N 88а -8513/2023
г. Санкт - Петербург
14 апреля 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бельмас Н.А, рассмотрев в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Администрации Валдайского муниципального района Новгородской области на определение Валдайского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2022 года об отказе в отсрочке исполнения решения суда и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 01 февраля 2023 года
установил:
вступившим 10 августа 2021 года в законную силу решением Валдайского районного суда Новгородской области от 05 июля 2021 года удовлетворен административный иск прокурора Валдайского района Новгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее также Администрация района) и постановлено обязать ответчика в срок до 30 ноября 2021 года оборудовать тротуаром участок автомобильной дороги по ул. Белова (от пересечения с тротуаром по пр. Комсомольский по всей длине торца дома N 44 по пр. Комсомольский (дом N 33 по ул. Белова) с правой стороны по направлению к ул. Гоголя в г. Валдай.
Определением Валдайского районного суда Новгородской области от 23 декабря 2021 года Администрации района предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до 30 июня 2022 года.
8 августа 2022 года Администрация района вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на срок до 30 июня 2023 года.
Определением Валдайского районного суда Новгородской области от 18 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 01 ноября 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.
30 ноября 2022 года Администрация района вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 05 июля 2021 года на срок до 31 декабря 2023 года.
В обоснование заявления указано, что Администрация района является органом местного самоуправления, непосредственную деятельность по строительству и ремонту автомобильных дорог не ведет, соответствующими трудовыми и материальными ресурсами не обладает. Срок муниципального контракта, заключенного с ООО "ГеоМакИнфо", истек, но контракт не исполнен, поскольку в настоящее время выполняются кадастровые работы по. подготовке межевых планов по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ и площади земельных участков, расположенных в г. Валдай, по муниципальному контракту от 13 июля 2022 года N110. После разработки проектно-сметной документаций необходимо проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости. Таким образом, только на разработку проектно-сметной документации и прохождение госэкспертизы необходим срок 8 месяцев, также необходимо осуществить закупку непосредственно на выполнение работ по строительству тротуара и выполнить данные работы, что также требует времени.
Определением Валдайского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 01 февраля 2023 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 16 марта 2023 года, Администрация, выражая несогласие с указанными судебными актами, ставит вопрос об их отмене. В обоснование приводит доводы о том, что для исполнения решения суда необходимы существенные сроки и дополнительные денежные средства.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив кассационную жалобу и материалы административного дела, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не усматриваю.
Согласно части 1 статьи 189, части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
В силу части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих, в деле, судебного пристава - исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ; по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N.229-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу положений статьи 37 Федерального закона N 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений является правом суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.
Материалами дела установлено, что решение Валдайского районного суда Новгородской области от 05 июля 2021 года как в срок, установленный в решении - до 30 ноября 2021 года, как в срок, на который была предоставлена отсрочка - до 30 июня 2022 года, так и до настоящего времени Администрацией района не исполнено.
С настоящим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда Администрация района обратилась в суд 30 ноября 2022 года, ссылаясь на невозможность исполнения в установленный срок решения суда, в том числе ввиду неисполнения муниципальных контрактов, повторяя доводы, приводимые ранее в аналогичном заявлении.
Так, 14 сентября 2021 года между Администрацией района и ООО "ГеоМакИнфо" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектно - сметной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения, с прохождением и получением положительного заключения госэкспертизы проектной документации, инженерных изысканий и достоверности сметной стоимости по данному объекту.
В соответствии с пунктом 4.1.1 место нахождения проектируемых участков: территория Валдайского городского поселения: тротуар по пр. Советский от дома N 81 до дома N 117, тротуар по ул. Совхозная от дома N 45 до пересечения с ул. Ленина, тротуар по ул. Железнодорожная от дома N 2 до пресечения с ул. Октябрьская, тротуар по ул. М. Горького от дома N 2 до пересечения с ул. Железнодорожная, тротуар по ул. Радищева от дома N 26 до дома N 68, тротуар по ул. Белова от пересечения с пр. Комсомольским вдоль д. 441; тротуар по ул. Ломоносова. Срок выполнения работ - в течение 6 месяцев с- даты заключения контракта (пункт 4.2).
Срок выполнения работ по муниципальному контракту истек в марте 2022 года. Этот контракт, как указывает Администрация района, не исполнен, в связи с исполнением муниципального контракта N110, заключенного 13 июля 2022 года между Администрацией района и индивидуальным предпринимателем Кизимом А.А. на проведение кадастровых работы по подготовке межевых планов по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ и площади земельных участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в г. Валдай, из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 4.2 контракта место нахождения объектов оценки: земельные участки, расположенные на ул. Радищева, ул. Совхозная, ул. М. Горького, пр. Советский, ул. Ломоносова, ул. Железнодорожная, ул. Белова, ул. Победы, ул. Октябрьская г. Валдай. Срок оказания услуг - в течение 90 календарных дней с даты заключения муниципального контракта (пункт 4.3).
Срок действия этого контракта истек в октябре 2022 года.
Рассматривая заявление Администрации округа о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из длительности неисполнения судебного решения, в том числе и после истечения периода предоставленной отсрочки.
Судом указано на то, что приводимые Администрацией района доводы ранее являлись предметом оценки при разрешении ее заявлений об отсрочке, признаны несостоятельными, каких-либо новых доводов Администрацией района в заявлении не приведено.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы Администрации об отсутствии достаточного финансирования, необходимого для исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе не может служить безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного решения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта не будет способствовать установлению баланса интересов сторон при том, что исполнение решения суда затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
Кроме того, Администрацией округа судам не было представлено убедительных доказательств того, что по окончании действия требуемой отсрочки исполнения судебного акта требования исполнительного документа будут исполнены.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявления администрации Валдайского муниципального района Новгородской области являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Валдайского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2022 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 01 февраля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Валдайского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Определение Валдайского районного суда Новгородской области от 09 декабря 2022 года, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 01 февраля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Н.А. Бельмас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.