Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Сахарове Р.П, Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-55/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор", общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор", общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский региональный оператор" о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2019 года N 403-Р (в редакции распоряжения от 18 декабря 2020 года N 294-Р и в редакции распоряжения от 18 июня 2021 года N 98-Р)
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор", общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор", общества с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский региональный оператор" на решение Московского областного суда от 10 ноября 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителей административных истцов по доверенности Ж.Н, Т.Е, Ф.Е, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Комитета по ценам и тарифам Московской области по доверенности У.М, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области по доверенности У.С, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение представителей Федеральной антимонопольной службы А.А, П.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2019 года N 403-Р утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Пунктом 3 Приложения 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р установлены тарифы для ООО "Каширский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года с учетом НДС в размере 875, 93 кв.м и без учета НДС в размере 729, 94 кв. м; с 1 июля 2021 по 31 декабря 2021 с учетом НДС в размере 894, 28 кв. м и без учета НДС в размере 745, 23 кв.м.
Пунктом 5 Приложения 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р установлены тарифы для ООО "Рузский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года с учетом НДС в размере 949, 56 кв.м и без учета НДС в размере 791, 30 кв.м; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года с учетом НДС в размере 969, 44 кв.м и без учета НДС в размере 807, 87 кв.м.
Пунктом 6 Приложения 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р установлены тарифы для ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года с учетом НДС в размере 866, 10 кв.м и без учета НДС в размере 721, 75 кв.м; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года с учетом НДС в размере 884, 24 кв.м и без учета НДС в размере 736, 87 кв.м.
Данный акт опубликован на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области http://ktc.mosreg.ru, 20 декабря 2019 года.
Распоряжением Комитета от 18 декабря 2020 года N 294-Р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2019 года N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" в распоряжение Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р внесены изменения в части корректировки установленных для региональных операторов тарифов на 2021 год, приложение к распоряжению изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Пунктом 3 приложения к распоряжению Комитета от 18 декабря 2020 года N 294-Р Приложение 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р изложено в следующей редакции: установлены тарифы для ООО "Каширский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 875, 93 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 729, 94 кв.м; на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 913, 33 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 761, 11 кв.м.
Пунктом 5 приложения к распоряжению Комитета от 18 декабря 2020 года N 294-Р Приложение 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р изложено в следующей редакции: установлены тарифы для ООО "Рузский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 949, 56 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 791, 30 кв.м; на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 986, 30 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 821, 92 кв.м.
Пунктом 6 приложения к распоряжению Комитета от 18 декабря 2020 года N 294-Р Приложение 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р изложено в следующей редакции: установлены тарифы для ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 866, 10 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 721, 75 кв.м; на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 901, 79 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 751, 49 кв.м.
Данный акт опубликован на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области http://ktc.mosreg.ru, 18 декабря 2020 года.
Распоряжением Комитета от 18 июня 2021 года N 98-Р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2019 года N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" приложение 1 "Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области на период 2020-2022 годов с календарной разбивкой" к распоряжению от 20 декабря 2019 года N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению, пересмотрены установленные на второе полугодие 2021 года тарифы для ООО "Рузский региональный оператор" и ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор".
Пунктом 5 приложения к распоряжению Комитета от 18 июня 2021 года N 98-Р Приложение 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р изложено в следующей редакции: установлены тарифы для ООО "Рузский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 949, 56 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 791, 30 кв.м; на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 972, 08 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 810, 07 кв.м.
Пунктом 6 приложения к распоряжению Комитета от 18 июня 2021 года N 98-Р Приложение 1 к распоряжению Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р изложено в следующей редакции: установлены тарифы для ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 866, 10 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 721, 75 кв.м; на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года по типу тарифа "население" с учетом НДС в размере 891, 53 кв.м; по типу тарифа "прочие" без учета НДС в размере 742, 94 кв.м.
