Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1231/2022 по иску Антоненко Натальи Семеновны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, перерасчете и выплате пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антоненко Н.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), с учетом уточнений о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии; включении в специальный стаж в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периодов работы с 07 октября 2004 года по 08 октября 2004 года, с 05 апреля 2005 года по 06 апреля 2005 года, с 24 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 25 мая 2006 года по 26 мая 2006 года, с 07 сентября 2006 года по 08 сентября 2006 года, с 04 декабря 2006 года по 05 декабря 2006 года, с 26 февраля 2007 года по 27 февраля 2007 года, с 26 марта 2007 года по 27 марта 2007 года, с 17 апреля 2007 года по 18 апреля 2007 года, с 25 апреля 2007 года по 26 апреля 2007 года, с 07 мая 2007 года по 08 мая 2007 года, с 25 июня 2007 года по 28 июня 2007 года, с 20 декабря 2007 года по 21 декабря 2007 года, 17 июня 2010 года, с 15 июля 2011 года по 16 июля 2011 года, с 18 июля 2011 года по 23 июля 2011 года, 14 марта 2014 года, с 18 марта 2014 года по 19 марта 2014 года, 21 марта 2014 года, с 29 июля 2016 года по 01 августа 2016 года, с 06 марта 2017 года по 07 марта 2017 года, с 14 июля 2017 года по 15 июля 2017 года, 14 августа 2017 года, с 01 ноября 2017 года по 02 ноября 2017 года - донорские дни; с 04 февраля 2003 года по 04 марта 2003 года, с 07 октября 2013 года по 01 ноября 2013 года - курсы повышения квалификации; с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года в качестве медицинской сестры гастро-хирургического отделения Омской областной клинической больницы; с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года в качестве медицинской сестры палатной в легочно-хирургическом отделении Противотуберкулезном диспансере N 4 г..Омска; назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О
страховых пенсиях" с 07 сентября 2021 года; перерасчете и выплате пенсии за период с 07 сентября 2021 года по 10 апреля 2022 года.
В обоснование заявленных требований указала на то, что 07 сентября 2021 года обратилась в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 20 сентября 2021 года в назначении пенсии ей отказано по причине недостижения срока, предусмотренного приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". С данным решением не согласна. Полагает, что ответчик необоснованно не учел указанные выше спорные периоды работы в специальный стаж в льготном исчислении. С учетом спорных периодов 30 лет стажа выработано по состоянию на 15 февраля 2020 года и право на получение пенсии у нее возникло с 15 августа 2021 года. Поскольку с 11 апреля 2022 года ей установлена пенсии по старости, то на ответчика должна быть возложена обязанность произвести перерасчет и выплату пенсии с 07 сентября 2021 года по 10 апреля 2022 года.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 сентября 2022 года исковое заявление Антоненко Н.С. удовлетворено. Решение ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 сентября 2021 года N 732 признано незаконным.
На ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в специальный (медицинский) стаж Антоненко Н.С. в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев следующие периоды работы: с 07 октября 2004 года по 08 октября 2004 года, с 05 апреля 2005 года по 06 апреля 2005 года, с 24 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 25 мая 2006 года по 26 мая 2006 года, с 07 сентября 2006 года по 08 сентября 2006 года, с 04 декабря 2006 года по 05 декабря 2006 года, с 26 февраля 2007 года по 27 февраля 2007 года, с 26 марта 2007 года по 27 марта 2007 года, с 17 апреля 2007 года по 18 апреля 2007 года, с 25 апреля 2007 года по 26 апреля 2007 года, с 07 мая 2007 года по 08 мая 2007 года, с 25 июня 2007 года по 28 июня 2007 года, с 20 декабря 2007 года по 21 декабря 2007 года, 17 июня 2010 года, с 15 июля 2011 года по 16 июля 2011 года, с 18 июля 2011 года по 23 июля 2011 года, 14 марта 2014 года, с 18 марта 2014 года по 19 марта 2014 года, 21 марта 2014 года, с 29 июля 2016 года по 01 августа 2016 года, с 06 марта 2017 года по 07 марта 2017 года, с 14 июля 2017 года по 15 июля 2017 года, 14 августа 2017 года, с 01 ноября 2017 года по 02 ноября 2017 года - донорские дни; с 04 февраля 2003 года по 04 марта 2003 года, с 07 октября 2013 года по 01 ноября 2013 года - курсы повышения квалификации; с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года в качестве медицинской сестры гастро-хирургического отделения Омской областной клинической больницы; с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года в качестве медицинской сестры палатной в легочно-хирургическом отделении Противотуберкулезного диспансера N 4 г..Омска; назначить Антоненко Н.С. пенсию с 07 сентября 2021 года; произвести перерасчет и выплату пенсии за период с 07 сентября 2021 года по 10 апреля 2022 года. С ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу Антоненко Н.С. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 02 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты в части включения в специальный (медицинский) стаж Антоненко Н.