Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФИО1 и Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N по иску ФИО1 к Управлению Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу о взыскании невыплаченных денежных средств, компенсации за задержку выплаты денежных средств, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу по доверенности ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу ответчика, возражавшего против доводов кассационной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление), уточнив заявленные требования по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс), просил взыскать невыплаченную премию за 1 квартал 2021 года в размере 25000 рублей, компенсацию за задержку выплаты с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в размере 4611 рублей 66 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В обоснование требований ФИО1 ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГг. он проходил федеральную государственную гражданскую службу в отделе контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по "адрес". Приказом N л/с от ДД.ММ.ГГГГг. уволен по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. После его увольнения служащим Управления выплачена ежеквартальная премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 1 квартал 2021 года, однако ему данная премия не выплачена.
Решением Новгородского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. без изменения, иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГг. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. решение Новгородского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании невыплаченной ежеквартальной премии и компенсации морального вреда отменено.
Принято в этой части новое решение, которым взыскана с Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу в пользу ФИО1 невыплаченная ежеквартальная премия в сумме 25000 рублей, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей.
В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационных жалобах ФИО1, Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу просят об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. ФИО1 обжалуется апелляционное определение в части отказа в удовлетворении его иска о взыскании компенсации за задержку выплаты денежных средств.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГг. N проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации в должности специалиста 1 разряда отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по "адрес", а с ДД.ММ.ГГГГг. - в должности ведущего специалиста-эксперта в том же отделе.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГг. N Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по "адрес" реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Западному федеральному округу.
Приказом N л/с от ДД.ММ.ГГГГг. истец уволен на основании по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) с ДД.ММ.ГГГГг.
При увольнении ФИО1 в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37, ч.13 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N79-ФЗ начислены и выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация отпуска при увольнении.
ДД.ММ.ГГГГг, то есть после расторжения служебного контракта с истцом, в Управление поступили лимиты бюджетных обязательств на стимулирующие выплаты. На основании представленных от структурных подразделений предложений относительно премирования сотрудников, приказом (форма NТ-11) руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГг. N в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N79-ФЗ и Положением от ДД.ММ.ГГГГг. N принято решение о выплате из стимулирующего фонда квартальной премии (стимулирующая выплаты) сотрудникам Управления, работающим на день издания приказа.
Обращаясь в суд, ФИО1 полагал, что несмотря на увольнение до издания указанного приказа, имеет право на выплату ежеквартальной премии за 1 квартал 2021 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами письменные доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса, руководствуясь ст.ст. 129, 135 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 14, 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", п.п.8-10 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N, установив, что лимиты бюджетных обязательств на стимулирующие выплаты, поступившие в Управление после расторжения служебного контракта с ФИО1 и его увольнения, не были рассчитаны на ранее уволенных сотрудников, принимая во внимание, что порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных задании определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, пришел к выводу об отсутствии оснований для выплаты премии уволенному сотруднику.
Апелляционная инстанция при повторном рассмотрении дела не согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ в состав заработной платы включаются стимулирующие выплаты, в том числе премии и иные поощрительные выплаты.
TOC \o "1-5" \h \z Частью 1 ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч.4 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2).
К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах... ; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, урегулирован специальным нормативным актом, в частности, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N (далее - Правила или Правила от ДД.ММ.ГГГГг. N).
Пунктом 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГг. N предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности) в силу пункта восьмого ч.3 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 79-ФЗ относятся к существенным условиям служебного контракта.
Согласно п.9 служебного контракта N от ДД.ММ.ГГГГг. (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. к служебному контракту) истцу было установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Во исполнение ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N79-ФЗ Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГг. N утвердила Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Роскомнадзора (далее также Положение от ДД.ММ.ГГГГг. N).
Положением от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено, что премирование государственных гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премирование гражданских служащих) осуществляется в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении уровня ответственности, в своевременном и добросовестном выполнении особо важных и сложных заданий (п.8).
Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом личного вклада каждого сотрудника при осуществлении функций Роскомнадзора, установленных Положением от ДД.ММ.ГГГГг. N (п.9).
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, исходя из сложившейся экономии фонда оплаты труда, могут выплачиваться по итогам выполнения особо важных и сложных заданий в течение месяца, квартала и по результатам работы за год (п.10).
Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленного Роскомнадзору на соответствующий год, в том числе за счет дополнительно выделенных Роскомнадзору средств на материальное стимулирование гражданских служащих (п.13).
