Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкин В.Н., рассмотрев поданную 7 марта 2023 года кассационную жалобу администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на определение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судьи Оренбургского областного суда от 15 декабря 2022 года по административному делу N 2а-2272/2021 по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию муниципального маневренного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 27 августа 2021 года удовлетворен административный иск прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию муниципального жилищного фонда.
На администрацию муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области возложена обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования маневренный жилищный фонд.
3 октября 2021 года решение вступило в законную силу.
28 сентября 2022 года администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, просит предоставить отсрочку до 30 сентября 2023 года, ссылаясь на невозможность исполнения решения суда в установленный срок.
Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Оренбургского областного суда от 15 декабря 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе глава администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ввиду их незаконности. Указывает, что в бюджете отсутствуют денежные средства на строительство и/или приобретение жилых помещений маневренного жилищного фонда.
Также податель жалобы ссылается на то, что суд апелляционной инстанции не известил о рассмотрении частной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Перечень оснований, предоставления отсрочки исполнения решения суда, законом не предусмотрен, установлены лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона N 229-ФЗ, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия необходимых условий для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, и того, что указанные заявителем обстоятельства, не носят исключительный характер, в связи с чем отсрочка исполнения судебного постановления на срок, указанный заявителем, повлечет нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.
Суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что основания для удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отсутствуют.
Довод кассационной жалобы об отсутствии в бюджете денежных средств на исполнение решения суда не служит достаточным основанием для отсрочки исполнения решения суда, поскольку существующий порядок использования бюджетных средств не относится к обстоятельствам, препятствующим исполнению должником исполнительного документами не является основанием для освобождения от предусмотренной законом обязанности исполнить решение суда, вступившее в законную силу.
Более того, действующее законодательство не ставит исполнение судебного решения в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств.
При том, что решение суда вступило в законную силу 5 октября 2022 года, доказательств реальной возможности исполнения решения суда в указанный в заявлении срок (до 30 сентября 2023 года) суду не представлены, как не представлены доказательства того, что должником предпринимались меры по исполнения судебного акта.
Довод кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не известил о дате и времени рассмотрения частной жалобы, несостоятелен.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 21 ноября 2022 года определено частную жалобу рассмотреть в порядке упрощенного производства.
Частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 17 октября 2022 года и апелляционное определение судьи Оренбургского областного суда от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья В.Н. Сказочкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.