Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Исаевой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-282/2022 по административному исковому заявлению ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования об оспаривании пункта 3.22 тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2022 год, по апелляционным жалобам Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 26 декабря 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Юшкевич И.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Сидоровой Е.М, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2021 года заключено тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2022 год, которое вступило в силу 1 января 2022 года и действовало по 31 декабря 2022 года.
Пунктом 3.22 тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2022 год предписано в случае предоставления пациентом или иной организацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, приобретенных за счет иных источников (льготное обеспечение, гуманитарная помощь и прочее), в качестве основного диагноза по МКБ-10 для формирования группы КСГ использовать код Z51 и Z51.8, группа st36.004.
Текст в первоначальной редакции опубликован 17 января 2022 года на сайте ТФОМС http://tfoms39.ru.
ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" (далее также - Учреждение) обратилось в Калининградский областной суд с названным выше административным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что установленная пунктом 3.22 тарифного соглашения обязанность по использованию кодов Z51 (другие виды медицинской помощи) и Z51.8 (другие уточненные виды медицинской помощи) в качестве основного диагноза по МКБ-10 для целей оплаты медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара исключительно по критерию приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения помимо средств фонда обязательного медицинского страхования независимо от наличия у пациента иного основного заболевания по МКБ-10, по поводу которого лечащим врачом предписано применение соответствующих лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, не соответствует положениям законодательства об охране здоровья граждан и о лицензировании медицинской деятельности, в том числе требованиям об оказании медицинской помощи в соответствии с установленными порядком и стандартами оказания медицинской помощи, которые не разработаны применительно к состояниям, отнесенным МКБ-10 к рубрикам Z00-Z99 МКБ-10 (в отличие от заболеваний и групп заболеваний, отнесенных МКБ-10 к рубрикам А.00 - W57.2).
По мнению административного истца, соблюдение баланса в системе финансирования медицинских организаций в случае приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения помимо средств фонда обязательного медицинского страхования подлежит обеспечению не путем искажения в медицинской документации сведений об основном заболевании, по поводу которого пациенту назначено лечение в условиях круглосуточного стационара, а посредством установления в тарифном соглашении законного механизма неоплаты не понесенных медицинской организацией расходов, например, путем выделения подгруппы в составе КСГ и (или) установления понижающего коэффициента относительной затратоемкости, отличного от коэффициента относительной затратоемкости по КСГ, с учетом основного клинического диагноза и одновременно - фактического объема затрат медицинской организации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство здравоохранения Калининградской области, которое является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, обеспечивающим организацию обязательного медицинского страхования на территории Калининградской области в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (пункты 1, 9 Положения о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11 мая 2010 года N 311 (с последующими изменениями и дополнениями); Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - ТФОМС), который осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), пункт 1 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 года N 15н, пункты 1, 7 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 12 июля 2011 года N 532).
Определением Калининградского областного суда от 6 декабря 2022 года отказано в принятии отказа ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" от административного иска по мотиву нарушения отказом от административного иска прав неопределенного круга застрахованных лиц, а также публичных интересов с учетом возможного искажения общих статических данных об уровне и структуре заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, формируемых в целях профилактики заболеваемости и организации лечения.
Решением Калининградского областного суда от 26 декабря 2022 года административный иск удовлетворен; пункт 3.22 тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования в Калининградской области на 2022 год признан судом не действующим и не подлежащим применению с 1 января 2022 года.
Мотивированное решение изготовлено судом 29 декабря 2022 года.
Не согласившись с постановленным решением, Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Калининградской области и ТФОМС Калининградской области поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене судебного акта со ссылкой на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционных жалоб указано на то, что судом были нарушены нормы процессуального права, регламентирующие порядок и сроки извещения о рассмотрении дела, выразившиеся в размещении информации на официальном сайте суда менее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Кроме того, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, который находился на больничном с 30 ноября 2022 года, в отсутствие возможности оформления доверенности на иное лицо, необоснованного отклонения ходатайства об отложении судебного заседания, в том числе и представителя ТФОМС, заявленное им 26 декабря 2022 года.
