Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ирышковой Т.В, судей Беспятовой Н.Н, Уланова К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Кирилловская Центральная районная больница", Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта Горицкий в соответствии со Стандартом, по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 6 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н, выслушав объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Вологодской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к бюджетному учреждения здравоохранения Вологодской области "Кирилловская ЦРБ" (далее БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", Учреждение), Департаменту здравоохранения Вологодской области, в котором просил возложить на БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" обязанность в срок до 1 июля 2023 года обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта (далее ФАП) Горицкий, расположенного в селе Горицы Кирилловского муниципального района, в соответствии со Стандартом необходимым медицинским оборудованием: стол инструментальный (1); электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (1); носилки (2); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (2); роторасширитель одноразовый (2); языкодержатель (2); кислородный ингалятор (1); анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1); комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); ростомер (1); сантиметровая лента (1); спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1); набор для проведения коникотомии одноразовый (1); укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме (1); укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения (1); укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении (1); укладка с педикулоцидными средствами (1); укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (1); тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления (1).
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки оснащенности ФАПов на территории Кирилловского муниципального района выявлено отсутствие указанного выше медицинского оборудования в ФАПе Горицкий. 15 апреля 2022 года прокуратурой в адрес БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Представление рассмотрено Учреждением, нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, не устранены в связи с отсутствием финансирования со стороны Департамента здравоохранения Вологодской области, который как учредитель БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием (далее Стандарт оснащения). Отсутствие надлежащего оснащения ФАПа Горицкий в соответствии со Стандартом оснащения нарушает права граждан на охрану здоровья.
Решением Кирилловского районного суда Вологодской области от 18 июля 2022 года исковые требования прокурора Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
На БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" возложена обязанность в срок до 1 сентября 2023 года обеспечить оснащение ФАПа Горицкий, расположенного в селе Горицы Кирилловского муниципального района, необходимым медицинским оборудованием: стол инструментальный (1); электрокардиограф портативный 3-или 6-канальный (1); носилки (2); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнигный (1); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (2); роторасширитель одноразовый (2); языкодержатель (2); кислородный ингалятор (1); анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками (1); комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); ростомер (1); сантиметровая лента (1); спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (1); набор для проведения коникотомии одноразовый (1); укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме (1); укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения (1); укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении (1); укладка с педикулоцидными средствами (1); укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих (1); тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления (1).
На Департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПа Горицкий в селе Горицы в соответствии со Стандартом оснащения, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543-н, в срок до 1 июля 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 6 декабря 2022 года решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 18 июля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Вологодской области полагает ее доводы необоснованными и не влекущими отмену постановленных по делу судебных актов.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой Кирилловского района Вологодской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", а именно: оснащение ФАПа Горицкий, расположенного на территории Кирилловского муниципального района, не соответствует предъявляемым Стандартом оснащения требованиям в части укомплектования ФАПа необходимым медицинским оборудованием, отсутствуют: стол инструментальный, электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный, носилки, щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнигный, одеяло с подогревом, секундомер, пузырь для льда, роторасширитель одноразовый, языкодержатель, кислородный ингалятор, анализатор уровня сахара крови портативный с тест-полосками, комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни, дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), холодильник для хранения лекарственных препаратов, ростомер, сантиметровая лента, спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками), набор для проведения коникотомии одноразовый, укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме, укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения, укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении, укладка с педикулоцидными средствами, укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.
По результатам проверки оснащенности ФАПов на территории Кирилловского муниципального района 15 апреля 2022 года прокуратурой района в адрес исполняющего обязанности главного врача БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
В ответе на представление от 13 мая 2022 года исполняющий обязанности главного врача учреждения ФИО5 указал, что нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, не устранены, поскольку на 2022 финансовый год финансирование на указанные цели не запланировано. На 11 марта 2022 года письмом Департамента здравоохранения Вологодской области до Учреждения доведена информация об изменении бюджетных ассигнований на 2022 год в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств по отрасли "Здравоохранение" в соответствии с распоряжением Губернатора Вологодской области от 9 марта 2022 года.
По информации, представленной Департаментом здравоохранения Вологодской области суду апелляционной инстанции, в соответствии с Планом 2021 года доходы БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" составили 201 215 084, 65 руб.
