N88-8689/2023
N2-451/2022
г. Саратов 31 марта 2023 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Поволоцкой И.А, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега" к Филипповой Надежде Алексеевне о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вега" на апелляционное определение Панинского районного суда Воронежской области от 21 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", Общество) обратилось к мировому судье с иском к Филипповой Н.А. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов.
В обоснование иска указало, что Филиппова Н.А, являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", не исполняет своих обязательств по оплате оказываемых истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем образовалась задолженность.
Просило взыскать с Филипповой Н.А. задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 5 176 рублей 92 коп, расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Изменив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просило взыскать с Филипповой Н.А. задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 16 160 рублей 04 коп, расходы на уплату государственной пошлины в размере 722 рубля 88 коп. и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 4 в Панинском судебном районе Воронежской области от 2 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично: с Филипповой Н.А. в пользу ООО "Вега" взыскана задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года 31 декабря 2021 года в размере 16 140 рублей 04 коп, расходы на уплату государственной пошлины в размере 646 рублей 40 коп. и расходы на оплату услуг представителя в размере 2 500 рублей, всего 19 286 рублей 44 коп.
Апелляционным определением Панинского районного суда Воронежской области от 21 декабря 2022 года решение мирового судьи отменено, принято новое решение об отказе ООО "Вега" в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ООО "Вега" оспаривает законность и обоснованность апелляционного определения, принятого по делу, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права при рассмотрении дела, а также на необоснованный отказ в возмещении истцу судебных расходов.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, ООО "Вега" осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Эртильского района Воронежской области с 1 января 2020 года.
Информация об этом, а также предложение о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора размещены на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Филиппова Н.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Договор на оказание услуг по обращению ТКО с ней, как с собственником жилого помещения, заключен на условиях типового договора, для оплаты услуг на её имя открыт лицевой счет Э10000342. Услуги по обращению с ТКО региональным оператором оказывались, однако ответчик обязательства по их оплате надлежащим образом не исполняла.
Согласно представленной квитанции (т.1 л.д. 78) задолженность Филипповой Н.А. по состоянию на март 2022 года составляла 5 864 рубля 73 коп, при этом расчет задолженности произведен исходя из количества проживающих в спорном жилом помещении - 2 человека.
Задолженность в указанной сумме оплачена Филипповой Н.А. в добровольном порядке 19 апреля 2022 года - до принятия к производству настоящего искового заявления.
Вместе с тем, в материалы дела представлены сведения о том, что в спорном жилом помещении зарегистрировано по месту жительства 9 человек, в связи с чем исковые требования ООО "Вега" были изменены: истцом произведен перерасчет задолженности за услуги по обращению с ТКО исходя из общего количества зарегистрированных в спорном жилом помещении лиц и дополнительно предъявлены к Филипповой Н.А. требования о взыскании задолженности в размере 16 160 рублей 04 коп. исходя из 7 граждан, зарегистрированных в спорный период в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая с Филипповой Н.А. задолженность за услуги по обращению с ТКО в указанной сумме, мировой судья исходил из общего количества граждан, зарегистрированных в спорный период по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ответчику на праве собственности, а также нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу.
Вместе с тем, мировым судьей не учтено, что в соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Разделом "данные изъяты" VIII Правил N 354 установлен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении. Включенные в него нормы - в силу пункта 148(44) названных Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении. Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом "д" пункта 148(24) Правил.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, на основании представленных ответчиком документов, было установлено временное отсутствие в спорном жилом помещении 7 зарегистрированных в нем граждан в период с 1 января 2020 года 31 декабря 2021 года, в связи с чем предъявленная Филипповой Н.А. к оплате задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 5 864 рубля 73 коп. (т.1 л.д. 78) из расчета 2 проживающих в спорном жилом помещении граждан признана судом обоснованной и поскольку указанная задолженность ответчиком погашена, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что перерасчет размера платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае временного отсутствия граждан в спорном жилом помещении возможен только в случае соблюдения ответчиком нормативно установленного порядка обращения к истцу за перерасчетом указанной платы до обращения в суд с указанными требованиями, не основаны на законе.
Утверждения в кассационной жалобе о необоснованном отказе во взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела, несостоятельны.
Как разъяснено в абз.2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки подлежат взысканию с ответчика.
Однако в данном случае задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 5 864 рубля 73 коп. была погашена Филипповой Н.А. 19 апреля 2022 года, тогда как в суд с указанными исковыми требованиями ООО "Вега" обратилось 26 апреля 2022 года. Таким образом, требования об оплате задолженности были добровольно удовлетворены ответчиком до обращения истца в суд указанными требованиями, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом судебных расходов.
Иных правовых доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Панинского районного суда Воронежской области от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Вега" - без удовлетворения.
Судья: подпись.
Верно
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Поволоцкая
31.03.2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.