По мнению подателей жалоб, оспариваемый пункт тарифного соглашения 3.22 определилКСГ st36.004 для случаев, когда застрахованное лицо относится к льготной категории граждан и обеспечивается лекарственным препаратом не за счет средств ОМС, а за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, и пациент поступает в медицинскую организацию для однократного введения лекарственного препарата, не получая иного лечения, предусмотренного стандартами оказания медицинской помощи и клиническими рекомендациями. При этом он находится в медицинской организации не более трех дней, в связи с чем выполнить стандарт оказания специализированной медицинской помощи детям, страдающим орфанными заболеваниями, за такой короткий срок невозможно, стандарт оказания медицинской помощи в данных случаях не выполняется. Основной клинический диагноз, поставленный пациенту до момента его госпитализации, и как правило это неизлечимое заболевание, указывается в карте стационарного больного, а применение оспариваемого пункта не влечет за собой изменения клинического диагноза пациента. Услуга по введению лекарственного препарата при имеющемся диагнозе (ранее поставленном) позволила устранить или предупредить рецидивы заболевания, но комплексного лечения по данному заболеванию в период госпитализации не проводилось. Для таких одноразовых манипуляций подлежит применению при кодировании повода к госпитализации код МКБ Z51.8.
Суд не принял во внимание специальные нормы федерального законодательства, осуществляющие правовое регулирование в сфере ОМС. Пунктом 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 108н установлено, что в соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона 326-ФЗ "оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным Правилами.
Под тарифом на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию понимается сумма возмещения расходов медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС на единицу объема медицинской помощи (Тарифное соглашение в системе ОМС на 2022 год, утверждена 30 декабря 2021 года).
Статьей 30 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Пунктом 186 Правил установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов и др. Таким образом, тариф на оплату медицинской помощи рассчитывается исходя из структуры затрат и набора используемых ресурсов.
Авторы жалоб считают ошибочным мнение суда, что обеспечение баланса в системе финансирования медицинского обслуживания в случае, когда пациент госпитализируется для однократного введения лекарственного препарата, полученного по федеральной льготе, возможно при условии выделении подгрупп в составе КСГ.
Перечень групп заболеваний, состояний для оплаты специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, включающий также коэффициенты относительной затратоемкости (далее Перечень), установлен Приложением N 4 к Программе и не может быть изменен при установлении тарифов в субъектах Российской Федерации, за исключением случаев выделения подгрупп в составе КСГ.
Подгруппа в составе клинико-статистической группы заболеваний группа заболеваний, выделенная в составе клинико-статистической группы заболеваний с учетом классификационных критериев, в том числе дополнительно устанавливаемых в субъекте Российской Федерации, для которой установлен коэффициент относительной затратоемкости, отличный от коэффициента относительной затратоемкости по клиникостатистической группе, с учетом установленных правил выделения и применения подгрупп.
Приложением N 12 к Методическим рекомендациям по способам оплаты утверждены Правила выделения и применения подгрупп. В приложении определены способы, случаи и критерии, когда допустимо выделение подгрупп.
Так, одним из способов выделение подгрупп указано введение дополнительно установленных классификационных критериев. Вместе с тем, в приложении 12 установлено, что введение дополнительно установленных классификационных критериев приводит к созданию новых, как позитивных, так и негативных экономических стимулов, для медицинских организаций, поэтому данный способ может применяться исключительно в тех случаях, когда классификационный критерий отвечает следующим основным требованиям: основания к применению данного критерия должны быть четко регламентированы нормативными документами (например, в клинических протоколах, стандартах медицинской помощи.).
В данном случае правовых оснований выделения подгрупп не имеется.
Кроме того, податели жалоб ссылаются на то, что принятое на 2022 год Тарифное соглашение не вводит нового правового регулирования, основано на нормах предыдущего правового акта, с учетом которого была проверена деятельность ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области", страховой компанией проведены экспертные мероприятия случаев, предъявленных Учреждением к оплате за оказанные медицинские услуги. По результатам экспертного контроля выявлены несоответствия данных медицинской документации данным реестра счетов. Результаты экспертизы были обжалованы ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" в Арбитражный суд Калининградской области (дело N А21-1350/2021 от 29 сентября 2021 года), решением которого в иске Учреждению было отказано.
При этом суды трех инстанций сочли обоснованными выводы страховой медицинской организации и ТФОМС о неверном кодировании повода к госпитализации и некорректном применении тарифа. Неверно кодируя повод госпитализации, медицинская организация неосновательно приобретает нецелевые денежные средства фонда ОМС. Таким образом, арбитражные суды признали правомерным довод ТФОМС о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению код МКБ Z51.8, что соответствует тарификационной КСГ st36.004 с коэффициентом затратоемкости 0, 32 и управленческим коэффициентом 0, 8.
