Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Завод Красное Сормово" к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Государственному бюджетному учреждению Нижегородской области "Кадастровая оценка" об оспаривании решений "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер" от 25.08.2021 года, установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков) равной их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 11 октября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Завод Красное Сормово" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что оно на праве аренды обладает объектами недвижимости - земельным участком с кадастровым номером "Номер", площадью 1440597 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: "Адрес"
- земельным участком с кадастровым номером "Номер", площадью 48082 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: "Адрес"
- земельным участком с кадастровым номером "Номер", площадью 12175.95 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: "Адрес"
- земельным участком с кадастровым номером "Номер", площадью 4300 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: "Адрес"
Также Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером "Номер", площадью 16508 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенным по адресу: "Адрес"
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составляет 2 273 608 000 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным "данные изъяты" составляет 1 330 161 000 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составляет 87 268 000 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным "данные изъяты" составляет 31 821 000 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составляет 22 099 000 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным "данные изъяты" составляет 12 465 000 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составляет 9 388 835 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным "данные изъяты" составляет 4 973 000 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составляет 19 600 773, 80 рублей, что превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом, выполненным "данные изъяты" составляет 12 417 000 рублей.
ПАО "ЗАВОД "КРАСНОЕ СОРМОВО" обратилось в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", в удовлетворении которых Обществу было отказано. По мнению административного истца, несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права арендатора земельных участков, а также собственника земельного участка, поскольку размер арендной платы и размер земельного налога зависят от кадастровой стоимости объекта недвижимости, что послужило основанием обращения в суд с настоящим иском. Ссылаясь на положения НК РФ, Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", истец просит признать недействительными решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер" от 25.08.2021 года, установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер" в размере их рыночной стоимости по состоянию на 05.05.2021 года.
Решением Нижегородского областного суда от 11 октября 2022 года административное исковое заявление ПАО "Завод Красное Сормово" удовлетворено. Судом постановлено:
Признать незаконным решение ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 25.08.2021 года "Номер" "Об отказе и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости".
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 1440597 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: "Адрес" в размере рыночной стоимости 1 330 161 000 рублей по состоянию на 05.05.2021 года.
Признать незаконным решение ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 25.08.2021 года "Номер" "Об отказе и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости".
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 48082 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: "Адрес" в размере рыночной стоимости 31 821 000 рублей по состоянию на 05.05.2021 года.
Признать незаконным решение ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 25.08.2021 года "Номер" "Об отказе и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости".
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 12175.95 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: "Адрес", в размере рыночной стоимости 12 465 000 рублей по состоянию на 05.05.2021 года.
Признать незаконным решение ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 25.08.2021 года "Номер" "Об отказе и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости".
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 4300 кв.м, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: "Адрес" в размере рыночной стоимости 4 973 000 рублей по состоянию на 05.05.2021 года.
Признать незаконным решение ГБУ НО "Кадастровая оценка" от 25.08.2021 года "Номер" "Об отказе и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости".
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 16508 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: "Адрес", в размере рыночной стоимости 12 417 000 рублей по состоянию на 05.05.2021 года.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суде первой инстанции. В обосновании доводов жалобы указано, что земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации. Между тем, ТУ ФАГИ в Нижегородской области к участию в деле привлечено не было, о дате рассмотрения дела не извещалось.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, жалобу удовлетворить. Также ходатайствовал о назначении по делу судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
На основании части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, являются безусловными основаниями к отмене судебного решения (пункты 2, 4 статьи 310 КАС РФ).
Процессуальные нарушения такого характера допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Согласно материалам административного дела, административным истцом оспариваются результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер"
Вышеуказанные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации, то есть находятся в федеральной собственности. Административный истец владеет объектами недвижимости на праве аренды.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, указанное агентство осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 указанного Положения).
На территории Нижегородской области организовано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, которое осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности (Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 года N 49).
Согласно части 1 статьи 46 и части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства (часть 1 статьи 140 КАС РФ).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (часть 1 статьи 96 КАС РФ).
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3 статьи 96 КАС РФ).
Частью 7 статьи 96 КАС РФ установлено, что информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (часть 8 статьи 96 КАС РФ).
Приведенные положения процессуального законодательства возлагают обязанность по самостоятельному получению информации о времени и месте рассмотрения дела на обладающих государственными или иными публичными полномочиями лиц, не являющихся истцами по делу, лишь после того, как судом им будет направлено первое судебное извещение о деле. Иными словами, указанные лица, с момента, как им стало известно о рассмотрении судом спора, должны самостоятельно предпринимать меры к получению информации о движении дела.
При этом, положения статей 96, 99, 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих. Независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.
Из системного толкования положений Кодекса об административном судопроизводстве РФ, регламентирующих порядок извещения лиц, участвующих в деле (глава 9), именно на суд законодателем возложена обязанность надлежащим образом уведомить стороны о судебном заседании.
В материалах административного дела не имеется документов, подтверждающих выполнение судом первой инстанции названных законоположений. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области к участию в деле не привлекалось, о дате, времени и месте судебного заседания не извещалось.
В результате, заинтересованное лицо было лишено возможности участвовать в судебном заседании, давать объяснения и представлять доказательства по существу заявленных требований истца, что не позволило гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 КАС РФ - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, на который возложена обязанность надлежащего извещения лиц, участвующих в деле.
При том, что заявленные истцом требования непосредственно касаются данного лица, поскольку Управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в связи с чем, принятое судом первой инстанции решение по делу затрагивает права и обязанности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
По вышеуказанным основаниям решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу пункта 2 части 1 статьи 310 КАС РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о назначении по делу судебной экспертизы подлежит рассмотрению в суде первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 11 октября 2022 года по настоящему делу отменить, направить настоящее административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.