Из Плана 2021 года от 30 декабря 2021 года следует, что расходы на увеличение стоимости основных средств (код КОСГУ 310) составляли 26 086 646, 34 руб, из них за счет субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, - 25 485 205, 95 руб, от иной приносящей доход деятельности - 508 000, 39 руб, за счет средств обязательного медицинского страхования - 93 440 руб.
В соответствии с Планом 2022 года доходы БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" составляют 137 563 237, 43 руб.
Планируемые расходы на увеличение стоимости основных средств (код КОСГУ 310) составляли 9 545 133, 20 руб, из них, в том числе за счет субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, - 9 135 990 руб, от иной приносящей доход деятельности - 312 740 руб, за счет денежных средств обязательного медицинского страхования - 96 403, 20 руб.
В соответствии с Планом 2022 года от 17 ноября 2022 года расходы на увеличение стоимости основных средств (код КОСГУ 310) составляли 28 233 546, 19 руб, из них за счет субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, - 27 800 205, 19 руб, от иной приносящей доход деятельности - 312 740 руб, за счет средств обязательного медицинского страхования 120 601 руб.
По запросу суда апелляционной инстанции Вологодским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" представлена информация от 10 ноября 2022 года: объемы медицинской помощи и их финансовое обеспечение на 2019 год, установленные решением комиссий по разработке ТПОМС от 18 декабря 2018 года и от 26 декабря 2018 года БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" для лиц, застрахованных в Вологодском филиале, являющихся приложением N 1 к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 1 января 2019 года N 13, а также объемы медицинской помощи на 2021 год (приложение N 1 к договору от 21 января 2021 года N 15), объемы финансового обеспечения медицинской помощи на 2021 года (приложение N 2 к договору от 21 января 2021 года N 15).
БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" по запросу представлена информация по состоянию лицевого счета Учреждения по учету средств ОМС на 31 декабря 2020 года, 11 октября 2022 года и 7 ноября 2022 года.
По состоянию лицевого счета по учету средств ОМС на 31 декабря 2020 года поступило доходов - 113 495, 9 тыс. руб, израсходовано средств ОМС, в том числе на основные средства - 3 090, 4 тыс. руб, медикаменты - 4 602, 7 тыс. руб, материальные запасы - 471, 5 тыс. руб, прочие расходы (налоги) - 439, 8 тыс. руб.
На 11 октября 2022 года поступило доходов - 87 096, 4 тыс. руб, израсходовано средств (ОМС), в том числе - на основные средства - 120, 6 тыс. руб, медикаменты - 2 967, 3 тыс. руб, материальные запасы - 222, 3 тыс. руб, прочие расходы (налоги) - 80, 7 тыс. руб.
Из поступивших на 7 ноября 2022 года доходов в размере 89 724, 99 тыс. руб. израсходовано средств, в том числе на основные средства - 120, 6 тыс. руб, медикаменты - 2 967, 3 тыс. руб, материальные запасы - 222, 3 тыс. руб, прочие расходы (налоги) - 80, 8 тыс. руб.
Согласно письму Департамента здравоохранения Вологодской области от 10 июня 2022 года N 3-1 -5/71а, адресованному главному врачу Учреждения, Департамент в целях исполнения поручения Губернатора области в части разблокировки средств областного бюджета, предусмотренных в 2022 году доводит до Учреждения разблокированный объем субсидии на иные цели в рамках государственной программы "развитие здравоохранения Вологодской области" на 2021-2025 годы "+1 500 000, 00 руб".