Апеллянты указывают, что правовые основания настоящего спора аналогичны правовым основаниям, которые нашли отражение в рамках рассмотрения спора на стадии апелляционного и кассационного производства в рамках арбитражного процесса.
Оспариваемое тарифное соглашение сформировано в соответствии с Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденного приказом Минздрава России от 29 декабря 2020 года N 1397н.
Тарифное соглашение, а также дополнительные соглашения к Тарифному соглашению согласно Требованиям направляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для подготовки заключения о соответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования, согласно заключению которого от 14 февраля 2022 года N 00-10-26-2-06/1181 несоответствие Тарифного соглашения в оспариваемой части не было установлено.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 213 (часть 5), 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" согласно статье 15, пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ является участником обязательного медицинского страхования, имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
На основании выданной бессрочно лицензии от 24 декабря 2019 года N ЛО-39-01-002220 ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" предоставлено право на осуществление медицинской деятельности, в том числе, оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии и другим профилям.
Поскольку предусмотренный оспариваемым пунктом 3.22 тарифного соглашения на 2022 год порядок кодирования основного заболевания в зависимости от источника средств для приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения включен в раздел 3 тарифного соглашения, поименованный как "Тарифы в части медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях", и оказывает непосредственное влияние на размер оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, Учреждение является участником правоотношений, регулируемых оспариваемой нормой, постольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оно обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин наделен правом на охрану здоровья за счет средств обязательного медицинского страхования и иных поступлений.
Федеральным законом N 326-ФЗ урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определено правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей (статья 1); дано понятие обязательного медицинского страхования, которое является видом обязательного социального страхования, представляющего собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3); закреплено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19); указано, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1); тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 названного Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом,
страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 упомянутого Федерального закона, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона (часть 2).
Порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты устанавливает Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2505 (далее - Федеральная программа), в разделе IV которой указано, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ.
Правила обязательного медицинского страхования утверждены приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н.
Модель финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, основана на объединении заболеваний в клинико-статистические группы (КГС), применительно к каждой из которых Федеральной программой установлен коэффициент относительной затратоемкости, подлежащий учету при расчете тарифа на оказание медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи (пункт 184 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н, раздел 2 Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России от 4 февраля 2022 года N 11-7/И/2-1631).
Проанализировав приведенные выше положения, а также приложение N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н, постановление Правительства Калининградской области от 25 января 2012 года N 25 "О комиссии по разработке территориальной программы ОМС Калининградской области", суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в установленном порядке уполномоченным органом в области обязательного медицинского страхования, при наличии необходимого кворума для принятия решения.
Участвующими в деле лицами по данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Судебная коллегия принимает во внимание, что полномочия на принятие акта, соблюдение процедуры, формы его принятия и опубликования были предметом судебной проверки и нашли свое отражение в решении Калининградского областного суда от 7 июля 2022 года и апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспариваемой части Тарифное соглашение не соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы, при установлении оспариваемой нормы Комиссия допустила отступление от принципа доступности и качества медицинской помощи, обеспечиваемых применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Приведенным выше решением Калининградского областного суда от 7 июля 2022 года норма о кодировании основного диагноза по МКБ-10 как Z51 и Z51.8 для целей формирования группы КСГ исключительно по критерию источника оплаты лечебных препаратов и изделий медицинского назначения, использованных при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, признана противоречащей федеральному законодательству, обладающему большей юридической силой.
Федеральной программой, а также пунктом 5 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных приказом Минздрава России от 29 декабря 2020 года N 1397н, предусмотрены следующие способы оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях): за случай госпитализации (законченный случай лечения) по поводу заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистическую группу заболеваний); за прерванный случай госпитализации в случаях, указанных в Программе.
В Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России N 11-7/И/2-1619, ФФОМС N 00-10-26-2-06/750 2 февраля 2022 года) указано, что оплата медицинской помощи по КСГ - оплата медицинской помощи по тарифу, рассчитанному исходя из установленных: базовой ставки, коэффициента относительной затратоемкости и поправочных коэффициентов; при этом под коэффициентом относительной затратоемкости понимается устанавливаемый настоящими рекомендациями коэффициент, отражающий отношение стоимости конкретной КСГ к среднему объему финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на одного пролеченного пациента (базовой ставке).
