Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего
Сорокина М.С, судей
Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А, при секретаре
З.А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022, по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения представителей административного истца - ФИО11 ФИО12, представителя административного ответчика - ФИО13, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ установлены долгосрочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020 - 2022 годы в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан с календарной разбивкой согласно приложению 1 к этому постановлению.
В указанное приложение 1 внесены изменения постановлением тарифного органа от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021, согласно которым документ дополнен Приложением 2.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022 постановления от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ, от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021 признаны утратившими силу с 1 сентября 2022 года.
ООО "ПЭСТ" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022, ссылаясь его противоречие федеральному законодательству, поскольку ООО "ПЭСТ" соответствует всем критериям для отнесения его как владельца тепловых сетей к теплосетевым организациям, в связи с чем административный ответчик не вправе отменять ранее установленный тариф с 1 сентября 2022 года.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022 признано недействующим со дня принятия.
В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование указывает, что в нарушение установленных законом требований ООО "ПЭСТ" в рамках тарифного предложения не представило договор на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию на расчетный период регулирования 2023-2027 годы. Вопреки выводу суда первой инстанции на территории села Осиново есть две системы теплоснабжения СЦТ-1 и СЦТ-2, которые являются единой технологически связанной системой теплоснабжения. ООО "ПЭСТ" не соответствует критериям для отнесения его как владельца тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и прокуратурой Республики Татарстан представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - ФИО13 апелляционную жалобу поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.
Представители административного истца ФИО11 ФИО12 возражали против удовлетворения жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), а также Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ государственному регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат), а срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 9, часть 2 статьи 10 Федерального закона 190-ФЗ).
Теплосетевая организация согласно пункту 16 статьи 2 Федерального N 190-ФЗ - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям предусмотрены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 года N 2033 внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации, в том числе в части определения критериев отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
В соответствии с утвержденными изменениями, Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации дополнены пунктами 56(1) и 56(2).
Согласно Пункта 56(1) отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к теплосетевым организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 56(2) данных Правил, либо на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов) совокупности критериев, одним из которых является наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования (подпункт "в").
В соответствии с подпунктом "в" пункта 56(2) Правил организации теплоснабжения теплосетевыми организациями признаются юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или иным законными владельцами тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50 процентов присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения.
Данным постановлением установлено, что указанные критерии, предусмотренные Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, применяются с 1 сентября 2022 года (пункт 2), а до 31 августа 2022 года собственники или иные законные владельцы тепловых сетей, в отношении которых в установленном порядке утверждены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, признаются теплосетевыми организациями (пункт 3).
Из материалов дела, что ООО "ПЭСТ" владеет тепловыми сетями и является организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ установлены долгосрочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020 - 2022 годы в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан с календарной разбивкой согласно приложению 1 к этому постановлению.
В указанное приложение 1 внесены изменения постановлением тарифного органа от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021, согласно которым документ дополнен Приложением 2.
29 апреля 2022 года административный истец обратился в тарифный орган с заявлением об открытии дела по установлению долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2023-2027 годы, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО "ПЭСТ" просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
По результатам рассмотрения заявления ООО "ПЭСТ" и представленных документов тарифный орган пришел к выводу о несоответствии данной организации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей, используемых для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения поселка Осиново Зеленодольского район, и принял оспариваемое постановление от 25 мая 2022 года N 52-4/тэ-2022, которым признал утратившими силу с 1 сентября 2022 года постановления от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ, от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021.
Инициируя обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец ссылался на соответствие Общества всем критериям для отнесения его как владельца тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд проанализировал положения Федерального закона N 190-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования и Правил организации теплоснабжения, исследовал материалы настоящего дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Приходя к такому выводу, суд исходил из того, что согласно актуализированной схеме теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, в Осиновском сельском поселении существуют три системы централизованного теплоснабжения (СТЦ).
При этом ООО "ПЭСТ" эксплуатируются принадлежащие ей на праве собственности тепловые сети, расположенные в Осиновском сельском поселении в первой системе централизованного теплоснабжения (СТЦ1), и составляющие 100 процентов тепловых сетей, посредством которых в данной системе теплоснабжения обеспечивается передача присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения.
Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод о том, что на период до 31 декабря 2022 года, то есть до окончания расчетного периода регулирования, на который распространяет действие постановление Госкомитета от 13 июля 2021 года N 111-14/тэ с изменениями, внесенными в него постановлением от 17 декабря 2021 года N 688-131/тэ-2021, административный истец организовал деятельность аварийно-диспетчерской службы путем заключения договора от 31 января 2022 года N 1/22-ТО на оказание услуг с ООО "ТехСервисТепло", в связи с чем административный истец соответствовал критерию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 56 (1) Правил организации теплоснабжения, поэтому правовых оснований для отмены установленного для него тарифа не имелось.
При таких обстоятельствах судом сделал вывод о том, что Общество соответствует критерию отнесения юридического лица, являющегося собственником тепловых сетей, к теплосетевым организациям, предусмотренному подпунктом "в" пункта 56(2) Правил организации теплоснабжения, что является основанием для признания административного истца теплосетевой организацией в указанной выше системе теплоснабжения, а потому с 1 сентября 2022 года в отношении данного Общества не могли быть отменены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Относительно доводов апеллянта о наличии на территории села Осиново Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района единой системы теплоснабжения, судебная коллегия отмечает следующее.
В обоснование своей позиции тарифный орган ссылается на основные понятия в сфере теплоснабжения, закрепленные в Законе о теплоснабжении.
В частности: что источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность;
система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Вместе с тем, вопреки доводам административного ответчика, Закон о теплоснабжении не исключает наличие самостоятельных систем теплоснабжения при одном источнике тепловой энергии.
В материалах дела содержится актуализированная схема теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, утвержденная постановлением Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от 23 ноября 2020 года N 179, согласно которой все системы теплоснабжения (СТЦ1, СТЦ2, СТЦ3) самостоятельны.
Данный документ не отменен, является действующим, а потому доводы Госкомитета об обратном, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормативным правым актом, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апеллянта относительно отсутствия у административного истца на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов) договора на аварийно-диспетчерское обслуживание на срок не менее расчетного периода регулирования, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Оспариваемым постановлением были отменены долгосрочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "ПЭСТ", на 2020 - 2022 годы.
Согласно Основам ценообразования в сфере теплоснабжения N 1075 расчетный период регулирования - период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы) (пункт 2).
ООО "ПЭСТ" заключило договор с ООО "ТехСервисТепло" от 31 января 2022 года N 1/22-ТО на оказание услуг аварийно-диспетчерской службы со сроком действия по 31 декабря 2022 года.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что в контексте конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе при оценке тарифным органом обосновывающих документов, принимая во внимание изменения, внесенные в нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, Комитет в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы.
Вопреки указанным требованиям дополнительные материалы у регулируемой организации относительно наличия договора на организацию деятельности аварийно-диспетчерской службы, тарифный орган не запрашивал.
Вместе с тем, 24 мая 2022 года между ООО "ПЭСТ" и ООО "ТехСервисТепло" заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 31 января 2022 года N 1/22-ТО, предусматривающее продление срока действия договора на деятельность аварийно-диспетчерской службы до 31 января 2023 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующей оценки в решении.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.