Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-468/2022 по иску Калистратовой Светланы Михайловны к Ленинградскому областному государственному бюджетному учреждению "Волховский комплексный центр социального обслуживания населения "Береника" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, выплате заработной платы за период отстранения, денежной компенсации, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Калистратовой Светланы Михайловны на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 1 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калистратова С.М, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с иском к Ленинградскому областному государственному бюджетному учреждению "Волховский комплексный центр социального обслуживания населения "Береника" о признании незаконным приказа N 680 от 1 сентября 2021 г. об отстранении Калистратовой С.М. от работы; начислении и выплаты заработной платы за период незаконного отстранения от работы с 2 сентября 2021 г. в размере 287 456 рублей 40 копеек и до дня отмены приказа из расчета среднедневного заработка в размере 2113 рублей 65 копеек, выплаты денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно; выплаты компенсации морального вреда в размере 70 000 руб, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 36 500 руб.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 1 ноября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Калистратова С.М. и её представитель Царева А.Д. доводы кассационной жалобы поддержали, Давидович Г.А, директор ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника", и Давыдова Г.А, представитель ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" по доверенности, возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что Калистратова С.М. работает воспитателем отделения социального обслуживания детей-инвалидов ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" с 30 сентября 2009 г.
В ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" издан приказ от 24 июня 2021 г. N 74 "О вакцинации работников ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" против новой коронавирусной инфекции" (с изменениями от 15 июля 2021 г, 24 августа 2021 г.).
Согласно уведомлению директора ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" Давидович Г.А. от 30 августа 2021 г. "Уведомление о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19" Калистратова Светлана Михайловна уведомлена о необходимости не позднее 1 сентября 2021 г. (включительно) предоставить специалисту по кадрам ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 либо отрицательный результат лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) на наличие коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного не позднее, чем за 72 часа. При наличии медицинских противопоказаний для вакцинации в срок не позднее 1 сентября 2021 г. (включительно) предоставить подтверждающие медицинские документы.
Уведомлением также разъяснено, что непредставление указанных документов может повлечь отстранение от работы, в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.
С указанным уведомлением Калистратова С.М. ознакомлена и ею получен экземпляр уведомления 30 августа 2021 г.
Также из уведомления следует, что необходимость данных мероприятий обусловлена недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с введением на территории Ленинградской области дополнительных мероприятий, направленных на предупреждение распространения коронавируса, во избежание случаев заболеваний коронавирусом среди сотрудников ДОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" и получателей социальных услуг, находящихся на обслуживании в учреждении.
Приказом директора ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" Давидович Г.А. от 1 сентября 2021 г. N 680 "Об отстранении Калистратовой С.М. от работы" истец была отстранена от работы в связи с отсутствием подтверждающих документов против новой коронавирусной инфекции COVID-19 со 2 сентября 2021 г. и до представления сотрудником документов о полном курсе вакцинации от COVID-19 с учетом медицинских противопоказаний к проведению вакцинации от COVID-19 или факте заболевания COVID-19 в течение последних шести месяцев, или отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) на наличие коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного не позднее, чем за 72 часа, либо до наступления обстоятельств, отменяющих для поставщиков социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, требование о не допуске работников, непосредственно предоставляющих социальные услуги, к работе. Калистратова С.М. отстранена от работы без сохранения заработной платы на период отстранения от работы.
Истец ознакомлена с данным приказом 1 сентября 2019 г, о чем свидетельствует соответствующая подпись в приказе.
Как установлено судом, приказ об отстранении работника издан на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, утвержденным Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N125н (с изменениями), во исполнение постановления Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 г. N 573 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области и утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями), приказов ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" от 24 июня 2021 г. N 74 "О вакцинации работников ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" против новой коронавирусной инфекции" (с изменениями от 15 июля 2021 г, 24 августа 2021 г.), от 13 августа 2021 г. N92 "О реализации в ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" п. 1.24, 1.33 Постановления Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 г. N573.
Приказом директора ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" от 27 октября 2021 г. г. N 897 "О внесении изменений в приказ N 680 от 1 сентября 2021 "Об отстранении Калистратовой С.М. от работы" внесены изменения в пункт 1 приказа N 680 от 1 сентября 2021 г, который изложен в следующей редакции: "Не допускать (отстранить) Калистратову Светлану Михайловну, воспитателя ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" к работе без сохранения заработной платы, в связи с отсутствием подтверждающих документов против новой коронавирусной инфекции COVID-19 с 20 августа 2021 г. и до предоставления сотрудником документов о полном курсе вакцинации от COVID-19 (сертификат, справка) с учетом медицинских противопоказаний к проведению вакцинации от COVID-19 или факте заболевания COVID-19 в течение последних шести месяцев или отрицательного результата лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) на наличие коронавирусной инфекции, проведенного не позднее чем за 72 часа, либо до наступления обстоятельств, отменяющих для поставщиков социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, требование о не допуске работников, непосредственно предоставляющих социальные услуги, к работе, до устранения причин.