Аналогичные положения содержались в ранее действовавших (в том числе в период принятия оспариваемого правового акта) Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России N 11-7/И/2-20691, ФФОМС N 00-10-26-2-04/11-51 от 30 декабря 2020 года).
Примерный перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых оказывается специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, приведен в приложении N 4 к Федеральной программе), согласно которому состояния Z51 и Z51.8 включены в клинико-статическую группу (КСГ) st36.004 "Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения" для оплаты специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара; применительно к КСГ st36.004 установлен коэффициент относительной затратоемкости 0, 32, который в целом является одним из минимальных коэффициентов относительной затратоемкости.
При этом в отношении ряда КСГ, включающих заболевания, относящиеся к одному профилю медицинской помощи, установлены различные коэффициенты относительной затратоемкости в зависимости от вида медицинских услуг и (или) от уровня заболевания либо от установленных Минздравом России дополнительных критериев.
Например, для оплаты медицинской помощи детям в возрасте от 0 дней до 18 лет применительно к группе заболеваний st09 "Детская урология-андрология" в целом установлен коэффициент относительной затратоемкости - 1, 15, при этом по КСГ st09.005 "Операции на почке и мочевыводящей системе" (уровень 1) - коэффициент относительной затратоемкости - 1, 15; применительно к КСГ st09.006 "Операции на почке и мочевыводящей системе" (уровень 2) - коэффициент относительной затратоемкости - 1, 22; применительно к КСГ st09.007 "Операции на почке и мочевыводящей системе" (уровень 3) - коэффициент относительной затратоемкости - 1, 78; применительно к КСГ st09.008 "Операции на почке и мочевыводящей системе" (уровень 4) - коэффициент относительной затратоемкости - 2, 23; применительно к КСГ st09.009 "Операции на почке и мочевыводящей системе" (уровень 5) - коэффициент относительной затратоемкости - 2, 36; применительно к КСГ st09.010 "Операции на почке и мочевыводящей системе" (уровень 6) - коэффициент относительной затратоемкости - 4, 28 в зависимости от объема медицинских услуг согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13 октября 2017 года N 804н (далее - Номенклатура медицинских услуг).
Применительно к группе st10 "Детская хирургия" в целом установлен коэффициент относительной затратоемкости - 1, 10, при этом по КСГ st10.001 "Детская хирургия" (уровень 1) - коэффициент относительной затратоемкости - 2, 95; применительно к КСГ st10.002 "Детская хирургия" (уровень 2) - коэффициент относительной затратоемкости - 5, 33 также в зависимости от объема медицинских услуг согласно Номенклатуре медицинских услуг, однако в отношении отдельных видов медицинских услуг предусмотрено для целей применения коэффициента 5, 33 наличие упомянутых в приложении N 4 обязательных дополнительных диагнозов.
Приложением N 4 определено, что особенности отнесения случаев лечения к отдельным группам заболеваний и патологических состояний, а также описание иных классификационных критериев определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Применительно к:
- КСГ st19.090 - st19.093 "ЗНО лимфоидной и кроветворной тканей без специального противоопухолевого лечения" (уровни 1, 2, 3, 4) установлены коэффициенты относительной затратоемкости соответственно 0, 43 (уровень 1); 1, 37 (уровень 2); 2, 85 (уровень 3); 4, 87 (уровень 4) в зависимости не от объема медицинских услуг, а по дополнительному критерию длительности стационарного лечения;
- КСГ st36.012 "Злокачественные новообразования без специального противоопухолевого лечения" установлен коэффициент относительной затратоемкости - 0, 50.
Согласно примечанию *** к приложению N 4 применительно к КСГ st19.090 - st19.093, st36.012 коэффициенты относительной затратоемкости установлены, в том числе, для случаев введения медицинской организацией лекарственных препаратов, предоставленных пациентом или иной организацией, действующей в интересах пациента из иных источников финансирования (за исключением лекарственных препаратов, приобретенных пациентом или его представителем за счет личных средств).
Одновременно в приложении N 4 приведены коды сопоставимых по используемым методам диагностики и лечения пациентов заболеваний по МКБ-10 (коды С81-С96, D45-D47 для КСГ st19.090 - st19.093 и коды С00-С80, С97, D00-D09 для КСГ st36.012).