С. в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периодов работы: с 07 октября 2004 года по 08 октября 2004 года, с 05 апреля 2005 года по 06 апреля 2005 года, с 24 октября 2005 года по 29 октября 2005 года, с 25 мая 2006 года по 26 мая 2006 года, с 07 сентября 2006 года по 08 сентября 2006 года, с 04 декабря 2006 года по 05 декабря 2006 года, с 26 февраля 2007 года по 27 февраля 2007 года, с 26 марта 2007 года по 27 марта 2007 года, с 17 апреля 2007 года по 18 апреля 2007 года, с 25 апреля 2007 года по 26 апреля 2007 года, с 07 мая 2007 года по 08 мая 2007 года, с 25 июня 2007 года по 28 июня 2007 года, с 20 декабря 2007 года по 21 декабря 2007 года, 17 июня 2010 года, 14 марта 2014 года, с 18 марта 2014 года по 19 марта 2014 года, 21 марта 2014 года, с 29 июля 2016 года по 01 августа 2016 года, с 06 марта 2017 года по 07 марта 2017 года, с 14 июля 2017 года по 15 июля 2017 года, 14 августа 2017 года, с 01 ноября 2017 года по 02 ноября 2017 года (донорские дни); с 04 февраля 2003 года по 04 марта 2003 года, с 07 октября 2013 года по 01 ноября 2013 года (курсы повышения квалификации); с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года; с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года; назначения пенсии с 07 сентября 2021 года; перерасчете и выплате пенсии за период с 07 сентября 2021 года по 10 апреля 2022 года.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что заявленные истцом периоды не подлежат исчислению в льготном порядке. Льготное исчисление стажа один год работы за один год и шесть месяцев учитывается при условии работы в стационаре. В трудовой книжке данная информация отсутствует, документы, подтверждающие факт работы в стационаре, истец не представляла. При этом истцом предоставлены документы в суд, а именно, копии штатных расписаний, должностные инструкции, однако, указанных документов в распоряжении пенсионного органа не имелось, следовательно, не имелось оснований для включения спорных периодов в специальный стаж или льготного исчисления. С учетом изложенного права на досрочную страховую пенсию с 07 сентября 2021 года истец не имеет.
В связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации переименован в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, соответственно ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с 01 января 2023 года переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Истец Антоненко Н.С, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 07 сентября 2021 года Антоненко Н.С, 14 августа 1973 года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 10 ноября 1999 года, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 732 от 20 сентября 2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине не достижения срока, предусмотренного приложением 7 к Закону "О страховых пенсиях). При этом специальный стаж истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет 30 лет 04 месяцев 10 дней (30 лет выработано на 05 октября 2020 года).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев донорских дней и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 186, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 декабря 1998 года N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней, работникам, являющимся донорами", согласно которым день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работником сохраняется средний заработок, а также в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день, исходил из того, что в указанные периоды времени за работником сохраняется заработная плата, производятся соответствующие удержания из заработной платы и перечисления, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж наравне с периодами работы, в течение которых они имели место, и с применением того же порядка исчисления стажа, который применен к этим периодам.
Удовлетворяя требования в части включения в специальный стаж Антоненко Н.С. периода работы с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года в качестве медицинской сестры гастро-хирургического отделения Омской областной клинической больницы, а также периода работы с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года в качестве медицинской сестры палатной в легочно-хирургическом отделении Противотуберкулезного диспансера N 4 г..Омска, суд первой инстанции руководствовался пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения нового правового регулирования, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения соответствующей работы, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях, Принимая во внимание, что в спорные периоды действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в соответствии с пунктом 2 которого исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производилось из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, в периоды с 30 июля 1992 года по 08 июня 1993 года, с 19 августа 1996 года по 28 февраля 1997 года истец работала в хирургических отделениях в должности медицинской сестры, которая относится к среднему медицинскому персоналу, суд пришел к выводу о незаконности отказа пенсионного органа применить льготный порядок
исчисления стажа к данным периодам.