Выплата премий производится конкретному гражданскому служащему, исходя из результатов его деятельности, и максимальными размерами не ограничивается (п.14).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо- Западному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГг. N утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премий за выполнение государственным гражданским служащим Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу.
Указанным Положением предусмотрено, что премирование государственных гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий (далее - премирование гражданских служащих) осуществляется в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении уровня ответственности, в своевременном и добросовестном выполнении особо важных и сложных заданий (п.8).
Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом личного вклада каждого сотрудника при осуществлении функций Управления, установленных Положением от ДД.ММ.ГГГГг. N (п.9).
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, исходя из сложившейся экономии фонда оплаты труда, могут выплачиваться по итогам выполнения особо важных и сложных заданий в течение месяца, квартала и по результатам работы за год (п.10).
Премирование гражданских служащих Управления производится на основании приказа руководителя Управления (п. 11).
Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленного Управлению на соответствующий год, в том числе за счет дополнительно выделенных Управлению на материальное стимулирование гражданских служащих (п.12).
Выплата премий производится конкретному гражданскому служащему, исходя из результатов его деятельности, и максимальными размерами не ограничивается (п.13).
В целях определения конкретного размера премии государственного служащего Управления отдел финансового обеспечения и бухгалтерского учета Управления сообщает начальникам структурных подразделений Управления объем денежных средств, предполагаемый к выплате в виде премии в расчете на каждое структурное подразделение Управления с учетом фактической численности сотрудников и фактически отработанного времени (п.15).
Начальники структурных подразделений Управления, после получения информации от отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета Управления об объеме денежных средств, предполагаемых к выплате в виде премий, в течение трех рабочих дней подготавливают письменные предложения, в которых указывают индивидуальный размер премии по каждому гражданскому служащему в зависимости от его личного вклада в выполнение особо важных и сложных заданий (п.16).
В силу приведенных правовых норм и локальных нормативных актов, выплата гражданским служащим квартальной премии за выполнение особо важных и сложных заданий входит в денежное содержание гражданского служащего и по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, право на которые возникает при выполнении соответствующих условий, достижении определенных результатов в работе.
При этом в силу прямого указания п.17 Положения руководителю Управления предоставлено право самостоятельно принять решение о повышении или понижении размера премии конкретному государственному служащему Управления, если начальником его структурного подразделения не были приняты во внимание достигнутые им успехи или допущенные нарушения.
Возможность и критерии лишения премии Положением не предусмотрены.
Поскольку установление системы премирования является прерогативой работодателя, соответственно, уменьшение премии за конкретный период является следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых обязанностей, нарушений и упущений в работе.
Из изложенного следует, что действия работодателя по уменьшению или лишению премии будут правомерны в том случае, если работник допустил нарушение, за которое нормами локальных нормативных актов предусмотрено право работодателя лишить его премии; установлена вина работника в допущенном нарушении, факт нарушения оформлен документально и при проведении процедуры лишения премии работодателем соблюдены нормы, установленные соответствующими локальными актами.
Ответчиком не оспаривается, что истец полностью отработал 1 квартал 2021г, при этом не допускал нарушений трудовой дисциплины, а равно иных нарушений, являющихся основанием к лишению или уменьшению премиальных выплат в соответствии с действующим Положением.
Решение о лишении истца премии не принималось, премия истцу не была выплачена в связи с тем, что на день выплаты премии сотрудникам Управления, последний не работал в Управлении. Однако такое условие Положением не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для невыплаты истцу премиальной выплаты за 1 квартал 2021г, поскольку невыплата истцу спорной премии ставит последнего в неравное положение с другими сотрудниками Управления, которым была выплачена премия.
Отменяя решение суда в части требований о взыскании невыплаченный ежеквартальной премии, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция, принимая во внимание, что из приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГг. N о премировании, минимальный размер выплаченной сотрудникам премии составил 25000 рублей, пришла к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО1, взыскании с Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу невыплаченной ежеквартальной премии в сумме 25000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей в силу абз.14 ч. 1 ст.21, ст. 237 Трудового кодекса РФ, разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N.
Суд апелляционной инстанции при разрешении требований истца о взыскании компенсации за задержку выплаты денежных средств, исходил из того, что из положений ст. 236 Трудового кодекса РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Поскольку спорная премия истцу не начислялась, положения статьи 236 Трудового кодекса РФ к спорным правоотношениям, как полагает суд апелляционной инстанции, не подлежат применению, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационных жалоб не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судом апелляционной инстанции допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1 и Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.