Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу защитника Булгариевой Светланы Фаритовны, действующей на основании доверенности в интересах Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 12 января 2023 года, решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 12 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2023 года, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Булгариева С.Ф, действующая на основании доверенности в интересах Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что 17 ноября 2022 года в 14 часов 30 минут в ходе обследования автомобильных дорог местного значения старшим государственным инспектором БДД группы ТН и РАС ГИБДД отдела МВД России по Зеленодольскому району выявлено, что Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан являясь лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог:
- на всем протяжении проезжей части улицы Шуравина с. Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан в нарушение пункта 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" имеются дефекты в виде выбоин, просадок, колеи, размеры которых превышают предельно допустимые размеры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017;
- на улице Шуравина с. Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан в нарушение пункта 4.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" отсутствуют соответствующие технические средства организации дорожного движения в виде дорожных знаков: 1.16 "Неровная дорога", 3.24 "Ограничение максимальной скорости" совместно со знаками дополнительной информации 8.21 "Зона действия", 4.2.1 "Объезд препятствия справа", 4.2.2 "Объезд препятствия слева".
По данному факту в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 декабря 2022 года (л.д. 4); актом выявленных недостатков с фототаблицей (л.д. 7-10); соглашением о передаче осуществления полномочий (л.д. 31-35); уставом (л.д. 77); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 64-76) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы о том, что Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является ненадлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку спорный участок автомобильной дороги находится в собственности Осиновского сельского поселения, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Осиновского сельского поселения, не свидетельствуют о незаконности принятых судебных актов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения заключено соглашение, согласно которому дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов передана Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (пункт 1.2).
Передача осуществления части полномочий по предмету указанного соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых ежегодно из бюджета сельского поселения в бюджет Зеленодольского муниципального района, объем межбюджетных трансферов определен сторонами в соответствии с приложением в размере 5000 рублей.
Таким образом, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Осиновского сельского поселения, в том числе в границах с. Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан, и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылки на недостаточный ежегодный объем межбюджетных трансферов не освобождает Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от надлежащего содержания автомобильных дорог в с. Осиново с целью обеспечения безопасности дорожного движения и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления переданных в соответствии с соглашением полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования, таким образом межбюджетный трансферт не является единственным источником финансирования осуществления переданных в соответствии с межмуниципальными соглашениями полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.
Доводы жалобы со ссылками на Устав муниципального образования "Осиновское сельское поселение", положения Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" законность выводов судебных инстанций не опровергают.
Действия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащего применению, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 12 января 2023 года, решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 февраля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, оставить без изменения, жалобу защитника Булгариевой Светланы Фаритовны, действующей на основании доверенности в интересах Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.