Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3545/2022 по иску Адина Артема Васильевича к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки и возложении обязанности восстановления в едином списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки, по кассационной жалобе Адина Артема Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Адин А.В. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры) о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки и возложении обязанности восстановления в едином списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки.
В обоснование заявленных требований указывал, что является представителем коренных малочисленных народов Севера, в связи с чем, являлся участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". На основании приказа Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры от 05 апреля 2022 года N138-п истец и его несовершеннолетний сын исключены из единого списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки, в связи с предоставлением его супруге Адиной А.В. субсидии на строительство жилого дома в составе семьи своего отца. С данным решением Адин А.В. не согласен, поскольку Адина А.В. включена в число участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" по вине ответчика, и до настоящего времени истец и его сын нуждаются в улучшении жилищных условий.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 октября 2022 года исковые требования Адина А.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 января 2023 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 октября 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Адина А.В. к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников мероприятия на получение мер государственной поддержки и возложении обязанности восстановления в едином списке участников мероприятия на получение мер государственной поддержки.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебного акта, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебного акта.
Судом установлено, что решением ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 07 мая 2013 года Адин А.В. на основании заявления от 25 апреля 2013 года признан участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа- Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
В последующем, состав семьи Адина А.В. изменился в связи с регистрацией брака с Адиной (Хатанзеевой) А.В. (06 июня 2014 г.) и рождением ребенка "данные изъяты"
Из материалов дела следует, что Адина А.В. в составе семьи своего отца Хатанзеева В.П. ранее получила субсидию на строительство индивидуального жилого дома по адресу: "данные изъяты" за счет средств бюджета автономного округа в рамках подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры".
В заявлениях о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году от 09 января 2018 г. и от 21 июня 2021 г. Адин А.В. указывал, что ни он, ни члены его семьи ранее государственную поддержку за счет средств бюджетов всех уровней на приобретение и (или) строительство жилых помещений не получали.
Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2022 года N 138-п Адин А.В. и члены его семьи сняты с учета на получение субсидии и исключены их из списка участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участником подпрограмм на основании подпунктов 7.5, 7.7 пункта 7 Порядка в связи с получением участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 г. и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации и выявлением в заявлении на получение субсидии и представленных к нему документов, сведений не соответствующих действительности сведений.
Основанием исключения явилось получением участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.
08 апреля 2022 Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направил в адрес Адина А.В. уведомление о принятом решении о снятии с учета на получении субсидии и исключении из списка участников мероприятия.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, исходил из того, что Адин А.В. поставлен на учет граждан на получение субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений до вступления в брак с Адиной А.В, в период брака последняя, а также сын истца "данные изъяты" государственной поддержки для улучшения жилищных условий не получали, в связи с чем пришел к выводу, что при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий, истец и его ребенок имеют право на получение субсидии в рамках программы "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм", при этом указал, что при расчете размера предоставляемой субсидии, субсидия на супругу истца Адину А.В. предоставляться не должна, и пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения и наличии правовых оснований для восстановления истца и его ребенка в списке участников мероприятия с даты подачи заявления.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, который отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указал на то, что условием для снятия с учета на получение субсидии по подпрограмме является получение заявителем и (или) членом его семьи субсидии из бюджета автономного округа, при этом возможность исключения из списка участников программы только члена семьи, получавшего меры государственной поддержки действующими положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не предусмотрено, и пришел к выводу о необоснованности заявленных Адиным А.В. исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что нуждаемость Адина А.В. в улучшении жилищных условий подтверждена, факт получения социальной поддержки отцом супруги не может быть принят во внимание и не является основанием для снятия с учета, порядок, утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29 декабря 2020 г. за N 643-п, не подлежит применению к спорным правоотношениям, основанием для отмены апелляционного определения не являются.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки", утвержденным постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 г. N 643-п, которым установлены правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры гражданам из числа коренных малочисленных народов автономного округа.
В целях предоставления субсидии к членам семьи участника мероприятия относятся проживающие совместно с участником его супруг (супруга), родители, дети. Иные граждане могут быть признаны членами семьи участника мероприятия в судебном порядке (пункт 17 Порядка).
К нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений (пункт 5 Порядка).
В случае если в составе сведений об участнике мероприятия и (или) членах его семьи произошли изменения, участник мероприятия обязан уведомить уполномоченный орган об их изменении, которые могут повлиять на получение субсидии, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (пункт 6 Порядка).
Право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных пунктом 7 порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка (пункт 6.1 Порядка).
Основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются: получение участником мероприятия, подавшим заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими 3 и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома (пункт 7.5 Порядка).
Проанализировав приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что условием для снятия с учета на получение субсидии по подпрограмме является получение заявителем и (или) членом его семьи субсидии из бюджета автономного округа.
Учитывая, что факт получения членом семьи истца субсидии за счет средств бюджета автономного округа установлен, оснований для признания незаконным решения Департамента строительства ХМАО-Югры о снятии Адина А.В. и членов его семьи супруги Адина А.В. и сына "данные изъяты" с учета на получение субсидии и исключении его из списка участников мероприятия, у суда не имелось.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, тот факт, что истец встал на учет первично один, на момент получения Адиной А.В. субсидии не состоял с ней в браке, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что программа является публичной и ее участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки, и при наступлении событий, предусмотренных в пункте 7.5 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятого судебного акта, не имеется.
Таким образом, принятый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Адина Артема Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.