Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Дмитровского городского прокурора к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Жаднова С.В, полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Дмитровский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - администрация Дмитровского городского округа, Администрация), выразившееся в непринятии мер по постановке автомобильной дороги, проходящей через улицы Агатовую, Бриллиантовую, Бирюзовую, Гранатовую (за исключением земельного участка с кадастровым номером N), Жемчужную, Изумрудную, Коралловую, Малахитовую, Рубиновую, Топазовую, Хрустальную, Янтарную, Сапфировую, Еловую, Дмитриев Сад и проезды Аквамариновый, Алмазный, Аметистовый, Корундовый, Лазурйтовый, Мраморный, Турмалиновый деревни Лупаново Дмитровского городского округа Московской области, на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; а также в непредставлении сведений об указанной автомобильной дороге для ее внесения в реестр в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; обязать Администрацию обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как объекта муниципальной собственности автомобильной дороги, проходящей через указанные улицы, а также предоставить сведения об указанной автомобильной дороге для ее внесения в реестр в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
В обоснование заявленных требований указал, что названная автомобильная дорога является бесхозяйной, в связи с чем подлежала постановке на учет в качестве таковой органом местного самоуправления с последующим принятием ее на баланс муниципальной собственности, собственники данного имущества отсутствуют; бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное нахождение вблизи и на указанном объекте, а также препятствует осуществлению надлежащего контроля государственным органам за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации указанной автомобильной дороги.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 9 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 сентября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 8 февраля 2023 года через суд первой инстанции, администрация Дмитровского городского округа просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Полагает, что не представлено доказательств того, что спорные объект являются именно автомобильной дорогой в том значении, которое изложено в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Она используется только для ограниченного круга лиц - садоводов. Обращает внимание на решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 октября 2021 года по административному делу N 2а-2967/2021, которым спорный проезд признан элементоми благоустройства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 30 октября 1992 года N 3500 зарегистрировано ТИС ПСП "Гранат" при войсковой части N.
Постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 25 декабря 1992 года N 4173 ТИС ПСП "Гранат" предоставлен земельный участок площадью 155, 76 га, расположенный по адресу: "адрес", в бессрочное (постоянное) пользование под строительство объектов социальной инфраструктуры, индивидуальное строительство, ведение садово-огородного и личного подсобного хозяйства военнослужащими и другими гражданами, имеющими постоянную прописку в городе Москве и Московской области.
Постановлениями администрации Дмитровского района Московской области от 25 мая 1993 года N 1315 и от 23 июля 1993 года N 1877 из состава земель ТОО "Гранат" изъят и передан в постоянное пользование АО "Теледиск Холдинг" и ТОО "Сплав" земельные участки площадью 10, 03 га и 9, 02 га.
Постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 25 декабря 1995 года N 2217 в ведение администрации Белорастовского сельского округа передан в том числе земельный участок, находящийся в постоянном пользовании ТИС ПСП "Гранат" площадью 155, 76 кв. м в районе деревни Лупаново.
Постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 30 декабря 1998 года N 2063 перерегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования ТИС ПСП "Гранат" на земельный участок общей площадью 15 341 кв. м, из которых 1 266 кв. м для размещения и обслуживания сторожки; 14 075 кв. м резервная территория для строительства объектов социально-бытовой сферы и инженерных сооружений, в земельный фонд Дмитровского района передан участок общей площадью 135, 18 га на землях общего пользования и под индивидуальными участками в районе деревни Лупаново Белорастовского сельского округа.
Постановлениями администрации Дмитровского района Московской области от 15 октября 2012 года N 8172-П и от 10 февраля 2014 года N 544-П прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ТИС ПСП "Гранат" на земельный участок площадью 14 075 кв. м с кадастровым номером N; постановление от 30 декабря 1998 года N 2063признано утратившим силу; ТИС ПСП "Гранат" предоставлен из земель, расположенных на территории Дмитровского муниципального района Московской области, государственная собственность за которые не разграничена, земельный участок площадью 14 099 кв. м с кадастровым номером N в собственность за плату в размере, равном пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка, разрешенное использование "резервная территория для строительства объектов социально-бытовой сферы и инженерных сооружений".
Постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 10 февраля 2014 года N 546-П прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ТИС ПСП "Гранат" на земельный участок площадью 1 268 кв. м с кадастровым номером N; ТИС ПСП "Гранат" предоставлен из земель, расположенных на территории Дмитровского муниципального района Московской области, государственная собственность за которые не разграничена, земельный участок площадью 1 268 кв. м с кадастровым номером N в собственность бесплатно, разрешенное использование "размещение сторожки".
Прокуратурой Дмитровского городского округа в рамках проведения проверки соблюдения законодательства в части внесения сведений в Единый государственный реестр автомобильных дорог установлено, что на территории Дмитровского городского округа Московской области, через улицы Агатовую, Бриллиантовую, Бирюзовую, Гранатовую (за исключением земельного участка с кадастровым номером N), Жемчужную, Изумрудную, Коралловую, Малахитовую, Рубиновую, Топазовую, Хрустальную, Янтарную, Сапфировую, Еловую, Дмитриев Сад и проезды Аквамариновый, Алмазный, Аметистовый, Корундовый, Лазуритовый, Мраморный, Турмалиновый деревни Лупаново Дмитровского городского округа Московской области проходит автомобильная дорога, имеющая асфальтобетонное покрытие, по которой осуществляется регулярное дорожное движение, которая в реестре объектов муниципальной собственности Дмитровского городского округа Московской области не значится.
Прокуратурой Дмитровского городского округа в адрес главы Дмитровского городского округа Московской области 29 июля 2019 года внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах.
Из ответа заместителя главы Дмитровского городского округа Московской области от 27 августа 2020 года N следует, что указанные в представлении проезды в перечне автомобильных дорог местного значения не числятся, бесхозяйными не являются, используются по назначению ТИС ПСП "Гранат", ДНП "Лупаново-Дача", ТСН "Лупаново-Содружество". Обслуживание указанной территории за счет средств бюджета Дмитровского городского округа не производится, так как данные проезды в муниципальной собственности Дмитровского городского округа Московской области не числятся.
Ответом администрации городского поселения Икша Дмитровского городского округа Московской области от 7 мая 2018 года подтверждено, что дороги, расположенные на территории ТИС ПСП "Гранат" являются бесхозяйными, в связи с чем со стороны названной Администрации планировалось в 2018 году проведение работ по инвентаризации дорог для последующего межевания и постановки на учет в 2019 году.
Решениями Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 22 февраля 2002 года N 111/18 и от 23 апреля 2004 года N 337/64 присвоены названия улицам и проездам индивидуальной застройки ТИС ПСП "Гранат", расположенным в деревне Лупаново Белорасторвского сельского округа Дмитровского района: улицам Агатовой, Бриллиантовой, Бирюзовой, Жемчужной, Изумрудной, Коралловой, Малахитовой, Рубиновой, Топазовой, Хрустальной, Янтарной, Сапфировой и проездам Аквамариновому, Алмазному, Аметистовому, Корундовому, Лазуритовому, Мраморному, Турмалиновому, а также присвоены названия улицам новой индивидуальной застройки, расположенным в деревне Лупаново Белорасторвского сельского округа Дмитровского района: улицам Еловой, Дмитриев сад, Гранатовой.
Распоряжением управления градостроительной политики администрации Дмитровского городского округа от 11 мая 2021 года N 1885-А произведено переподчинение элементов улично-дорожной сети ТИС ПСП "Гранат", расположенных в деревне Лупаново с присвоением адресов проездам Аквамариновому, Алмазному, Аместистовому, Корундовому, Лазуритовому, Мраморному, Турмалиновому, улицам Агатовой, Бирюзовой, Бриллиантовой, Жемчужной, Изумрудной, Коралловой, Малахитовой, Рубиновой, Сапфировой, Топазовой, Хрустальной, Янтарной.