Данный акт опубликован на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области http://ktc.mosreg.ru, 18 июня 2021 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор", общество с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор", общество с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский региональный оператор" (далее по тексту ООО "Рузский региональный оператор", ООО "Каширский региональный оператор", ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор", административные истцы) обратились в Московский областной суд с административным иском в котором просили признать недействующим распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2019 года N 403-Р (в редакции распоряжения от 18 декабря 2020 года N 294-Р и в редакции распоряжения от 18 июня 2021 года N 98-Р) в части установления предельных единых тарифов на услуги региональных операторов ООО "Рузский региональный оператор", ООО "Каширский региональный оператор", ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункты 3, 5 и 6 Приложения 1) на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года (без НДС и с НДС) в силу его несоответствия федеральному законодательству в сфере тарифного регулирования. По мнению административных истцов, установленные тарифы являются экономически необоснованными, нарушают их права в сфере экономической деятельности, поскольку влекут убыточность их деятельности.
Заявленные требования административными истцами мотивированы тем, что оспариваемые распоряжения приняты Комитетом по ценам и тарифам Московской области в нарушение Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания N 1638/16).
Административными истцами также оспаривается определенный Комитетом по ценам и тарифам Московской области в составе НВВ размер фактических расходов на фонд оплаты труда за 2019 год. По мнению административных истцов, Комитетом по ценам и тарифам Московской области необоснованно не учтены фактически понесенные расходы на оплату труда административно-управленческого персонала и отчисления на социальные нужды.
Решением Московского областного суда от 10 ноября 2022 года исковые требования ООО "Рузский региональный оператор", ООО "Каширский региональный оператор", ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" оставлены без удовлетворения.
Административные истцы не согласились с решением суда, в апелляционной жалобе ссылались на принятие решения с существенным нарушением норм материального и процессуального права, при неверной оценке обстоятельств дела.
Суд первой инстанции, по мнению заявителей, не исследовал заключение финансово-экономической экспертизы, которое подтверждает, что административным ответчиком были исключены фактические обоснованные расходы на услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подход Комитета по ценам и тарифам Московской области к определению расходов через удельный показатель расходов региональных операторов на транспортирование ошибочен.
Исключение из состава НВВ сбытовых расходов (резерв по сомнительным долгам) противоречит нормам действующего законодательства.
Относительно доводов апелляционной жалобы, участвовавшим в деле прокурором, Комитетом по ценам и тарифам Московской области представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение Федеральной антимонопольной службы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с указанным Законом N 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. N 1638/16.
Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Согласно Положению о Комитете, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 года N 1321/46, Комитет является органом исполнительной власти Московской области в сфере государственного регулирования тарифов (цен), в том числе осуществляет государственное регулирование и осуществление контроля за применением цен (тарифов) в области обращения с ТКО.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Сергиево-Посадской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28 апреля 2018 г. между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор", последний наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет.
Аналогичное соглашение заключено 28 апреля 2018 г. с ООО "Рузский региональный оператор", ООО "Каширский региональный оператор".
Деятельность региональных операторов осуществляется административными истцами с 1 января 2019 г.
Долгосрочные параметры регулирования и тарифы за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 - 2022 гг. ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор", ООО "Рузский региональный оператор", ООО "Каширский региональный оператор" установлены распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 декабря 2019 г. N 403-Р.
В рамках ежегодной корректировки установленных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО, а также в связи с представлением прокуратуры Московской области были скорректированы и пересмотрены тарифы региональных операторов по обращению с ТКО на 2021 год, в связи с чем принято Распоряжение N 294-р.
В рамках Распоряжения N 98-р на основании поступившего представления прокуратуры Московской области от 27 апреля 2021 года N 7/2-51-2021 были пересмотрены ранее установленные тарифы только в отношении двух региональных операторов: ООО "Рузский региональный оператор" и ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Распоряжение N 294-Р и Распоряжение N 98-р изданы уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа и официально опубликованы. Выводы суда первой инстанции в данной части участвующими в деле лицами не оспариваются.
Оспаривая Распоряжение N 294-р и Распоряжение N 98-р административные истцы указывали, что Комитет по ценам и тарифам Московской области произвел корректировку (пересчет) фактически понесенных расходов за 2019 год, в связи с чем из НВВ необоснованно исключены: расходы на услуги операторов по обращению с ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; расходы на транспортирование ТКО на объекты операторов по обращению с ТКО; сбытовые расходы (резерв по сомнительным долгам) (пункт 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации); расходы на оплату труда персонала и отчисления на социальные нужды.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что расходы по указанным выше статьям затрат органом регулирования определены верно, с соблюдением требований Основ ценообразования и Методических указаний N 1638/16. Поскольку Распоряжение N 294-р, N 98-р иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, постольку суд не нашел законных оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, подтверждается доказательствами, проверенными и оцененными по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и обеспечены точным, соответствующим обстоятельствам административного дела толкованием и применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и подлежащих применению в настоящем деле.
