Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Нафикова И.А.рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27.10.2022по административному делу по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Ингушетия к Правительству Республики Ингушетия о признании незаконным неисполнения требований по устранению нарушений законодательства и понуждении совершить определенные действия.Заинтересованные лица инспекция государственного строительного надзора Республики Ингушетия, министерство финансов Республики Ингушетия.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителей Правительства Добриевой Л.З. и Министерства финансов Республики Ингушетия Котиевой Х.Р, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения прокурора Отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
первый заместитель прокурора Республики Ингушетия обратился в Магасский городской суд с административным иском о признании незаконными действий заместителя председателя Правительства Республики Ингушетия Фаттахова Т.Н, выразившихся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений положений законодательства в части восстановления нарушенных прав участников долевого строительства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Республики Ингушетия во исполнение поручения прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства органами власти республики при направлении в ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" ходатайства о восстановлении прав граждан, пострадавших от действий ООО "Фартанга", с использованием средств данного фонда. В ходе проведения проверки установлено, что ходатайство Республики Ингушетия в отношении жилого дома в г. Назрань по проспекту Базоркина д. 82 в фонд официально не поступало, в связи с чем деятельность органа государственной власти Республики Ингушетия, направленная на скорейшее восстановление нарушенных прав участников долевого строительства, не отвечает требованиям законодательства в данной сфере и не способствует реализации государственной жилищной политики. 19.11.2021 первым заместителем прокурора республики в адрес председателя Правительства Республики Ингушетия внесено представление об устранении нарушений законодательства при соблюдении прав граждан при участии в долевом строительстве с установлением месячного срока па подобное устранение, 28.12.2021 в прокуратуру Республики Ингушетия поступил ответ Правительства Республики Ингушетия, согласно которому в удовлетворении представления отказано, поскольку такое ходатайство было направлено в ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" 03.03.2022, действующими правилами обязанность по направлению повторного ходатайства не предусмотрена.
Просил суд возложить на Правительство Республики Ингушетия обязанность направить в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства ходатайство в отношении жилого дома в г. Назрань по адресу: "адрес" (застройщик долевого строительства ООО "Фартанга") для рассмотрения объекта наблюдательным советом Фонда.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23.05.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27.10.2022, требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, Правительство Республики Ингушетия обжаловало его в кассационном порядке, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела, нарушении и неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просит суд кассационной инстанции отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14.03.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Республики Ингушетия во исполнение поручения прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства органами власти республики при направлении в ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" ходатайства о восстановлении прав граждан, пострадавших от действий ООО "Фартанга", с использованием средств данного Фонда.
В ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на 15.10.2021 в единую информационную систему жилищного строительства включено 3 объекта, строительство которых в республике осуществляется с привлечением средств дольщиков, сроки ввода в эксплуатацию которых продлены более чем на 1 год, среди которых строительство многоквартирного 2-х секционного жилого дома в г. Назрань по проспекту Базоркина, "адрес", заказчик - ООО "Фартанга", застройщик - ООО "Фартанга", общая площадь - 29 032 кв.м, застройщиком привлечены денежные средства участников долевого строительства на сумму 24 014 164 руб, зарегистрировано 19 договоров долевого строительства. Данный объект включен в единый реестр проблемных объектов долевого строительства по двум критериям: ввиду просрочки срока завершения строительства и передачи объекта дольщикам.
Правительством Республики Ингушетия утвержден и размещен план- график ("Дорожная карта") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с которым органами исполнительной власти республики прорабатывается вопрос восстановления прав пострадавших участников долевого строительства с использованием механизмов Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства, а также инициирования процедуры банкротства застройщика ООО "Фартанга".
03.03.2021 инспекцией строительного и жилищного надзора Республики Ингушетия в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства направлено ходатайство о рассмотрении возможности восстановления прав пострадавших граждан - участников долевого строительства от действий недобросовестного застройщика ООО "Фартанга", с использованием механизмов Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства в соответствии с Постановлением N 1192.
Поскольку ходатайство и приобщаемые к нему документы не соответствовали Правилам принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий", утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2019 N 1192, ходатайство оставлено без рассмотрения, о чем инспекции даны разъяснения с указанием рекомендаций по направлению ходатайства в надлежащей форме, которое на момент проводимой прокурором проверки повторно направлено не было и послужило основанием для внесения прокурором в адрес Председателя Правительства Республики Ингушетия представления 19.11.2021
В рамках рассмотрения представления и.о. начальника инспекции строительного и жилищного надзора Гагиевым М.М. дан ответ прокурору об отсутствии оснований для повторного направления ходатайства, и отсутствия финансирования для организации мероприятий по восстановлению прав граждан участников долевого строительства данного дома, которое запланировано на 2022 г.
По итогам рассмотрения представления заместителем председателя Правительства Республики Ингушетия Фаттаховым Т.Н. прокурору дан ответ, что ходатайство от инспекции в Фонд было направлено 03.03.2021 и в соответствии с установленными на дату направления Правилами, изменения в которые внесены с 31.03.2021, в связи с чем у Правительства обязанность по направлению повторного ходатайства отсутствует.
Результаты рассмотрения представления послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в административном деле.
Разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются какие-либо обязанности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, что обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве. Данный принцип выражается, в том числе, в правильном определении состава лиц, участвующих в деле и разрешении вопроса о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопроса о замене ненадлежащего административного ответчика еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Первый заместитель прокурора Республики Ингушетия обратился в Магасский городской суд с административным иском о признании незаконным неисполнение действий заместителя председателя Правительства Республики Ингушетия Фаттахова Т.Н, выразившихся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений положений законодательства в части восстановления нарушенных прав участников долевого строительства, просил суд возложить на Правительство Республики Ингушетия обязанность направить в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства ходатайство в отношении жилого дома в г. Назрань по адресу: "адрес" (застройщик долевого строительства ООО "Фартанга") для рассмотрения объекта наблюдательным советом Фонда.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены в полном объеме, действия указанного должностного лица признаны незаконными, тогда как первый заместитель председателя Правительства Республики Ингушетия Фаттахова Т.Н. к участию в деле привлечен не был, о времени и месте рассмотрения дела судами не извещался, что является основанием для отмены состоявшихся судебных актов по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку допущенное судом первой инстанции процессуальное нарушение, оставленное без внимания судом апелляционной инстанции без внимания, относится к существенным и непреодолимым, может быть исправлено только посредством отмены судебных актов c направлением дела на новое рассмотрение, поскольку оспариваемыми судебными актами напрямую затрагиваются интересы конкретного должностного лица органа исполнительной власти, не привлеченного к участию в деле.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 27.10.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.