Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
"данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сангинова Аззаматхона Олимджоновича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, публично-правовой компанией "Роскадастр", государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" о признании недействительным решения государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки", по апелляционной жалобе Сангинова Аззаматхона Олимджоновича на решение Саратовского областного суда от 17 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сангинов А.О. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействительным решение (уведомление) государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее также ГБУ СО "Госкадастроценка") от 24 июня 2022 года N 3263 о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости, установить кадастровую стоимость указанного здания равной его рыночной стоимости в размере 2 216 000 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец Сангинов А.О. указал, что являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость которого утверждена распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области N 1110-р от 16 ноября 2020 года в размере 5 563 791, 78 руб.
20 июня 2022 года Сангинов А.О. обратился в ГБУ СО "Госкадастроценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного здания в размере его рыночной стоимости.
Письмом ГБУ СО "Госкадастроценка" от 24 июня 2022 года N 3263 заявление возвращено Сангинову А.О. на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", поскольку заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.
Определением Саратовского областного суда от 30 августа 2022 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Сангинова А.О. прекращено.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2022 года определение Саратовского областного суда от 30 августа 2022 года отменено в части прекращения производства по административному исковому заявлению Сангинова А.О. о признании недействительным решения ГБУ СО "Госкадастроценка" от 24 июня 2022 года N 3263, дело по административному исковому заявлению в указанной части направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу. В остальной части определение суда оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела решением Саратовского областного суда от 17 января 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Сангинова А.О. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Сангинов А.О. просил решение Саратовского областного суда от 17 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с положениями части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 сентября 2022 года N П/0358 "О реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", разъяснениями, содержащимися в пунктах 3, 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции произвел замену федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" его правопреемником публично-правовой компанией "Роскадастр" (далее ППК "Роскадастр").
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (часть 1 статьи 245 КАС РФ).
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, а также установление кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N269-ФЗ).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В Обзоре судебной практики N2, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, разъяснено, что в силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, то есть с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Постановление Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N 1034-П установлена дата перехода к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ в Саратовской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, в связи с чем, с 1 января 2021 года на территории Саратовской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - государственным бюджетным учреждением Саратовской области "Центр государственной кадастровой оценки" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из анализа приведенных норм следует, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости.
Положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ детально определен порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в том числе определен орган, уполномоченный на рассмотрение соответствующих заявлений и принятие решений; определены лица, обладающие правом на подачу заявления об установлении рыночной стоимости, способы, сроки и порядок подачи указанных заявлений, перечень необходимых для представления документов (к каковым, в частности, относится отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости); установлены сроки рассмотрения заявления и порядок принятия решения.
Из материалов дела следует, что административный истец Сангинов А.О. являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 3 июня 2021 года N 72.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" утверждена Распоряжением комитета по управлению имуществом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 563 791, 78 руб.
Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 5 апреля 2021 года и отражены, в том числе, в выписках из ЕРГН по состоянию на дату регистрации права собственности административного истца на указанный объект недвижимости 24 июня 2021 года, представленных заявителем в составе отчета об оценке общества с ограниченной ответственностью "Поволжское экспертное бюро" от 17 июня 2022 года N 22/592/2.
В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
9 сентября 2021 года Сангинов А.О. по договору купли-продажи N 1 объектов недвижимости продал ООО "ЛоманнЛэйерс Рус" объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" за 2 447 000 руб.
По данным акта налоговой проверки N 5738 от 26 мая 2022 года установлена недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных Сангиновым А.О. в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 14 071 742 руб.
Реализуя право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, административный истец 24 июня 2022 года обратился в ГБУ СО "Госкадастроценка" с заявлением N 4912, приложил к заявлению отчет об оценке ООО "Поволжское экспертное бюро" от 17 июня 2022 года N 22/592/2 на дату оценки 1 января 2021 года.
24 июня 2022 года на обращение административного истца ГБУ СО "Госкадастроценка" письмом N 3263 вернуло заявление Сангинова А.О. на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ со ссылкой на то, что заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Сангинова А.О. правомерно возвращено бюджетным учреждением без рассмотрения, поскольку оно подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
В части 5 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ указано, что к заявлению об установлении рыночной стоимости должен быть приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости.
В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Обращаясь 24 июня 2022 года в ГБУ СО "Госкадастроценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административный истец должен был руководствоваться положениями части 7 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Вмсте с тем Сангинов А.О, обращаясь 24 июня 2022 года в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, приложил отчет об оценке по состоянию на 1 января 2021 года, то есть заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объектов недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, в том числе, в случае если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом заявление административного истца правомерно возвращено административным ответчиком без рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы Сангинова А.О. основаны на неверном толковании норм права и вышеизложенные выводы не опровергают.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости как на момент подачи Сангиновым А.О. заявления в ГБУ СО "Госкадастроценка" (24 июня 2022 года), так и на дату рассмотрения заявления административным ответчиком (24 июня 2022 года) была актуальной и архивной не являлась.
При этом в силу части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Оспариваемая Сангиновым А.О. кадастровая стоимость объекта недвижимости затрагивала его права в период с 24 июня 2021 года (дата возникновения права собственности Сангинова А.О.) по 9 сентября 2021 года (дата перехода права собственности к ООО "ЛоманнЛэйерс Рус").
При этом, исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на указанную административным истцом дату (1 января 2021 года) утрачена с 1 января 2022 года.
Содержание оспариваемого решения (уведомления) ГБУ СО "Госкадастроценка" соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, оно приняты компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением сроков и порядка принятия, установленных статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, и правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец фактически лишен административным ответчиком права на пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта по состоянию на 1 января 2021 года и на применение результатов новой стоимости с 1 января 2021 года для целей налогообложения на правильность выводов суда первой инстанции по существу дела не влияют.
Сангинов А.О. впервые обратился с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ как в суд, так и в бюджетное учреждение только в 2022 году.
Поскольку до 2022 года административный истец ни в суд, ни в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не обращался, то рассмотрение заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поданного в 2022 году, повлекло бы применение вновь установленной кадастровой стоимости также только с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление, а не с даты начала применения такой оспоренной кадастровой стоимости.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные акты, принятые по другим административным делам, не может служить основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку нормы права применяются судом к определенным обстоятельствам, установленным по делу, решения по другим делам преюдициального значения при разрешении спора по данному делу не имеют, они приняты по иным фактическим обстоятельствам, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами, а судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского областного суда от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сангинова Аззаматхона Олимджоновича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 апреля 2023 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.