Давая оценку доводам административных истцов о необоснованном перерасчете расходов на услуги операторов по обращению с ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности региональных операторов, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Расхождение административных истцов и Комитета в вопросе определения экономической обоснованности фактически понесенных расходов на оказание услуг операторов по обращению с ТКО обусловлено тем, что Комитет не учитывает фактически понесенные истцами расходы на оказание услуг отдельными операторами по обращению с ТКО, а именно теми операторами, в отношении которых на 2019 год не были установлены тарифы на услугу по обращению с ТКО, при этом, заключение договоров с указанными операторами, по мнению истцов, было продиктовано выполнением "Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47.
Из материалов дела следует, что из состава фактической НВВ административных истцов за 2019 год исключены расходы на услуги операторов по обращению с ТКО МПКХ "Шаховская", ИП В.Л, ООО "Альва", ООО "Экопромсервис", МУП "Полигон", ООО "СПМК Сплендер", ООО "МПК Коломенский".
В соответствии с положениями статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Исчерпывающий перечень расходов при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора установлен пунктом 90 Основ ценообразования и пунктами 85, 87 Методических указаний.
Пунктом 89 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением установленного перечня случаев.
Пунктом 17 Правил регулирования предусмотрено, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования и пунктом 22 Правил регулирования расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг) по завышенным ценам и в завышенных объемах, а также экономически необоснованные расходы исключаются.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.
Как следует из содержания пункта 37 Основ ценообразования, в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.
Согласно пункту 15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. N 1638/16, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяемых исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами, но не превышающих предельных тарифов, установленных таким операторам органом регулирования тарифов.
Проанализировав положения указанных нормативных правовых актов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расходы на услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами могут быть учтены в составе тарифа на услуги регионального оператора в соответствии с утвержденными для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами тарифами либо в соответствии с соглашением сторон, при условии непревышения установленного тарифа.
Указанная позиция согласуется и с положениями пункта 4 Основ ценообразования, согласно которому регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).
Пунктом 6 Основ ценообразования определено, что государственному регулированию подлежат следующие виды тарифов: а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов; в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Закона N 8-ФЗ в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, оснований для включения расходов на услуги операторов по обращению с ТКО МПКХ "Шаховская", ИП В.Л, ООО "Альва", ООО "Экопромсервис", МУП "Полигон", ООО "СПМК Сплендер", ООО "МПК Коломенский" в отсутствие установленных для таких операторов тарифов в состав НВВ региональных операторов не имелось.
Ссылка административных истцов в апелляционной жалобе на перечень данных, которыми орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, содержащийся в пункте 14 Основ ценообразования, являясь общей нормой названного нормативного правового акта, указанным положениям не противоречит, не исключает анализ тарифным органом расходов на транспортирование ТКО, учтенных в составе НВВ региональных операторов, на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги.
Проверяя доводы административных истцов о необоснованном исключении из состава НВВ расходов, связанных с транспортированием отходов на объекты операторов по обращению с ТКО, суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что фактические расходы на транспортирование ТКО за 2019 год учтены Комитетом в составе тарифов административных истцов в следующем размере: для ООО "Сергиево-Посадский РО" - 2 660 054, 55 тыс. руб.; для ООО "Каширский РО" - 1 439 899, 73 тыс. руб.; для ООО "Рузский РО" - 2 390 184, 83 тыс. руб.
Отклонение от заявленных административными истцами расходов составляет: для ООО "Сергиево-Посадский РО" - 376 556, 66 тыс. руб.; для ООО "Каширский РО" - 437 620, 23 тыс. руб.; для ООО "Рузский РО" - 325 302 тыс. руб.
Из представленных в материалы судебного дела экспертных заключений Комитета следует, что из заявленных административными истцами расходов на транспортирование ТКО за 2019 год исключены расходы, не подтвержденные данными бухгалтерской отчетности, а также расходы на приобретение контейнеров и бункеров как не относящиеся к транспортированию. Заявленные расходы на транспортирование ТКО за вычетом вышеуказанных расходов были проанализированы на предмет экономической обоснованности.
