Дело N 88-6436/2023
6 апреля 2023 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Крыгиной Е.В. рассмотрел кассационную жалобу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" на решение и.о. мирового судьи судебного участка N1 Майнского района Майнского судебного района Ульяновской области - мирового судьи судебного участка N 2 Майнского района Майнского судебного района Ульяновской области от 8 июля 2022 года и апелляционное определение Майнского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-779/2022 по иску областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
ОГКП "Корпорация развития, коммунального комплекса Ульяновской области" обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за теплоснабжение, указав в обоснование заявленных требований, что истец осуществляет поставку тепловой энергии в жилой "адрес".
ФИО1 и ФИО2 являются сособственниками в праве общей совместной собственности на "адрес" расположенную в указанном жилом доме, которая оборудована индивидуальным источником тепловой энергии.
Ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ на владельцев квартир, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии, возложена обязанность по внесению платы за отопление мест общего пользования, истец просил суд взыскать с ответчиков задолженность за теплоснабжение за период с октября 2019 года по апрель 2022 года в размере 4950, 60 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Майнского района Майнского судебного района Ульяновской области от 8 июля 2022 года исковые требования ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" удовлетворены частично.
С ФИО1 и ФИО2 в пользу ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса "адрес"" взыскана задолженность за тепловую энергию, образовавшаяся за период с октября 2019 года по апрель 2022 года в размере по 1243, 35 рубля с каждого, а также распределены судебные расходы.
Апелляционным определением Майнского районного суда Ульяновской области от 21 октября 2022 года постановленное решение изменено в части порядка и размера взыскания задолженности за оказанную услугу по теплоснабжению, с ФИО1 и ФИО2 в солидарном порядке в пользу ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" взыскана задолженность за теплоснабжение за период с октября 2019 года по апрель 2022 года в сумме 2415, 70 рублей. В остальной части постановленное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" просит отменить постановленные судебные акты, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, которыми урегулированы возникшие между сторонами правоотношения. Полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном истолковании закона, поскольку произведя расчет задолженности за услугу по теплоснабжению исходя из площади мест общего пользования в подъездах N 3 и N 4, и исключая из площади мест общего пользования площади подвалов, чердаков и площади 1 и 2 подъездов многоквартирного жилого дома суды фактически нарушили конституционный принцип равенства всех собственников многоквартирного жилого дома, перераспределили бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома в нарушение положений статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что при рассмотрении спора со стороны ответчиков не представлено доказательств, подтверждающих полное отсутствие в многоквартирном доме централизованной системы отопления, либо произведенное переустройство инженерных сетей жилого дома, заключающихся в демонтаже системы отопления мест общего пользования, согласованное в установленном порядке, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для перерасчета платы путем исключения из площади мест общего пользования чердаков, подвалов и площади 1 и 2 подъездов многоквартирного дома.
Согласно пункту 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощё ФИО4 производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении спора и они выразились в следующем.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются сособственниками в праве общей совместной собственности на "адрес" "адрес", которая оборудована индивидуальным источником тепловой энергии.
Многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 27 от 30 сентября 2008 года, выданного администрацией муниципального образования "Майнский район", имеет 4 подъезда, подключен к централизованной системе теплоснабжения и не оборудован общедомовым прибором. При этом подъезды N 3 и N 4 оборудованы системой теплоснабжения: внутренней разводкой, стояками, радиаторы отопления отсутствуют; подъезды 1 и 2 не имеют централизованную систему отопления, не оборудованы внутренней разводкой, стояками, радиаторами отопления и иными приборами теплоснабжения.
Поставщиком услуги теплоснабжение является ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области".
Разрешая спор суды первой и апелляционной руководствовались частями 2, 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года и верно исходили из того, что поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая ответчикам квартира, подключен к централизованной системе теплоснабжения, ответчики, как собственники квартиры в многоквартирном жилом доме, не могут быть освобождены от выполнения обязанностей по оплате коммунальной услуги по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Данные выводы судов нижестоящих инстанций являются верными и в рамках рассмотрения спора никем их сторон не оспариваются.
В рамках рассмотрения спора со стороны заявителя оспариваются выводы судов относительно расчета размера подлежащей взысканию задолженности, образовавшейся за спорный период и необоснованном исключении в целях расчета платы за отопление площади 1 и 2 подъезда многоквартирного жилого дома.
Данные доводы суд кассационной инстанции находит заслуживающими внимание в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
Каждый участник долевой собственности, в силу положений статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ФИО6 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N-ст, под многоквартирным домом понимается оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном жилом доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Как разъяснено в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного жилого дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
В отношении многоквартирных домов, в которых, как правило, тепловая энергия расходуется одновременно на обогрев как отдельных, так и относящихся к общему имуществу помещений, данный принцип последовательно реализуется в специальных нормах жилищного законодательства.
Полномочия по определению порядка расчета размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, а также при их отсутствии возложены на Правительство Российской Федерации, которое осуществило правовое регулирование в указанной сфере, установив порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, по соответствующим формулам, учитывающим показатели площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, тариф на тепловую энергию в Правилах N 354, утвержденных постановлением Правительства 6 мая 2011 года.
Какого-либо нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы устанавливал иной порядок расчетов, не имеется.
Пунктом 42 (1) Правил определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Так, абзацем вторым данного пункта установлено, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к Правилам.
Пункты 2 (3) и 2 (3) приложения N 2 к Правилам, содержат формулу расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода и формулу определения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 2 (5).
Факт отсутствия в помещении многоквартирного дома приборов отопления подлежит учету при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению путем принятия равным нулю объема тепловой энергии, приходящейся на данное помещение, в соответствии с пунктом 2 (5) приложения N 2 к Правилам.
Данным пунктом определено, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Также вышеуказанными пунктами Правил предусмотрено, что при определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Абзацами 6 и 7 указанных Правил предусмотрена возможность определения размера платы за коммунальную услугу теплоснабжения мест общего пользования при отсутствии отопительных приборов именно во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанные положения Правил согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года N 16-П, согласно которой многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (аналогичная правовая позиция высказана и в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года).
При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственником или пользователем конкретного помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, фактически определяется исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на данное помещение (т.е. тепловой энергии, используемой для отопления непосредственно этого помещения), и приходящейся на соответствующее помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на конкретное (i-е) помещение (жилое или нежилое) в данном многоквартирном доме, определяется по формуле 3(6) приложения N 2 к Правилам и признается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в конкретном (i-м) жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство указанного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации (абзац одиннадцатый пункта 3(6) приложения N 2 к Правилам).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
При этом, при определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 27 от 30 сентября 2008 года, площадь нежилых помещений 909, 05 кв.м, в том числе лестничных клеток 188, 53 кв.м, подвалов 720, 52 кв.м, имеет 4 подъезда и подключен к централизованное системе отопления, при этом имеет общую поквартирную площадь 2010, 19 кв.м, из которой 806, 12 кв.м. отапливается с применением центрального теплоснабжения, 1204, 07 кв.м. с применением индивидуальных источников тепловой энергии.
Общая площадь лестничных клеток (площадок) составляет 180 кв.м.
Поскольку по смыслу вышеприведенных норм закона отказ собственника помещений входящих в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению не допускается, при этом при определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам, выводы судов нижестоящих инстанций о необходимости при расчете платы за отопление исключения из расчета общей площади многоквартирного жилого дома площадей мест общего пользования 1 и 2 подъездов, законными и обоснованными признать нельзя, в связи с чем обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Майнского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2022 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Майнский районный суд Ульяновской области.
Судья Е.В. Крыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.