Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3221/2022 по иску Киселевой Татьяны Сергеевны к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску о взыскании задолженности по выплате денежного содержания за период нахождения в отпуске с учетом сумм материального стимулирования, по кассационной жалобе руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Савченко О.Ю. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Киселева Т.С. обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее - ИФНС по г. Мурманску) 6 взыскании задолженности по выплате денежного содержания за период нахождения в отпуске с учетом сумм материального стимулирования.
В обоснование иска указано, что Киселева Т.С. с 15 июля 1994 г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком, на разных должностях, с 3 июля 2017 г. замещала должность - главный государственный налоговый инспектор выездных налоговых проверок N 2 ИФНС России по г. Мурманску.
За период службы ей неоднократно предоставлялся отпуск. Однако при расчете отпускных ответчиком не учтено получаемое истцом материальное стимулирование, в связи с чем выплаченные истцу суммы подлежат перерасчёту.
Просила суд взыскать с ответчика задолженность по выплате денежного содержания за период с 22 июля 2021 г. по 30 августа 2021 г. в сумме 54 328 рублей 80 копеек, с 6 октября 2021 г. по 15 октября 2021 г. в сумме 14 095 рублей 20 копеек, с 10 января 2022 г. по 28 января 2022 г. в сумме 31 810 рублей 94 копейки, с 11 мая 2022 г. по 27 мая 2022 г. в сумме 27569 рублей 92 копейки, с 27 июня 2022 г. по 11 августа 2022 г. в сумме 77530 рублей 70 копеек и причитающиеся проценты за задержку выплат сумм денежного содержания в размере 22 263 рубля 54 копейки, денежную компенсацию морального вреда 10 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 20 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 октября 2022 г, исковые требования удовлетворены частично, с ИФНС России по г. Мурманску в пользу Киселевой Т.С. взыскана задолженность по оплате денежного содержания на период нахождения в оплачиваемом отпуске в сумме 178 643 рубля 15 копеек, компенсация за несвоевременную выплату в сумме 18 633 рубля 48 копеек, компенсация морального вреда в сумме 1000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части удовлетворения требований о взыскании в пользу истца компенсации, с применением статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что Киселева Т.С. проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Мурманску на разных должностях, с 3 июля 2017 г. замещала должность - главного государственного налогового инспектора выездных налоговых поверок N2 ИФНС России по г. Мурманску, на основании дополнительного соглашения к служебному контракту N 589 от 7 сентября 2005 г.
Как следует из пунктов 9-11 Служебного контракта N 589 от 7 сентября 2005 г, дополнительного соглашения от 3 июля 2017 г, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, иных надбавок в виде районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.
В соответствии с приказами ИФНС России по г. Мурманску Киселевой Т.С. в период 2021-2022 г. предоставлен ежегодные оплачиваемые отпуска:
с 22 июля 2021 г. по 30 августа 2021 г. в количестве 40 дней с выплатой отпускных 75 956 рублей 80 копеек, с 6 октября 2021 г. по 15 октября 2021 г. в количестве 10 дней с выплатой отпускных 18 938 рублей, с 10 января 2022 г. по 28 января 2022 г. в количестве 19 дней с выплатой отпускных в размере 35 357 рублей 78 копеек, с 11 мая 2022 г. по 27 мая 2022 г. в количестве 17 дней с выплатой отпускных 30 581 рубль 30 копеек, с 27 июня 2022 г. по 11 августа 2022 г. в количестве 46 дней с выплатой отпускных 82 749 рублей 40 копеек.
Согласно представленному ответчиком расчету размер доплаты за период с 22 июля 2021 г. по 30 августа 2021 г. в количестве 40 дней составляет 47 265 рублей 97 копеек, с 6 октября 2021 г. по 15 октября 2021 г. в количестве 10 дней составляет 12 263 рубля 24 копейки, с 10 января 2022 г. по 28 января 2022 г. в количестве 19 дней составляет 27 675 рублей 95 копеек, с 11 мая 2022 г. по 27 мая 2022 г. в количестве 17 дней составляет 23 986 рублей 10 копеек, с 27 июня 2022 г. по 11 августа 2022 г. в количестве 46 дней составляет 67 451 рубль 89 копеек, всего с учетом НДФЛ -178 643 рубля 15 копеек.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляемых в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем средства материального стимулирования подлежали учёту при расчете денежного содержания для расчета отпускных Киселевой Т.С.
Разрешая требования о необходимости начисления и выплате истцу сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, рассчитанных с учётом выплаченных истцу сумм дополнительного материального стимулирования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании задолженности по выплате сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 22 июля 2021 г. по 30 августа 2021 г. в количестве 40 дней составляет 47 265 рублей 97 копеек, с 6 октября 2021 г. по 15 октября 2021 г. в количестве 10 дней составляет 12 263 рубля 24 копейки, с 10 января 2022 г. по 28 января 2022 г. в количестве 19 дней составляет 27 675 рублей 95 копеек, с 11 мая 2022 г. по 27 мая 2022 г. в количестве 17 дней составляет 23 986 рублей 10 копеек, с 27 июня 2022 г. по 11 августа 2022 г. в количестве 46 дней составляет 67 451 рубль 89 копеек, всего на руки без НДФЛ - 178 643 рубля 15 копеек, компенсации за несвоевременную выплату за период с 12 июля 2021 г. по 15 июня 2022 г. составляет 18 633 рубля 48 копеек, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Компенсация морального вреда взыскана по основаниям, предусмотренным статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с установлением нарушения прав истца.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной апелляционной жалобы.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты"; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее по тексту - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты" размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных выше приведенным Указом N 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления (от 27 марта 2014 г. N 238-7, от 31 марта 2015 г. N 302-12 и 23 апреля 2016 г. N 347-7), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из информации Минфина России также следует, что в период с 2015 г. по 2017 г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. - постановление от 31 марта 2015 г. N 302-12, в 2016 г. - постановление от 23 апреля 2016 г. N347-7, в 2017 г. - постановление от 23 февраля 2017 г. N 228-7.
Следовательно, указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, что не было учтено при расчёте отпускных выплат, в связи с чем положенные выплаты истцу произведены не в полном объёме, что обоснованно повлекло удовлетворение исковых требований о взыскании задолженности.
С учётом данного обстоятельства суд первой инстанции правильно применил положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, и оснований для отмены судебных постановлений в этой части не имеется.
Право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 20 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области Савченко О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.