Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Батялова В.А, Савинова К.А.
при секретаре
Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Трушина А.В, Трушиной Л.Н. о признании недействующим нормативного правового акта в части по апелляционным жалобам Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 17 января 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Правительства Самарской области - Майоровой Е.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Трушин А.В, Трушина Л.Н. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили признать недействующей с момента вступления решения суда в законную силу строку Г1-8099 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых на период реализации Программы планируется проведение капитального ремонта общего имущества, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Самарской области" в редакции постановлений Правительства Самарской области от 06.04.2017 N 216, от 19.05.2022 N 346, от 25.11.2022 N 1041, от 26.12.2022 N 1232, в части указания планового периода проведения работ по капитального ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес", на 2039-2041 годы, возложить обязанность на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и на Правительство Самарской области внести изменения в строку Г1-8099 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых на период реализации Программы планируется проведение капитального ремонта общего имущества, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 29.11.2013 года N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Самарской области", а именно: указать плановый период проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений в многоквартирном доме на 2025-2027 годы.
Требования обоснованы тем, что Трушина Л.Н, Трушин А.В. являются собственниками квартиры N в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес" Дом построен и введен в эксплуатацию в 1974 году и с этого момента работы по капитальному ремонту общедомового имущества не проводились, между тем системы холодного водоснабжения, центрального отопления и канализации, входящие в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, находятся в аварийном состоянии и требуют проведения капитального ремонта. В первоначальной редакции постановления Правительства Самарской области от 29.11.2013 года N 707 для включения многоквартирного жилого дома в Перечень многоквартирных жилых домов, в отношении которых на период реализации программы требуется проведение капитального ремонта общего имущества был установлен плановый год проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, ремонт подвальных помещений- 2021 год (строка Г1-8099). В Постановлении Правительства Самарской области N 216 от 06.04.2017 года плановый период проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений МКД перенесен на 2039-2041 годы (строка Г1-8099). Изменения, внесенные в дальнейшем в Региональную программу, плановый период проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений многоквартирного дома не изменили. Решение о переносе периода проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонта подвальных помещений на более поздний срок общим собранием собственником помещений в многоквартирном доме не принималось, предусмотренные частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса РФ обстоятельства, которые могли служить основанием для принятия решения о переносе капитального ремонта на более поздний срок в отсутствие решения общего собрания собственником многоквартирного дома, отсутствуют.
Перенос сроков проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонту подвальных помещений на 2039-2041 годы противоречит требованиям жилищного законодательства и нарушает права административных истцов на безопасное и благоприятное проживает в многоквартирном доме.
Решением Самарского областного суда от 17 января 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Правительства Самарской области просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая на то, что выводы суда о противоречии нормативного акта требованиям ч. 4 ст. 168 ЖК РФ не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Прокурором, участвующим в деле, а также административным истцом поданы возражения относительно апелляционных жалоб, в которых просят решение Самарского областного суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав объяснения представителя административных ответчиков, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 данного Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (часть 1 и пункт 3 части 2 статьи 168 названного кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Из материалов дела следует, что Трушин А.В. и Трушина Л.Н. являются собственниками квартиры N N в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес"
Дом построен и введен в эксплуатацию в 1974 году и с этого момента работы по капитальному ремонту общедомового имущества не проводились, при этом, системы холодного водоснабжения, центрального отопления и канализации, входящие в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, находятся в аварийном состоянии и требуют проведения капитального ремонта.
Судом установлено, что в первоначальной редакции постановления Перечня для многоквартирного дома по адресу: "адрес" был установлен плановый год проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, ремонта подвальных помещений - 2021 год (строкаГ1-8099).
Постановлением Правительства Самарской области от 06.04.2017 N 216 в Перечень внесены изменения, согласно которым плановый период проведения работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" перенесен на 2039-2041 годы (строка Г1-8099).
Дальнейшие изменения в Перечень плановый период проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений многоквартирного дома не изменяли.
В то же время, решение о переносе периода проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонта подвальных помещений на более поздний срок общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, д. 155 не принималось.
В силу части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
В силу положения части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возложено на государственный орган, его принявший.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался имеющимися в деле доказательствами.
Суд указал на отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома о переносе проведения капитального ремонта спорного многоквартирного жилого дома на более поздний срок.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для переноса планового периода проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, в связи с чем пришел к выводу о том, что Перечень в оспариваемой части не соответствует части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Актуализация региональной программы проведения капитального ремонта в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство, не является исключительным случаем, позволяющим вносить изменения в региональную программу проведения капитального ремонта в части переноса сроков проведения на поздний период без наличия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска и признания нормативного правового акта в оспариваемой части не действующим являются правильными.
Доводы апелляционных жалоб повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, вышеизложенное не опровергают.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 17 января 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Правительства Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 апреля 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.