Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мирсаяпова А.И, судей Назейкиной Н.А, Рипка А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 21375/2022 по заявлению публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах" об оспаривании решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг по кассационной жалобе ПАО СК "Росгосстрах" на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Мирсаяпова А.И, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ПАО СК "Росгосстрах" обратилось в суд с названным заявлением, указав, что решением финансового уполномоченного от 20 июня 2022 г. N удовлетворены требования Стрельникова Р.Е. о взыскании страхового возмещения в размере 9 200 руб.
Данное решение ПАО СК "Росгосстрах" считает незаконным, поскольку дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие открывания двери автомобиля пассажиром транспортного средства. При этом виновность водителя автомобиля в дорожно-транспортном происшествии не установлена.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 ноября 2022 г, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Участники процесса по извещению в суд кассационной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает её не подлежащей удовлетворению.
В силу положений статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом (часть 1).
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2).
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобных нарушений по доводам кассационной жалобы не выявлено.
Судами установлено, что 17 января 2022 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Ford под управлением водителя Я.Я.В. и автомобиля ЗАЗ, находящегося в собственности Стрельникова Р.Е.
Гражданская ответственность Стрельникова Р.Е. на момент происшествия была застрахована по договору ОСАГО в ПАО СК "Росгосстрах".
Гражданская ответственность Я.Я.В. на момент происшествия была застрахована в САО "ВСК".
Постановлением по делу об административном правонарушении от 17 января 2022 г. установлено, что пассажир автомобиля Ford открыл дверь, чем создал помеху для движения транспортному средству ЗАЗ, в результате чего автомобиль ЗАЗ получил механические повреждения.
2 февраля 2022 г. Стрельников Р.Е. обратился в ПАО СК "Росгосстрах" с заявлением о страховом возмещении.
Письмом страховщика от 4 февраля 2022 г. N указано на отсутствие оснований для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО, поскольку повреждение автомобиля Стрельникова Р.Е. случилось в результате открытия двери пассажиром автомобиля Ford, гражданская ответственность которого на момент дорожно-транспортного происшествия не была застрахована по договору ОСАГО.
2 марта 2022 г. Стрельников Р.Е. обратился в ПАО СК "Росгосстрах" с претензией о выплате страхового возмещения по ОСАГО.
Письмом страховщика от 10.03.2022 в удовлетворении требований Стрельникова Р.Е. отказано.
18 мая 2022 г. Стрельников Р.Е. обратился к финансовому уполномоченному с заявлением о взыскании с ПАО СК "Росгосстрах" денежных средств в размере 30 300 руб, расходов на проведение независимой экспертизы в размере 1 000 руб, расходов на юридические услуги в размере 1 000 руб, расходов на почтовые услуги за отправку уведомления о проведении осмотра транспортного средства в размере 367 руб. 60 коп, расходов на почтовые услуги за отправку заявления (претензии) в размере 135 руб.
Решением финансового уполномоченного от 20 июня 2022 г. частично удовлетворены требования Стрельникова Р.Е, с ПАО СК "Росгосстрах" в пользу заявителя взыскано страховое возмещение в размере 9 200 руб, расходы на оплату услуг почтовой связи по направлению заявления (претензии) в размере 135 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 939, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), пунктами 1.2, 5.1, 12.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (действовавшего на момент вынесения решения), оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу, что действия водителя автомобиля Ford, который осуществлял высадку пассажира с нарушением пункта 12.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, находятся в прямой причинно-следственной связи с причинением ущерба Стрельникову Р.Е. А потому данное событие относится к страховому случаю, при наступлении которого у страховщика гражданской ответственности возникает обязанность по выплате страхового возмещения.
Судом также отмечено, что положения Закона об ОСАГО не связывают наступление страхового случая исключительно с движением транспортного средства, предполагая квалификацию в качестве страхового случая, в том числе и открытие двери стоящего автомобиля, исходя из понимания стоянки как одного из элементов участия транспортных средств в дорожном движении.
