Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Звягинцевой Татьяны Васильевны на решение Ленинского районного суда города Курска от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Звягинцевой Татьяны Васильевны к администрации города Курска о признании незаконным в части постановления.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Звягинцева Т.В. обратилась в суд с названным административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации города Курска от 3 декабря 2021 года N 751 "О формирование фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Курска", которым ТСЖ "ПЛК 75", как владелец специального счета, на который поступали денежные средства на капитальный ремонт по дому "адрес", обязан передать собранные денежные средства в фонд капитального ремонта на счет регионального оператора, ввиду того, что собираемость взносов на капитальный ремонт по ТСЖ "ПЛК 75" составляет менее 50 процентов.
В обоснование заявленных требований указывала, что большинство членов ТСЖ "ПЛК 75" оплачивают взносы за капитальный ремонт для многоквартирного дома через квитанции ТСЖ в размере более 50 процентов от начисленных сумм, а потому указание в оспариваемом постановлении на то, что собираемость взносов на капитальный ремонт по указанному многоквартирному дому составляет менее 50 процентов не соответствует действительности. В связи с этим полагала, что постановление администрации города Курска от 3 декабря 2021 года N 751 подлежит изменению путем исключения из приложения к указанному постановлению подпункта 1 следующего содержания: " "адрес"".
Решением Ленинского районного суда города Курска от 5 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 ноября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 1 февраля 2023 года через суд первой инстанции, Звягинцева Т.В. просит отменить судебные акты. Указывает, что судами неверно установлены фактические обстоятельства по делу, в том числе фактический размер взносов на капитальный ремонт, что повлекло вынесение незаконных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Звягинцевой Т.В. принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: "адрес".
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", принято решение от 20 июня 2014 года о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, который открыт в "данные изъяты". Владельцем счета является ТСЖ "ПЛК 75".
Многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" включен в реестр специальных счетов, который ведет Государственная жилищная инспекции Курской области (далее также - ГЖИ Курской области).
Уведомлением ГЖИ Курской области от 8 октября 2020 года N, направленным в адрес председателя ТСЖ "ПЛК 75" (владельца специального счета), товарищество уведомлено о том, что ежемесячно ТСЖ "ПЛК 75" не предоставляет по формам, утвержденным постановлением администрации Курской области от 16 сентября 2013 года N 648-па, в адрес ГЖИ Курской области сведения о размере средств, начисленных и поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров, что свидетельствует о том, что сбор денежных средств в оплату капитального ремонта с собственников помещений в указанном доме не производится.
В этом же уведомлении ТСЖ "ПЛК 75" установлен пятимесячный срок для погашения образовавшейся задолженности и предоставления инспекции документов, подтверждающих факт сбора более 50 процентов денежных средств, поступающих на специальный счет, о количестве денежных средств начисленных собственникам к оплате за период с сентября 2014 года по сентябрь 2020 года и израсходованных денежных средствах за указанный период.
Также в уведомлении разъяснены последствия несоблюдения приведенных выше требований инспекции в виде закрытия специального счета органом местного самоуправления и формировании фонда капитального ремонта ТСЖ "ПЛК 75" на счете регионального оператора с закрытием специального счета.
В адрес главы администрации города Курска ГЖИ Курской области направлено уведомление от 16 ноября 2021 года N о том, что ТСЖ "ПЛК 75" как владелец специального счета многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", не предоставило отчеты в ГЖИ Курской области о начислении, поступлении и размере израсходованных средств, запрошенные на основании уведомления ГЖИ Курской области от 8 октября 2020 года N в течение установленного срока и на день направления указанного уведомления - 16 ноября 2021 года.
Постановлением администрации города Курска от 3 декабря 2021 года N 751 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Курска" установлено, что фонд капитального ремонта для многоквартирных домов, собственники помещений в котором осуществляют оплату взносов на капитальный ремонт менее чем 50 процентов от размера представленных к оплате счетов, указанных в приложении к настоящему постановлению, формируется на счете регионального оператора. В перечень многоквартирных домов со способом формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора включен, в том числе, многоквартирный дом по адресу: "адрес".
Копия данного постановления направлена в адрес председателя ТСЖ "ПЛК 75" 8 декабря 2021 года исх. N.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с которым согласился областной суд, пришел к выводу о том, что администрация города Курска имела право на изменение избранного собственниками способа формирования фонда капитального ремонта в порядке и на основаниях, установленных статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами.