Установив, что с учетом спорных периодов истец на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (07 сентября 2021 года) имела право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", принимая во внимание, что по указанному основанию пенсия Антоненко Н.С. назначена с 11 апреля 2022 года, суд первой инстанции признал обоснованными исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести истцу назначение указанной пенсии с 07 сентября 2021 года и ее выплату за период с 07 сентября 2021 года по 10 апреля 2022 года, признав решение пенсионного органа от 20 сентября 2021 года N 732 об отказе в установлении Антоненко Н.С. досрочной страховой пенсии незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом"О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "н" статьи 1 постановления Правительства Российской Федерации приняло от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные этим же постановлением;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1066, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные этим же постановлением, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно пункту 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1994 года N 464 врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях считается за один год и шесть месяцев.
Перечнем хирургических отделений, содержащимся в пункте 3.3.5.1 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377, предусмотрено хирургическое отделение.
В силу статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.
Таким образом, работнику, направленному на повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на повышении квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным соответствующими Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2021 года N 322, которым внесены дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В силу статьи 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 декабря 1998 года N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней", работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Применив правильно приведенные правовые нормы, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что льготное исчисление стажа один год работы за один год и шесть месяцев учитывается при условии работы в стационаре; в трудовой книжке истца данная информация отсутствует, документы, подтверждающие факт работы в стационаре, истец не представляла; истцом представлены документы в суд, а именно, копии штатных расписаний, должностные инструкции, однако, указанных документов в распоряжении пенсионного органа не имелось, следовательно, не имелось оснований для включения спорных периодов в специальный стаж или льготного исчисления, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе, противоречат нормам гражданского процессуального законодательства, в соответствии с которыми в ходе рассмотрения гражданского дела каждая сторона доказывает обстоятельства, положенные в обоснование доводов иска и возражений по нему. Соответственно, истец вправе была предоставлять суду любые доказательства, в том числе и те, которые не предоставлялись ею в пенсионный орган при подаче заявления о назначении пенсии.
В силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. При установлении судом совокупности условий для назначения досрочной страховой пенсии, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении указанных исковых требований, независимо от того, что подтверждающие право на пенсию документы отсутствовали в распоряжении пенсионного органа на момент принятия решения о праве гражданина на пенсию, а были представлены в суд.
Юридическое значение в данном случае имеет наличие доказательств, подтверждающих условия, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из представленных в материалы дела копий штатных расписаний медицинского персонала медицинских учреждений за 1992-1993 гг, 1996-1997 гг, должностной инструкции палатной медицинской сестры стационарного легочно-хирургического отделения, приказа о структуре Омской областной клинической больницы, Положения о хирургическом (гастро-хирургическом) отделении, выписки из должностной инструкции хирургического (гастро-хирургического) отделения следует, что указанные отделения входили в состав стационара, следовательно, судами правильно определено, что работа в названных отделениях дает истцу право на применение льготного исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
Доводы кассационной жалобы о том, что не имеется оснований для включения в специальный стаж в льготном порядке периодов нахождения на курсах повышения квалификации и донорских дней, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Доводы ответчика о том, что истец не имеет права на досрочную страховую пенсию с 07 сентября 2021 года, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи назначается не ранее сроков, предусмотренных в Приложении 7 к указанному закону.
Согласно Приложению 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" лицам, у которых право на досрочную пенсию возникло в 2019 году, страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; в 2020 году - страховая пенсия назначается не ранее чем через 24 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к данному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом включения спорных периодов работы в специальный стаж Антоненко Н.С. судами правильно определено, что она на дату обращения имела право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, а потому возложение на пенсионный орган обязанности назначить истцу пенсию с указанной даты и произвести ее выплату за период с 07 сентября 2021 года по 10 апреля 2022 года является обоснованным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как, правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года приостановлено исполнение решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 годадо принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения указанной кассационной жалобы.
В связи с окончанием производства по данному делу приостановление исполнения судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 сентября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.