Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Белова В.И. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданное 2 февраля 2023 года кассационное представление прокуратуры Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-3228/2022 по исковому заявлению прокурора города Оренбурга, действующего в интересах муниципального образования "городской округ "город Оренбург", неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя ООО "Оренбург Водоканал" Касымовой О.М, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Оренбурга по передаче объектов объекты водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на основании концессионного соглашения.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 2 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены, бездействие администрации города Оренбурга по заключению концессионного соглашения пользования системой водоснабжения городского округа "город Оренбург" признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года передать по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, права владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения городского округа "город Оренбург", переданными на основании договоров аренды от 27 октября 2003 года N 2, от 1 декабря 2004 года N 1-1309а-6439, от 30 декабря 2005 года N 4-863А-8586, дополнительными соглашениями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 ноября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационном представлении прокурор Оренбургской области просит об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением судами норм материального права, приводя доводы о длительном неисполнении административным ответчиком обязанности по заключению концессионного соглашения, а также нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг. Указанные обстоятельства не были учтены судом апелляционной инстанции, что повлекло вынесение незаконного судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что требование закона о передаче системы водоснабжения и водоотведения на условиях концессионного соглашения обусловлено социальной значимостью, невыполнение которого влечет нарушение не только прав неопределенного круга лиц, но и интересов муниципального образования, поскольку в рамках концессионного соглашения объекты жилищно-коммунального хозяйства подлежат реконструкции силами и средствами концессионера.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договоры аренды имущества заключены с обществом с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал") в 2004 году, то есть до введения в действие Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", при этом конкретных сроков заключения концессионного соглашения данным законом не предусмотрено, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления.
С указанным выводом суда согласиться нельзя в силу следующего.
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
Привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, является целями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 вышеприведенного закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, исходя из вышеприведенных законоположений объект водоснабжения (водоотведения), находящийся в муниципальной собственности и эксплуатирующийся более пяти лет, предоставляется юридическому лицу исключительно на основании концессионного соглашения.
Разрешая дело суд первой инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в судебном акте, установив факт эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения города Оренбурга более пяти лет, обоснованно исходил из того, что данные объекты должны быть переданы ООО "Оренбург Водоканал" на основании концессионного соглашения, в связи с чем пришел к правильному выводу о допущенном административном ответчиком длительном незаконном бездействии по заключению такого соглашения и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как верно констатировано судом первой инстанции, заключение концессионного соглашения направлено на обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также охрану здоровья и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии в Федеральном законе N 115-ФЗ конкретных сроков заключения концессионного соглашения, а также заключении договоров аренды имущества с ООО "Оренбург Водоканал" до введения в действие Федерального закона N 115-ФЗ, являются ошибочным, поскольку противоречат основным принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем правовых оснований для отмены постановленного решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
В связи с допущенными нарушениями норм материального права, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 ноября 2022 года подлежит отмене, с оставлением в силе решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 2 августа 2022 года.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 ноября 2022 года отменить, оставив в силе решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 2 августа 2022 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 10 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.