Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 17 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО и ФИО, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО к администрации Рузаевского муниципального района об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО и ФИО в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО, ФИО, ФИО обратились в суд с названным административным иском, в котором просили признать незаконным постановление администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация Рузаевского района, администрация) от 16 сентября 2022 года N об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование требований указывали, что оспариваемым решением органа местного самоуправления ФИО и его многодетной семье отказано в постановке на учет на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации с указанием на отсутствие в числе представленных административными истцами документов справки из органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии (отсутствии) зарегистрированного до декабря 1998 года права собственности на объекты недвижимого имущества.
Административные истцы полагали, что решение администрации Рузаевского района является незаконным, поскольку указанные сведения администрация могла получить самостоятельно посредством направления запросов в порядке межведомственного взаимодействия. При принятии заявления в нарушение положений статьи 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" административный ответчик не выдал ФИО расписку с указанием перечня документов, которые будут получены административным ответчиком по межведомственным запросам. Кроме того, из приложенных административным истцом к заявлению документов следует, что у ФИО и членов его семьи отсутствует право собственности на недвижимое имущество, подлежащее налогообложению и учету в организациях технической инвентаризации.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 17 января 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 февраля 2023 года через суд первой инстанции, ФИО, указывая на те же основания, на которые ссылался при предъявлении административного иска и при подаче апелляционной жалобы, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, по адресу: "адрес", зарегистрированы: ФИО с 13 февраля 2003 года, ФИО с 29 ноября 2019 года, ФИО с 12 сентября 2017 года, ФИО с 3 мая 2018 года, ФИО с ДД.ММ.ГГГГ
ФИО 8 августа 2022 года обратился в администрацию Рузаевского района с заявлением о постановке его многодетной семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в удовлетворении которого отказано в связи с непредоставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно не представлена справки органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии (отсутствии) зарегистрированного до декабря 1998 года права собственности на объекты недвижимого имущества на него и на супругу - ФИО
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что отказ административного ответчика в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях является правомерным, поскольку административный истец не представил доказательств, позволяющих установить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения заявителя, и, соответственно, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по предоставлению которых лежит на заявителе.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы судов основаны на правильном применении к спорным правоотношениям требований пункта 1 части 1 статьи 51, части 4 статьи 52, пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 6, пункта 15 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статей 7, 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", пункта 2.9 Административного регламента по представлению государственной услуги "Прием заявлений-запросов, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья", утвержденного постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 октября 2012 года N 1809, что подтверждается представленными при разрешении дела доказательствами, которым судами дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 данного Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В статье 8 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 года N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" (далее также - Закон Республики Мордовия N 57-З) определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего постоянного жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет представляются документы, перечисленные в пунктах 1-10 части 2 указанной статьи, в том числе и справка органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии (отсутствии) зарегистрированного до декабря 1998 года права собственности на объекты недвижимого имущества, выданная гражданину-заявителю и членам его семьи, за исключением граждан, являющихся гражданами Российской Федерации менее пяти лет (пункт 3).
В части 3 статьи 8 Закона Республики Мордовия N 57-З предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления в установленном порядке самостоятельно запрашивает: в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, - выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина и членов его семьи на имеющиеся, имевшиеся у них объекты недвижимости на территории Российской Федерации; в органе местного самоуправления - копию решения о признании гражданина малоимущим; в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, - копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования заявителя и членов его семьи или содержащиеся в нем сведения; документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту жительства или месту пребывания (выписку из домовой (поквартирной) книги или поквартирную карту либо иной документ, содержащий сведения о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2.9 Административного регламента по представлению государственной услуги "Прием заявлений-запросов, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья", утвержденного постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 октября 2012 года N 1809 (далее - Административный регламент), согласно которому запрещено требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
В соответствии с пунктом 15 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ положения пункта 2 части 1 указанной статьи не распространяется на правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 2.9 вышеуказанного Административного регламента определен перечень документов, которые заявитель вместе с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях представляет самостоятельно, в котором, в том числе, указана справка органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о наличии (отсутствии) зарегистрированного до декабря 1998 года права собственности на объекты недвижимого имущества, выданная гражданину-заявителю и членам его семьи, за исключением граждан, являющихся гражданами Российской Федерации менее пяти лет, что соответствует как положениям пунктом 15 части 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, так и части 2 статьи 8 Закона Республики Мордовия N 57-З.
Согласно положениям пункта 2.18 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в том числе, непредоставление предусмотренных пунктом 2.9 указанного регламента документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено. Отказывая административным истцам в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к правильным выводам о законности постановления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия об отказе в принятии административных истцов и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы на правильность принятых по делу судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование норм закона не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.