региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. При этом муниципальные образования вправе самостоятельно определять перечень домов для включения в краткосрочный план реализации программы на тот или иной год в переделах установленного срока выполнения работ по капитальному ремонту. При включении многоквартирного дома в краткосрочный план муниципального образования он будет включен в республиканский краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта.
Таким образом, исходя из постановления Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 года N 574, формирование Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и утверждение Правительством Республики Коми краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2021 - 2023 годы производилось на основании планов реализации муниципальных программ, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми, то есть республиканский краткосрочный план по своему составу и содержанию является сводным и включает в себя муниципальные краткосрочные планы.
Как указывалось выше, Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 19 марта 2020 года N 3/674 утвержден краткосрочный план реализации в 2021 - 2023 годах региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории МО ГО "Сыктывкар". При этом многоквартирный "адрес" в указанный краткосрочный план не включен. Соответственно, указанный многоквартирный дом не включен в краткосрочный план реализации региональной программы, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 28 июля 2020 года N379. Изменения, предусматривающие капитальный ремонт подвального помещения, инженерных систем водо-, электроснабжения и отопления спорного многоквартирного дома, в муниципальный краткосрочный план на 2021-2023 годы органом местного самоуправления не вносились.
Учитывая изложенное, со стороны Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Коми и Правительства Республики Коми отсутствует незаконное бездействие в отношении административного истца при формировании и утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2021 -2023 годы, поскольку в силу требований действующего законодательства утверждение указанного краткосрочного плана, равно как и внесение в него изменений производится на основании данных, представленных органами местного самоуправления.
Доводы административного истца и его представителя о необоснованном применении судом соответствующих положений Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по мотиву несоответствия их федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, основаны на. неверном толковании норм материального права.
Исходя из положений статьи 168 Жилищного кодекса РФ краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с порядком подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. При этом федеральное законодательство не исключает возможность формирования и утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта на основании сведений, представленных органами местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований административного иска к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и Правительству Республики Коми о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения прав, поскольку в рассматриваемом случае обжалуемое бездействие не противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, права заявителя действиями (бездействием) указанных административных ответчиков не были нарушены.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года по административному исковому заявлению Мишариной О. А. к Правительству Республики Коми, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия, оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Мишариной О. А. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.