Согласно ответу Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 3 декабря 2020 года информация об испрашиваемых дорогах для внесения в Единый государственный реестр автомобильных дорог в его адрес не поступала.
В реестре муниципальной собственности, собственности Московской области дороги не значатся.
Ответом министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 13 декабря 2018 года подтверждено, что Генеральным планом городского поселения Икша Дмитровского района Московской области, утвержденным решением Совета Депутатов Дмитровского муниципального района от 20 апреля 2018 года N 409/54 установлены границы деревни Лупаново, улично-дорожная сеть отнесена к обычным автомобильным дорогам местного значения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2013 года по делу N А41-35935/2013 установлено, что улично-дорожная сеть новой застройки в деревне Лупаново Белорастовского сельского округа Дмитровского района Московской области: улицы Агатовая, Бирюзовая, Бриллиантовая, Гранатовая (за исключением земельного участка с кадастровым номером N), Жемчужная, Изумрудная, Коралловая, Малахитовая, Рубиновая, Топазовая, Хрустальная, Янтарная, Сапфировая, проезды Аквамариновый, Алмазный, Аметистовый, Корундовый, Лазуритовый, Мраморный, Турмалиновый деревни Лупаново Дмитровского городского округа не являются имуществом общего пользования ни ТИС ПСП "Гранат", ни ТСН "Лупаново-Содружество", ни ДНП "Лупаново-Дача"; данные объекты фактически приняты во владение администрацией Дмитровского городского округа Московской области, данные объекты транспортной инфраструктуры учитываются как улицы местного значения в документах градостроительного планирования и развития. При этом отказ в удовлетворении исковых требований обусловлен отсутствием у заявителей полномочий на привлечение органов местного самоуправления к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций.
Согласно сообщению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу Московской области от 13 сентября 2021 года дорога, проходящая через улицу Агатовую и проезд Турмалиновый, в ТИС ПСП "Гранат" через подъездные дороги примыкает к автомобильной дороге регионального значения "ММК-Подъезд N 30144", является объектом транспортной инфраструктуры, предназначена для движения транспортных средств, включает в себя участки с расположенными конструктивными элементами (дорожных покрытием), относится к автомобильным дорогам применительно к части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что относимых и допустимых доказательств принадлежности спорной дороги на каком-либо праве физическому либо юридическому лицу, государственному органу, органу местного самоуправления не представлено; на административного ответчика в силу закона возложена обязанность выявлять и ставить на учет бесхозные объекты дорожной инфраструктуры, в частности местные дороги.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, Федеральный закон N 257-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 11 статьи 13 Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частях 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац 2 части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Законом Московской области от 3 мая 2018 года N 55/2018-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Дмитровского муниципального района" объединены территории городского поселения Деденево, городского поселения Дмитров, городского поселения Икша, городского поселения Некрасовский, городского поселения Яхрома, сельского поселения Большерогачевское, сельского поселения Габовское, сельского поселения Костинское, сельского поселения Куликовское, сельского поселения Синьковское, сельского поселения Якотское без изменения границ территории Дмитровского муниципального района; образованное муниципальное образование наделено статусом Дмитровского городского округа; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Дмитровского муниципального района со дня вступления в силу данного Закона приступили к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городского округа.
С учетом приведенного правового регулирования, установив, что спорная дорога отвечает признакам автомобильной дороги общего пользования местного значения, на кадастровом учете не стоит, зарегистрированных прав в отношении нее не имеется, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, суды нижестоящих инстанций пришли к правильным выводам о наличии оснований для удовлетворения требований в части признания оспариваемого бездействия Администрации незаконным и возложения на нее обязанности предпринять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, спорных бесхозяйных автомобильных дорог, поскольку орган местного самоуправления муниципального образования является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного; отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц. В результате допущенного бездействия нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка доказательств, вопреки доводам кассационной жалобы, не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 9 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.