Согласно пункту 90 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются в том числе расходы на транспортирование ТКО.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.
Пунктом 89 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе.
Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 года N 1133 (далее - Правила N 1133).
Порядок документального обоснования расходов на транспортирование ТКО определяется в соответствии с Методическими указаниями и пунктами 12, 14, 90(1)-90(3) Основ ценообразования.
Пункт 90(1) Основ ценообразования устанавливает порядок определения расходов на транспортирование ТКО, в том числе в части цены предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами N 1133, в разрезе статей расходов согласно подпунктам "а"-"к".
Расходы на транспортирование ТКО, в том числе цена предмета аукциона, определяются с учетом расстояния транспортирования ТКО в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых ТКО с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).
В целях расчета предельного единого тарифа регионального оператора на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - Соглашение) применяются положения пунктов 91 и 95 Методических указаний, согласно которым осуществляется индексация собственных расходов регионального оператора (включающих расходы на транспортирование ТКО), определенных на первый год, если иное не предусмотрено Соглашением.
При этом в случае, если территориальной схемой предусмотрены изменения схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год, расходы на транспортирование ТКО определяются с учетом корректировки AtM, включающей расчет средних расстояний транспортирования первого и второго плеча и коэффициента снижения расходов на транспортирование отходов.
Среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча и второго плеча для определения корректировки AtM в целях индексации величины расходов на транспортирование ТКО на очередной период регулирования в составе необходимой валовой выручки регионального оператора определяется как средневзвешенная величина расстояний транспортирования ТКО первого и второго плеча по всем направлениям потоков (в км) согласно схеме потоков транспортирования ТКО, предусмотренных территориальной схемой, то есть учитывает соответствующие этим потокам объемы транспортирования ТКО.
Оценка фактических экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО, понесенных региональным оператором, осуществляется органом тарифного регулирования в рамках корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора по году i-2 при расчете единого тарифа на второй и последующие годы действия Соглашения в соответствии с пунктом 92 Методических указаний по итогам анализа представленных подтверждающих документов.
Как верно указал суд первой инстанции, заявленные административными истцами фактические расходы на транспортирование ТКО определены на основании результатов торгов, однако содержат в себе расходы, не относящиеся к транспортированию.
Так, исходя из содержания пункта 90 Основ ценообразования расходы на приобретение контейнеров и бункеров являются самостоятельной категорией расходов регионального оператора, в связи с чем не могут быть учтены в составе расходов на транспортирование ТКО. Представленные в составе тарифных дел административных истцов договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО не содержат в себе положений о передаче приобретенных транспортировщиком контейнеров и бункеров на баланс региональных операторов, в связи с чем заявленные в составе расходов на транспортирование ТКО расходы на приобретение контейнеров и бункеров не могут быть учтены как собственные расходы региональных операторов.
В соответствии с содержанием экспертных заключений Комитета, отдельно заявленные административными истцами расходы на приобретение контейнеров и бункеров за 2019 год учтены в полном объеме в пределах ограничений, установленных абзацем 2 пункта 90 Основ ценообразования.
Комитетом в ходе проверки экономической обоснованности заявленных расходов на транспортирование ТКО осуществлен анализ их соответствия фактической взвешенной массе ТКО, поступившей на объекты их обработки, обезвреживания, захоронения, утилизации.
Соотношение массы и объема ТКО определялось Комитетом в соответствии с утвержденным Министерством экологии и природопользования Московской области коэффициентом плотности 5, 765, утвержденным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 9 октября 2018 года N 607-РМ.
Доводы административных истцов о недостоверности установленного коэффициента плотности судебная коллегия находит несостоятельными. Примененный Комитетом коэффициент плотности установлен нормативным правовым актом, обязательным для применения в рамках регулируемых правоотношений.
Положениями Методических указаний предусмотрен расчет тарифов в соответствии с массой или объемом ТКО и приоритетный способ измерения ТКО действующим законодательством не установлен.
Расчет расходов на транспортирование ТКО в соответствии с фактической массой ТКО, поступившей на КПО, вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
При этом, административные истцы в нарушение установленного принципа распределения бремени доказывания экономическую обоснованность фактически сложившейся массы ТКО не подтвердили. Так, административными истцами не указаны какие конкретно затраты на транспортирование не учтены, по которым фактическая величина расходов оказалась бы меньше планируемой за 2019 год, что позволило бы увеличить затраты по данной статье расходов.