С указанным приказом Калистратова С.М. ознакомиться отказалась, о чем составлен соответствующий акт.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, учитывая разъяснения Минздрава России по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах), пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку выполнение работы воспитателя связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривающего действие на территории Российской Федерации федеральных санитарных соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).
Санитарные правила согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1). Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (статья 2 вышеуказанного Закона).
Согласно статье 35 указанного закона, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Устанавливая правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ) предусматривает проведение профилактических прививок в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии с абзацем 3 части второй статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания энными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок включает работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 12).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2. Устава ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" относится к организациям, осуществляющим различные формы социального обслуживания, предметом деятельности которого является, в том числе, предоставление социально-педагогических услуг, то есть учреждение осуществляет и образовательную деятельность.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, даны полномочия обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.
Пунктом 1.24 Постановления Правительства Ленинградской области N440 от 9 июля 2021 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 г. N 573 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области", на поставщиков социальных услуг, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области, возложена обязанность не допускать с 1 августа 2021 г. работников, непосредственно предоставляющих социальные услуги, к работе при отсутствии у них документов, подтверждающих прохождение полного курса вакцинации от COVID-19 (сертификат, справка) с учетом медицинских противопоказаний к проведению вакцинации от COVID-19, или факт заболевания COVID-19 в течение последних шести месяцев, или отрицательный результат лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции на наличие коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного не позднее, чем за 72 часа.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании пункта 2 указанной статьи отсутствие профилактических прививок влечет за собой, в том числе, отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав истца (Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 N 1867-О).
Прививка от коронавирусной инфекции COVID-19 включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Основанием для отстранения истца от работы послужило не представление медицинского документа, подтверждающего проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 либо отрицательный результат лабораторного исследования методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) на наличие коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного не позднее, чем за 72 часа, либо медицинских документов, подтверждающих медицинские противопоказания для вакцинации.
Согласно пункту 7 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика) - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.
В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 9 и пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, утверждаются Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В силу пункта 18.3 Санитарных Правил 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец осуществляет трудовую деятельность в учреждении социального обслуживания, предоставляющим, в том числе, образовательные услуги для детей дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, занимаемая ею должность входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации либо сертификат о прохождении вакцинации, работодателю не представила, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности действий ответчика по отстранению Калистратовой С.М. от работы.
При этом процедура отстранения Калистратовой С.М. от работы проведена в соответствии с нормами трудового законодательства.
Организация проведения работникам профилактических прививок не входят в обязанности работодателя, поскольку Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, Приказ Минздрава Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н об утверждении Национального календаря профилактических прививок не предусматривают обязанности работодателя по обеспечению вакцинации. В отношении работодателей установлена только обязанность при отсутствии профилактических прививок отстранить работника от работы по правилам статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в ходе судебного разбирательства наличие неправомерных действий со стороны ответчика как работодателя по отношению к Калистратовой С.М. не установлено, у суда отсутствовали основания для взыскания денежных средств за время вынужденного прогула.
Доводы Калистратовой С.М. о том, что работодатель принуждал ее к проведению ПЦР-тест за личные денежные средства, судом апелляционной инстанции проверены и отклонены, поскольку ответчиком были предоставлены документы, подтверждающие заключение соответствующих договоров с медицинскими организациями на проведение ПЦР-тестов, по личному заявлению работников оплачивались расходы за проведение ПЦР-тестов за личный счет работника, а аудиозапись, представленная истцом, обстоятельств, на которые указывала истец, не подтверждает.
Вопреки доводам истца суды правильно применили положения статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что решения, принятые при разрешении административного иска, обжаловании постановления о применении административного взыскания не имеют преюдициального значения при рассмотрении данного спора.
Неверное указание даты отстранения Калистратовой С.М. от работы (вместо 2.09. 2022 года указано 20.08.2022 года) в приказе директора ЛОГБУ "Волховский КЦСОН "Береника" от 27 октября 2021 г. N 897 "О внесении изменений в приказ N 680 от 1 сентября 2021г. "Об отстранении Калистратовой С.М. от работы" является технической ошибкой и на содержание приказа не влияет.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, вновь указанные в кассационной жалобе, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части четвертой статьи 198, пунктов 5 и 6 части второй статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения и апелляционного определения, либо отвергнутых судами первой и апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Заявляя ходатайство о приобщении к материалам дела в качестве дополнительного доказательства апелляционного определения по делу N33а-1238/2023, податель жалобы не учитывает, что в соответствии с положениями части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции доказательства не принимаются.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 1 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.