Кроме того, БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" по запросу представлены: - расчет-обоснование субсидии, согласно которой на приобретение необходимого для ФАПа Горицкий медицинского оборудования требуется 1 500 000 руб.; - договоры поставок N 407, N 406 от 18 июля 2022 года, N 468 от 24 августа 2022 года, заключенные между индивидуальным предпринимателем ФИО6 и Учреждением, на поставку и передачу Горицкому ФАП секундомера электронного, термометра медицинского инфракрасного, языкодержателя для взрослых; роторасширителя; набора для трахеостомии соответственно; - договор поставки N 538 от 15 июля 2022 года, заключенный между открытым акционерным обществом производственно-торговая фирма "Медтехника" и Учреждением, на поставку и передачу Горицкому ФАП пузыря для льда резинового, жгута венозного многоразового голубого; - контракт N 91/2022 без даты между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и индивидуальным предпринимателем ФИО7 на поставку укладок медицинских; - контракт N 87МО/2022 от 19 августа 2022 года между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и обществом с ограниченной ответственностью "Сэйлмед" на поставку дефибриллятора внешнего полуавтоматического для профессионального использования с питанием от неперезаряжаемой батареи; - контракты N 53МО/2022 без даты, N 65МО/2022 от 18 июля 2022 года, N 66МО/2022 без даты между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и индивидуальным предпринимателем Красновым А.Б. на поставку электрокардиографа, доски для иммобилизации спины, системы обогрева всего тела соответственно, N 54М/2022 без даты - на поставку и выполнение работ по сборке мебели, N 70/2022 без даты - на поставку оборудования: контейнера для транспортировки образцов, емкости для сбора коле-режущих медицинских отходов, носилок портативных, костылей подмышечных, аппарата искусственной вентиляции легких, ростомера медицинского, контейнеров для системы химической дезинфекции медицинских инструментов, аппарата для измерения артериального давления, стетоскопа неавтоматизированного, пульсоксиметра телеметрического,
щипцов хирургических, ножниц хирургических общего назначения, лотка общего назначения, камеры стерилизационной бактерицидной, диспенсера гигиенических средства, дозатора для мыла/дезинфицирующих средств, гигрометра психометрического; - контракт N 69МО/2022 без даты между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и индивидуальным предпринимателем ФИО8 на поставку тонометра - офтальмологического; - контракт N 88МО/2022 от 23 августа 2022 года между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и ООО "ТехМедСервис" на поставку стерилизатора сухожарового; - контракт N 67МО/2022 от 19 июля 2022 года между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и ООО "МЕДФАРМА-СЕРВИС" на поставку спирометра диагностического; - проект контракта N 68МО/2022 без даты между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и ООО "ВИТКОВИЦЕ РУС" на поставку системы кислородной терапии респираторной; - контракт N 62МО/2022 от 15 июля 2022 года между БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" и ООО "Техноторг" на поставку холодильника фармацевтического, облучателя-рециркулятора воздуха.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 381 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", Положением о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 года N 458, Уставом БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ", утвержденного приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 28 декабря 2012 года N 1105, пришел к выводу о необходимости заявленных прокурором требований. При этом суд исходил из того, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в сфере охраны здоровья граждан выявлена не укомплектованность ФАПа Горицкий, расположенного на территории Кирилловского муниципального района, необходимым медицинским оборудованием, в связи с чем возложил на БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" обязанность обеспечить оснащение данного ФАПа в соответствии со Стандартом оснащения в срок до 1 сентября 2023 года. При этом суд возложил обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПа в соответствии со Стандартом оснащения в срок до 1 июля 2023 года на Департамент здравоохранения Вологодской области, как орган, отвечающий за финансирование соответствующих мероприятии.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Проанализировав дополнительные доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции, коллегия судей областного суда установила, что в течение 2021 и 2022 годов БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" денежные средства из бюджета области для оснащения фельдшерско-акушерских пунктов предоставлялись, вместе с тем, пришла к выводу о том, что Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО "Кирилловская ЦРБ" несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории Кирилловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения в полном объеме.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
На основании статьи 9 Закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (подпункты 4, 5, 6 пункта 1 статьи 16 Закона N 323).
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 27 декабря 2021 года N 1479.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543 н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению" утверждены правила организации деятельности ФАПов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.
ФАП является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В силу статьи 82 Закона N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии со статьей 12322 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно статье 92 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (пункт 6).
Статьей 381 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Пунктами 1.1 и 2.2.5 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области установлено, что он является органом исполнительной государственной власти Вологодской области по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан. Полномочиями (функциями) Департамента здравоохранения Вологодской области в соответствии с возложенной на него задачей являются организация оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Вологодской области.
При этом Департамент здравоохранения Вологодской области для решения своей задачи и выполнения своих функций в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет функции и полномочия учредителя государственных учреждений области, осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете (пункт 2.3.4, 2.3.12 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами двух инстанций установлено, что собственником учреждений является Вологодская область, функции и полномочия учредителя учреждений осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области, при этом несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов в соответствии со Стандартом оснащения необходимым оборудованием в полом объёме, выводы судов мотивированы, основаны на нормах материального права.
Доводы кассационной жалобы относительно доведения лимитов финансирования в полном объеме не являются обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения указанной обязанности, соответственно, не являются основаниями для отмены судебных постановлений.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и объёма доказательств по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.