В связи с чем суд пришёл к выводу о том, что финансовый уполномоченный обоснованно признал за Стрельниковым Р.Е. право на взыскание страхового возмещения, определив его размер согласно результатам проведенной экспертизы, результаты которой сторонами не оспорены.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Доводы апелляционной жалобы о том, что открывание двери является действием не источника повышенной опасности, а действием того лица, которое открыло эту дверь; виновность водителя автомобиля в дорожно-транспортном происшествии не установлена, дорожно-транспортное происшествие произошло по вине пассажира автомобиля, который не убедился в безопасности при высадке пассажира из транспортного средства, суд второй инстанции отклонил, поскольку дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия двух транспортных средств, имеется причинно-следственная связь между виновными действиями водителя автомобиля Ford под управлением водителя Я.Я.В, не проконтролировавшего действия пассажира, и, как следствие, причинённым ущербом.
То обстоятельство, что водитель Я.Я.В. не был привлечён к административной ответственности не является основанием к отказу в удовлетворении требований о взыскании страхового возмещения.
Исходя из положений статей 1, 6 Закона об ОСАГО судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что нахождение транспортного средства Ford непосредственно на дороге и высадка пассажира с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации являются основанием для установления страхового случая и страховой выплаты.
Тот факт, что непосредственным причинителем вреда имуществу Стрельникова Р.Е. является пассажир автомобиля, не освобождает от ответственности владельца транспортного средства, поскольку в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается именно на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на законном основании.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами судебных инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что, по смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.
Учитывая, что названная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.
При этом надлежит учитывать, что вред считается причинённым источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).
На данное разъяснение, в частности, ссылается страховщик в кассационной жалобе в обоснование своих доводов об отказе в иске о страховом возмещении.
Между тем согласно пункту 1 статьи 1 Закона об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства.
Как было разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховой случай - это наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение (абзац одиннадцатый статьи 1 Закона об ОСАГО).
Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.
Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).
Вред, причинённый эксплуатацией оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении (например, опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле), не относится к случаям причинения вреда собственно транспортным средством (абзац второй статьи 1 Закона об ОСАГО).
Аналогичные по существу разъяснения даны в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации в Правилах используются следующие основные понятия и термины: "дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; "остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; "пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
"стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Разделами 12 и 22 Правил дорожного движения Российской Федерации установлены требования к остановке и стоянке транспортного средства и к перевозке пассажиров соответственно.
В частности, при остановке и стоянке запрещается открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения (пункт 12.7), водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки (пункт 22.7).
Из приведённых выше положений нормативных актов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что применительно к Закону об ОСАГО использование транспортного средства как источника повышенной опасности в дорожном движении включает также перевозку пассажиров, в том числе их посадку и высадку.
Согласно установленным судами обстоятельствам дела высадка пассажира автомобиля Ford привела к взаимодействию двух транспортных средств, участвующих в дорожном движении, что повлекло повреждение автомобиля потерпевшего.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что данный случай относится к использованию транспортного средства в дорожном движении, не противоречат приведённым выше положениям законов и нормативных актов, в частности, пункту 1 статьи 1 Закона об ОСАГО.
Обоснование принятых судебными инстанциями постановлений подробно изложено в мотивировочной части судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм права заявлены в силу их ошибочного толкования кассатором.
Приведённые кассатором доводы по существу аналогичны тем, которые заявлялись в судах нижестоящих инстанций, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ином толковании норм права и направлены на иную оценку доказательств по делу, что не является поводом к отмене обжалуемых судебных актов в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с действиями судов по оценке доказательств, не свидетельствует о нарушении судами норм процессуального права, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, а также обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для вывода о нарушении предусмотренных статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правил оценки доказательств содержание оспариваемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы не дают.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судом кассационной инстанции по доводам жалобы не установлено, оснований для выхода за пределы доводов жалобы не имеется, притом что обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, являлись предметом исследования судов, кассационная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО СК "Росгосстрах" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.