Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кушнирука М А к Министерству финансов РФ в лице УФК по Нижегородской области, ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Романовой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кушнирук М.А. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий его содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование административного иска указал, что в период с 17 июля 2017 года по 24 марта 2020 года содержался в отряде N 6 с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового и медицинского обеспечения.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 27 июня 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Кушнирука М.А. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Кушнирука М.А. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей, государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 ноября 2022 года решение суда изменено в части размера компенсации, присужденной Кушнируку М.А. за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, определив его в сумме 70 000 (семидесяти тысяч) рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 8 февраля 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 февраля 2023 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы указывают, что действия администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области были направлены исключительно на создание благоприятных условий для осужденных. Во всех отрядах имеется минимальный необходимый набор бытовых помещений, за весь период отбывания наказания административный истец содержался в условиях, допускающих перелимит в отрядах незначительное количество, в размере не более 0, 02 м2.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Кушнирук М.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, осужден 28 декабря 2016 года Аксайским районным судом Ростовской области по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации на срок 9 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от 4 мая 2017 года приговор изменен, снижен срок наказания до 8 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 17 июля 2017 года из ФКУ СИЗО-3 г.Новочеркасск ГУФСИН России по Ростовской области. Убыл 30 марта 2021 года по постановлению Борского городского суда Нижегородской области от 11 марта 2021 года на основании статьи 80 Уголовного кодекса Российской Федерации в УФИЦ при ФКУ ИК-9 г. Дзержинск Нижегородской области.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец с 17 июля 2017 года по 17 марта 2020 года содержался в отряде N6, с 17 марта 2020 года по 30 марта 2021 года - в отряде N1.
Также установлено, и подтверждается документами, представленными административными ответчиками, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками.
Поставка и водоотведение холодной воды в ФКУ ИК-11 осуществлялась МУП "Борский водоканал", поставка горячей воды - котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Банно-прачечный комплекс оборудован стиральными машинами, центрифугами, имеется помещение для сушки белья.
В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещений, где находятся осужденные.
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительного учреждения, осужденные обязаны содержать в надлежащем виде свое спальное место, тумбочку, а также следить за чистотой в отряде. В отряде установлен график дежурств, согласно которому производится уборка, контроль за исполнением графика не предусмотрен, между тем за несоблюдение ПВР ИУ установлена дисциплинарная ответственность для осужденных.
Судами установлено, что в исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки) и тренажерный зал, как в помещении, так и на улице.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания, в ходе которых в период отбытия Кушнирука М.А. наказания выявлены нарушения в части соблюдения установленной нормы жилой площади на одного осужденного (1, 98 кв. м на одного осужденного по представлению от 16 апреля 2019 года N); обеспечения по установленной норме рукомойниками и напольными чашами (представление от 15 января 2018 года N, от 11 января 2019 года N; превышения численности отряда (представление от 15 января 2018 года N, от 11 января 2019 года N
Все представления, направленные в адрес исправительного учреждения, ГУФСИН России по Нижегородской области рассмотрены в установленные сроки, приняты соответствующие меры и направлены ответы о проделанной работе.
В период отбывания административным истцом наказания в отряде N1 (с 17 марта 2020 года по 30 марта 2021 года) Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области представлений по фактам ненадлежащих условий содержания осужденных в отряде N1 не выносилось.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции, установив факт ненадлежащего содержания Кушнирука М.А.: превышение численности отряда, нарушение нормы жилой площади на одного осужденного, необеспечение на протяжении длительного времени по норме рукомойниками, суд пришел к выводу о наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в размере 120 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части присуждения размера взысканной компенсации, указал, что нарушение размеров жилой площади на 2 кв. см на одного осужденного не является значительным и не ухудшает положение осужденного при отбывании наказания, учитывая то, что в спальном помещении осужденные пребывают не постоянно. Учтено то обстоятельство, что осужденные имеют возможность заниматься в тренажерном зале, посещать библиотеку, находиться на прогулке. В результате чего пришел к выводу об уменьшении размера присужденной компенсации со 120 000 рублей до 70 000 рублей.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (части 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Согласно пункту 14 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Давая оценку действиям административных ответчиков, суд апелляционной инстанции, определяя размер компенсации, указал на то, что условия содержания Кушнирука М.А. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области не соответствовали установленным требованиям, так как имели место необеспечение на протяжении длительного времени по норме рукомойниками, длительное нарушении в помещении отряда N6 санитарно-гигиенических условий, которые выразились в недостаточном количестве работающих унитазов и умывальников.
При этом, судами отмечено, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносились соответствующие представления, по результатам которых виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Кушнирука М.А.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы судов о нарушении условий содержания осужденного.
Вопреки требованиям частей 2, 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и указанных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Кушнирука М.А. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу компенсации морального вреда.
Проверяя обоснованность размера присужденной компенсации, суд апелляционной инстанций с учетом фактических обстоятельств дела, степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, а также требований разумности и справедливости верно установилкомпенсацию, подлежащую взысканию, в размере 70 000 рублей.
Указанный размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеприведенными выводами.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в суде первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.