С учетом положений пункта 89 Основ ценообразования учтенный Комитетом размер расходов на транспортирование ТКО за 2019 год скорректирован по отношению к размеру расходов, содержащихся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов, с учетом увеличения среднего расстояния транспортирования ТКО, поскольку технические показатели территориальной схемы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47 (ред. от 17 ноября 2020 года), были изменены.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, осуществленный регулирующим органом учет заявки региональных операторов на конкурсный отбор при оценке экономической обоснованности фактически понесенных расходов, нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, не противоречит.
Судебная коллегия считает, что при определении расходов на транспортирование ТКО Комитет действовал в соответствии с пунктами 89, 90, 91 Основ ценообразования, пункта 88 Методических указаний с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.
Не вызывает сомнений и вывод суда первой инстанции, относительно исключения из состава НВВ сбытовых расходов (резерв по сомнительным долгам).
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования сбытовые расходы регионального оператора включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 5 процентов на 2022-2024 гг, не более 3 процентов на 2025-2026 гг. и не более 2 процентов начиная с 2027 года необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования.
Порядок признания дебиторской задолженности организации сомнительной определяется положениями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере бухгалтерского и налогового учета. Порядок создания и использования резерва определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно и указывается в его приказе по учетной политике (ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). В случае признания дебиторской задолженности сомнительной по итогам инвентаризации организация на основании решения руководящего органа (приказ, распоряжение руководителя) создает резервы по сомнительным долгам, при этом сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией).
В целях установления соответствующих единых тарифов на услугу регионального оператора для определения необходимой валовой выручки региональный оператор представляет в орган регулирования документы, подтверждающие факт соответствующей задолженности в отчетном году, в том числе акты инвентаризации дебиторской задолженности, решения руководящего органа (руководителя) организации о создании резерва по сомнительным долгам (приказ, распоряжение), документы, раскрывающие состав сомнительных долгов и списанной безнадежной дебиторской задолженности, информацию о ведении претензионно-исковой работы с должниками, приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности, документы бухгалтерского учета, подтверждающие осуществление проводок по балансовым/забалансовым счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности.
Поскольку административными истцами документы, подтверждающие признание дебиторской задолженности сомнительной, в орган регулирования не представлены, указанные расходы не подлежали учету в НВВ и исключены обоснованно.
Являлись предметом проверки суда первой инстанции и доводы административных истцов о необоснованном исключении из состава НВВ фактических расходов на фонд оплаты труда.
Как следует из экспертных заключений Комитета, расходы на оплату труда административных истцов за 2019 год были определены Комитетом на основании средних тарифных коэффициентов, соответствующих средним ступеням оплаты труда, утвержденных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 8 декабря 2016 года (далее - Отраслевое соглашение).
Как верно указал суд первой инстанции, представленные документы бухгалтерской отчетности, содержащиеся в материалах тарифного дела, не содержат расшифровок численности персонала, а также достаточных данных для оценки понесенных расходов на оплату труда.
Как следует из пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В качестве подтверждающих документов, анализ которых учитывается при определении размера фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, органом регулирования тарифов учитываются, в том числе: коллективный договор; штатное расписание регулируемой организации; размер фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденный данными бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности регулируемой организации, а также размер фонда оплаты труда других регулируемых организаций (региональных операторов), осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; положение об оплате труда и премировании работников организации; прогнозный индекс потребительских цен; уровень средней заработной платы в регионе по соответствующему основному виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики.
Коллективные договоры у ООО "Рузский региональный оператор", ООО "Каширский региональный оператор", ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор", документация, достоверно подтверждающая фактически сложившиеся расходы, отсутствуют, что не исключает расчет размера фонда оплаты труда с учетом Отраслевого соглашения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые Распоряжения Комитета об утверждении предельных единиц тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области являются экономически обоснованными, не противоречат федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов административных истцов не нарушают, в связи с чем требования административных истцов удовлетворению не подлежат.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ обжалуемых административными истцами нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Судебная коллегия находит доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основанными на неправильном толковании положений действующего федерального законодательства, которые не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права. В связи с чем, предусмотренных законом оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Рузский региональный оператор", ООО "Каширский региональный оператор", ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.