Порядок и основания избрания собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, основания изменения способа его формирования установлены положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пунктах 1, 2 части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальной счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете) или 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственником помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
На орган государственного жилищного надзора возложен контроль за формированием фонда капитального ремонта и ведение реестра специальных счетов (часть 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На владельца специального счета, в силу частей 1, 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Курской области осуществляется на основании Закона Курской области от 22 августа 2013 года N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области".
Согласно части 4 статьи 7 указанного Закона, владелец специального счета обязан ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять в уполномоченный орган государственного жилищного надзора Курской области сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров по форме, установленной Правительством Курской области.
Постановлением администрации Курской области от 16 сентября 2013 года N 648-па утверждены формы для предоставления указанных сведений.
Согласно части 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 данного Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее пятидесяти процентов от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счете соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных данным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
В соответствии с частью 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 указаннойстатьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 данной статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Согласно части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 данной статьи, задолженность не была погашена в размере указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не предоставлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, орган местного самоуправления, при сборе собственниками жилых помещений, избравших способ формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счете взносов менее 50 процентов от начисленных, и при непогашение образовавшейся задолженности, обязан принять в течение месяца решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на основании информации органа государственного жилищного надзора.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление администрации города Курска N 751 от 3 декабря 2021 года "О формирование фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов города Курска", в части формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: "адрес" на счете регионального оператора соответствует требованиям закона, не нарушает прав собственников жилых помещений этого многоквартирного дома, ТСЖ "ПЛК 75" и прав административного истца и привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц, в связи с чем оснований для признания его незаконный в оспариваемой части не имеется.
При этом несоблюдение установленного нормами жилищного законодательства лимита собираемости взносов на капитальный ремонт на специальном счете в целях формирования фонда капитального ремонта влечет предписанные законом правовые последствия не зависит от виновности или невиновности членов ТСЖ.
ГЖИ Курской области на основании сведений, полученных от ТСЖ "ПЛК-75", предоставил обобщенные сведения о размере начисленных и поступивших взносов на капитальный ремонт, из которых усматривается, что в 2018 году начислено всего 916 986 рублей (поступило 359 963 рубля), что составляет 39, 28 процента. В 2019 году начислено всего 935 605 рублей (поступило 185 987 рублей), что составляет 19, 88 процента. В 2020 году за 10 месяцев начислено 807 793 рубля (поступило 127 120 рублей), что составляет 15, 74 процента.
Приведенные сведения свидетельствую о том, что факт собираемости в ТСЖ "ПЛК-75" взносов на капитальный ремонт в размере менее 50 процентов от начисленных взносов нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При этом участвующий в судебном заседании председатель в качестве заинтересованного лица председатель ТСЖ "ПЛК-75" Матвиенко Н.В. пояснила, что у нее как у председателя ТСЖ "ПЛК-75" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не имеется никаких доказательств, которые могут быть предъявлены суду в опровержение сведений предоставленных органом жилищного надзора.
Доводы административного истца о том, что административный орган не наделен правомочиями по определению юридической судьбы решения общего собрания собственников помещений от 20 июня 2014 года, которым определен способ формирования фонда капитального ремонта, правового значении для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Более того, оспариваемое постановление администрации города Курска от 3 декабря 2021 года N 751 не касается общего собрания собственников жилых помещений ТСЖ "ПЛК-75" от 20 июня 2014 года, так как указанное решение реализовано, специальный счет открыт его владельцем и в период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2017 года взносы в фонд капитального ремонта ТСЖ "ПЛК-75" уплачивались в размере превышающем 50 процентов начисленных взносов, по предоставленным ТСЖ "ПЛК-75" сведениям.
В тоже время действующее законодательство возложило на органа жилищного надзора ежемесячный контроль за соотношением начисленных и поступивших на специальный счет взносов на капитальный ремонт и наделило его административными полномочиями требовать устранение нарушений связанных с несоблюдением установленного критерия между начисленными взносами и поступившими на специальный счет его владельца.
Таким образом, изменение административным ответчиком способа формирования фонда капитального ремонта есть результат неисполнения решения общего собрания собственников помещений жилых помещений ТСЖ "ПЛК-75" от 20 июня 2014 года, который установлен действующим законодательством, а именно положения части 10 статьи173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правовых оснований для вывода о нарушении административным ответчиком порядка принятия оспариваемого решения не имеется.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанции правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы на правильность принятых по делу судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иное толкование заявителем норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Звягинцевой Татьяны Васильевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.