Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Бабеншевой Е.А, Шевчук Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждения здравоохранения Вологодской области "Кирилловская ЦРБ", Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта "данные изъяты" в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории фельдшерско-акушерского пункта
по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, выслушав возражения прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
установила:
прокурор Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Кирилловская центральная районная больница" (далее - БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", Учреждение), Департаменту здравоохранения Вологодской области (далее также Департамент) о возложении обязанности обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП) "данные изъяты" в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории ФАП, установленного Приложение N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н (далее - Стандарт оснащения врачебной амбулатории) необходимым оборудованием.
Решением Кирилловского районного суда Вологодской области от 18 июля 2022 года исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены. На БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" в срок до 1 сентября 2023 года возложена обязанность обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта "данные изъяты", расположенного в дер. Коварзино Кирилловского муниципального района, необходимым медицинским оборудованием: вешалка для одежды (2); электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (1); автоматический дефибриллятор (1); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); костыли (2); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); термометр медицинский (5); пузырь для льда (2); роторасширитель одноразовый (2); языкодержатель (2); кислородный ингалятор (1); анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1); комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни (1); весы напольные для взрослых (1); весы для детей до 1 года (1); дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); сантиметровая лента (1); спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1); набор для проведения коникотомии одноразовый (1); укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме (1); укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения (1); укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении (1); укладка с педикулоцидными средствами (2); укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (1); аппарат для измерения артериального давления (1); на Департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАП в д.
Коварзино в соответствии в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение N 14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N543-н в срок до 1 июля 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 ноября 2022 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области просит апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что финансирование мероприятий по оснащению ФАП "данные изъяты" по приобретению оборудования стоимостью ниже 100000 рублей за единицу осуществляется из средств ОМС, соответственно, возможность приобретения данного имущества без дополнительного финансирования в виде субсидии из бюджета отсутствует.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрело дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции суд, руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 323-ФЗ, приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", положением о департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 года N 458 (далее - Положение о Департаменте), Уставом БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", утвержденного приказом департамента здравоохранения Вологодской области от 28 декабря 2012 года N 1105, исходил из того, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в сфере охраны здоровья граждан выявлена не укомплектованность ФАПа "данные изъяты", расположенного на территории Кирилловского муниципального района, необходимым медицинским оборудованием, что сторонами не оспаривается, в связи с чем возложил на БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" обязанность обеспечить оснащение данного ФАПа в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории в срок до 1 сентября 2023 года, а обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПа в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории в срок до 1 июля 2023 года на Департамент здравоохранения Вологодской области, как орган, отвечающий за финансирование соответствующих мероприятий.
Проверяя законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Вологодской области, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда приняла во внимание, что указанное учреждение как учредитель БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.
Непринятие ответчиками надлежащих мер по обеспечению ФАПов необходимым медицинским оборудованием является не только нарушением действующего законодательства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы подателя жалобы относительно того, что на Департамент необоснованно возложена обязанность профинансировать приобретение оборудования стоимостью до 100000 рублей, судебной коллегией признаны несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
При этом средства обязательного медицинского страхования являются одним из источников финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования (раздел 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 27 декабря 2019 года N 1329, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2020 года N 1588, наряду со средствами федерального бюджета, средствами областного бюджета.
Медицинские организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и действуют на основании Устава, утвержденного в установленном порядке Департаментом.
Уставом Учреждения и приказом Департамента от 9 января 2020 года N 4 "Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Департаменту" предусмотрено обязательное планирование финансово-хозяйственной деятельности БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" по доходам и расходам в части всех имеющихся источников финансирования: главный врач обеспечивает составление плана финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации и представляет его на утверждение учредителю, а Департамент утверждает этот план.
При этом, ФАП "данные изъяты" Кирилловского муниципального района является структурным подразделением БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", следовательно, оснащение оборудованием данного структурного подразделения, равно как и иных подразделений медицинской организации, должно быть предусмотрено при составлении и утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", а в дальнейшем реализовано в ходе текущей деятельности медицинской организации.
По запросу суда апелляционной инстанции Вологодским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" представлена информация от 31 октября 2022 года: объемы медицинской помощи и их финансовое обеспечение на 2019 год, установленные решением комиссий по разработке ТПОМС от 18 декабря 2018 года и от 26 декабря 2018 года БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" для лиц, застрахованных в Вологодском филиале, являющихся приложением N 1 к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01 января 2019 года N 13, а также объемы медицинской помощи на 2021 год (приложение N 1 к договору от 21 января 2021 года N 15), объемы финансового обеспечения медицинской помощи на 2021 года (приложение N 2 к договору от 21 января 2021 года N 15).
БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" по запросу судебной коллегии представлена информация по состоянию лицевого счета Учреждения по учету средств ОМС на 11 октября 2022 года и 7 ноября 2022 года. Из поступивших на 7 ноября 2022 года доходов в размере 89724, 99 тысяч рублей израсходовано средств, в том числе на основные средства - 120, 6 тысяч рублей, медикаменты - 2967, 3 тысяч рублей, материальные запасы - 222, 3 тысяч рублей, прочие расходы (налоги) - 80, 8 тысяч рублей. По состоянию лицевого счета по учету средств ОМС на 31 декабря 2020 года поступило доходов - 113495, 9 тысяч рублей, израсходовано средств ОМС, в том числе на основные средства - 3090, 4 тысяч рублей, медикаменты - 4602, 7 тысяч рублей, материальные запасы - 471, 5 тысяч рублей, прочие расходы (налоги) - 439, 8 тысяч рублей. На 31 декабря 2021 года поступило доходов - 105098, 1 тысяч рублей, израсходовано средств (ОМС), в том числе - на основные средства - 78, 7 тысяч рублей, медикаменты - 4214, 4 тысяч рублей, материальные запасы - 428, 4 тысяч рублей, прочие расходы (налоги) - 356, 4 тысяч рублей.
Из письма Департамента главному врачу Учреждения от 10 июня 2022 года N 3-1-5/71а следует, что Департамент в целях исполнения поручения Губернатора области в части разблокировки средств областного бюджета, предусмотренных в 2022 году, доводит до Учреждения разблокированный объем субсидии на иные цели в рамках государственной программы "развитие здравоохранения Вологодской области" на 2021-2015 годы "+1 500000 рублей".
При этом судебная коллегия отметила, что исходя из анализа норм приведенного выше законодательства, на БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" действительно возлагается обязанность по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе, оснащению медицинским оборудованием ФАПа. Однако, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению ФАПа необходимым медицинским оборудованием является обязанностью и Департамента здравоохранения Вологодской области.
Исковые требования прокурора, заявленные к Департаменту здравоохранения Вологодской области, не связаны с возложением на него субсидиарной ответственности по обязательствам Учреждения, а направлены на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.
При изложенных обстоятельствах суд указал также, что необходимость обеспечения ФАПа медицинским оборудованием за счет средств обязательного медицинского страхования, на которое указывает податель жалобы, не освобождают его от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с апелляционным определением, полагая его основанным на нормах материального права и фактических обстоятельствах дела.
Учитывая установленный в БУЗ Вологодской области "Кирилловская центральная районная больница" факт нарушения требований действующего законодательства, выражающийся в отсутствии необходимого медицинского оборудования в ФАП и несоответствии помещений медицинской организации санитарным нормам и правилам, что может привести к нарушению конституционных прав граждан на охрану здоровья, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных исковых требований к указанному ответчику. Решение суда в данной части соответствует положениям действующего законодательства.
Довод кассационной жалобы об отсутствии денежных средств на указанные цели не освобождает данное учреждение от соблюдения нормативных требований в части укомплектования необходимым медицинским оборудованием и соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований к данному ответчику.
Кроме того, в силу пункта 1.3 Устава БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", утвержденного приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 18.10.2012 N 699, функции и полномочия учредителя БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 3.12. Устава).
Согласно пунктам 1.1, 2.2.5 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 26.04.2010 N 458, Департамент является органом исполнительной государственной власти Вологодской области по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан. Полномочиями (функциями) Департамента в соответствии с возложенной на него задачей является, в том числе, организация оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту.
Департамент, как главный распорядитель и получатель средств бюджета, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с другими полномочиями распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и целевое направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.
Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы о необходимости финансирования мероприятий по обеспечению ФАПа недостающим оборудованием за счет средств обязательного медицинского страхования, Департамент как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета, субсидий, субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов в сфере здравоохранения, в том числе, обязан обеспечивать надлежащее содержание, оборудование зданий, помещений БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", и нести обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.
Также ответчик в кассационной жалобе указывает на отсутствие в материалах дела доказательств ненадлежащего исполнения Департаментом своих обязанностей, нарушения требований законодательства, создания угрозы жизни и здоровью населения.
Вместе с тем, по состоянию на март 2023 года ФАП "данные изъяты" не обеспечен необходимым медицинским оборудованием, что препятствует оказанию гражданам своевременной квалифицированной медицинской помощи, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.