Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ходжаева Виталия Мырзапулатовича на решение Калужского районного суда Калужской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги к Ходжаеву Виталию Мырзапулатовичу о взыскании пеней.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения административного истца Ходжаева В.М, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги (далее - ИФНС России по Московскому округу города Калуги, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила взыскать с Ходжаева В.М. пени по земельному налогу за 2015-2017 годы в размере 38 729 рублей 34 копеек.
В обоснование требований Инспекция указала, что Ходжаев В.М. являлся в спорные налоговые периоды плательщиком земельного налога, налог своевременно не уплачен, в связи с чем ему начислены пени, выставлены требования об уплате задолженности; требования не исполнены, пени не погашены; вынесенный по заявлению Инспекции судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 сентября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. Кроме того, с Ходжаева В.М. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 361 рубля 88 копеек.
В кассационной жалобе, поданной 2 марта 2023 года через суд первой инстанции, Ходжаев В.М. просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Указывает на нарушение порядка взыскания налога и срока на обращение в суд. Полагает, что взыскиваемые суммы им оплачены в рамках исполнительных производств.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Ходжаем В.М. в 2015-2017 годах был правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресам: N соответственно; в течении 7 месяцев 2017 года - земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в связи с чем являлся плательщиком земельного налога.
За 2015 году Ходжаеву В.М. Инспекцией исчислен земельный налог за указанные земельные участки в размере 137 515 копеек, за 2016 год - в размере 137 155 рублей, за 2017 год - в размере 100 344 рублей, о чем административному ответчику были направлены налоговые уведомления.
Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 19 ноября 2018 года по административному делу N с Ходжаева В.М. взыскана, в том числе задолженность по уплате земельного налога за 2015 год в размере 137 155 рублей, пени в размере 777 рублей 21 копейки.
Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 19 ноября 2018 года по административному делу N взыскана, в том числе задолженность по уплате земельного налога за 2016 год в размере 137 155 рублей, пени в размере 18 906 рублей 10 копеек.
Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 21 июня 2021 года по административному делу N в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Московскому округу города Калуги о взыскании с Ходжаева В.М. пеней по земельному налогу за 2017 год за период с 10 января 2020 года по 5 февраля 2020 года было отказано.
В связи с неуплатой в установленный срок сумм земельного налога Ходжаеву В.М. налоговым органом направлены требования: N от 21 октября 2019 года об уплате пеней в сумме 38 122 рублей 22 копеек в срок до 29 ноября 2019 года, N от 22 октября 2019 года об уплате пеней в сумме 23 рублей 41 копейки в срок до 2 декабря 2019 года, N от 22 октября 2019 года об уплате пеней в сумме 120 527 рублей 48 копеек в срок до 2 декабря 2019 года, которые в полном объеме исполнены не были.
Инспекция 10 февраля 2020 года обратилась к мировому судье судебного участка N Калужского судебного района Калужской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ходжаева В.М. пеней по земельному налогу. Вынесенный мировым судьей судебный приказ от 11 февраля 2020 года с учетом определения об исправлении описки от 26 марта 2021 года отменен определением от 14 февраля 2020 года в связи поступившими возражениями должника относительно его исполнения. В районный суд Инспекция обратилась 6 августа 2020 года.
Согласно расчету административного истца сумма задолженности по пеням по земельному налогу с учетом произведенных оплат и принудительных взысканий составила: за 2015 год за период с 29 ноября 2017 года по 21 октября 2019 года - 18 116 рублей 21 копейку, за 2016 год за период с 22 декабря 2017 года по 2 августа 2019 года - 17 896 рублей 41 копейку, за 2017 год за период с 24 июня 2019 года по 21 октября 2019 года - 2 716 рублей 72 копейки, а всего 38 729 рублей 34 копейки.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что вступившими в законную силу судебными актами недоимка по земельному налогу была взыскана с административного ответчика, суммы пеней за иные периоды исчислены правильно в связи с неуплатой, порядок взыскания и срок на обращение в суд соблюдены.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 указанного Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О, положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пеней с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
В пунктах 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В рассматриваемом случае срок исполнения требований истекал 29 ноября 2019 года, 2 декабря 2019 года, с заявлением к мировому судье Инспекция обратилась в установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок 10 февраля 2020 года.
После отмены судебного приказа 14 февраля 2020 года с административный иском Инспекция обратилась в городской суд 6 августа 2020 года, то есть в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Поскольку судами установлено, что недоимки по земельному налогу за 2015-2017 годы были взысканы с административного ответчика, пени за иные периоды начислений были обоснованно исчислены Ходжаеву В.М.
Доводы кассационной жалобы о неполучении налоговых уведомлений в связи со сменой регистрации в 2016 году основаниями к отмене обжалуемых судебных актов не являются, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами, которыми с административного ответчика взысканы недоимки по земельному налогу за спорные налоговые периоды.
При этом требования об уплате пеней N, N, N были направлены Ходжаеву В.М. по актуальному на момент их направления адресу: "адрес".
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 8 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ходжаева Виталия Мырзапулатовича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.