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Правительство Российской Федерации в рамках Федеральной программы установило коэффициенты относительной затратоемкости применительно к определенным КСГ исходя из комплекса таких факторов как относимость группы заболеваний, состояний к одному профилю медицинской помощи, уровня заболеваний, сопоставимость методов диагностики и лечения пациентов, а также ресурсоемкости лечения, а в качестве одного из основных подходов к оплате медицинской помощи по КСГ, как указано в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, отражено, что Перечень групп заболеваний, состояний для оплаты специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, включающий также коэффициенты относительной затратоемкости (далее - Перечень), установлен приложением N 4 к Программе и не может быть изменен при установлении тарифов в субъектах Российской Федерации, за исключением случаев выделения подгрупп в составе КСГ.
В соответствии с Перечнем сформированы перечни КСГ, используемые для оплаты медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (приложения 8 и 9 к назвнаным рекомендациям).
В приложении N 8 "Расшифровка клинико-статистических групп заболеваний для оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях" для КСГ st36.004, в которую включены Федеральной программой состояния с кодом по МКБ-10 Z.51 и Z51.8, установлен коэффициент относительной затратоемкости, а в качестве профиля медицинской помощи - "Прочее", то есть не относящееся к таким профилям медицинской помощи как детская хирургия, детская урология-андрология, детская эндокринология и т.д, применительно к КСГ которых установлены коэффициенты затратоемкости в значительно большем размере.
В Методических рекомендациях указано, что формирование КСГ осуществляется на основе совокупности следующих параметров, определяющих относительную затратоемкость лечения пациентов (классификационных критериев):
a. Диагноз (код по МКБ 10);
b. Хирургическая операция и (или) другая применяемая медицинская технология (код в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 804н (далее - Номенклатура), а также, при необходимости, конкретизация медицинской услуги в зависимости от особенностей ее исполнения (иной классификационный критерий);
c. Схема лекарственной терапии;
d. Международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного препарата;
e. Возрастная категория пациента;
f. Сопутствующий диагноз и/или осложнения заболевания (код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10 пересмотра (далее - МКБ-10));
g. Оценка состояния пациента по шкалам: шкала оценки органной недостаточности у пациентов, находящихся на интенсивной терапии (Sequential Organ Failure Assessment, SOFA), шкала оценки органной недостаточности у пациентов детского возраста, находящихся на интенсивной терапии (Pediatric Sequential Organ Failure Assessment, pSOFA), шкала реабилитационной маршрутизации; индекс оценки тяжести и распространенности псориаза (Psoriasis Area Severity Index, PASI);
h. Длительность непрерывного проведения ресурсоемких медицинских услуг (искусственной вентиляции легких, видео-ЭЭГ-мониторинга);
i. Количество дней проведения лучевой терапии (фракций);
j. Пол;
k. Длительность лечения;
l. Этап лечения, в том числе этап проведения экстракорпорального оплодотворения, долечивание пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), посттрансплантационный период после пересадки костного мозга;
m. Показания к применению лекарственного препарата;
n. Объем послеоперационных грыж брюшной стенки;
o. Степень тяжести заболевания;
p. Сочетание нескольких классификационных критериев в рамках одного классификационного критерия (например, сочетание оценки состояния пациента по шкале реабилитационной маршрутизации с назначением ботулинического токсина).
Как верно указал суд первой инстанции, субъектом Российской Федерации должен быть обеспечен учет всех медицинских услуг и классификационных критериев, используемых в расшифровке групп. При наличии хирургических операций и (или) других применяемых медицинских технологий, являющихся классификационным критерием, отнесение случая лечения к конкретной КСГ осуществляется в соответствии с кодом Номенклатуры.
Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н, закреплено, что оплате за счет средств обязательного медицинского страхования подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи, определенным в тарифном соглашении, заключенном в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ. При оплате медицинской помощи за законченный случай, медицинскую услугу, вызов оплата медицинской помощи осуществляется на основании счета и реестра счета на оплату медицинской помощи, сформированного на каждый случай, медицинскую услугу, вызов и тарифа на оплату указанной медицинской помощи (пункт 143); медицинская организация в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формирует и направляет в территориальный фонд ежемесячно, не позднее пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем, счет на оплату медицинской помощи и реестр счета (пункт 144); счет на оплату медицинской помощи должен содержать следующие сведения, помимо прочего, сведения о виде медицинской помощи и стоимость оказанной медицинской помощи (пункт 146); реестр счета должен содержать, в частности, вид оказанной медицинской помощи (код); основной диагноз по МКБ-10, объемы оказанной медицинской помощи; профиль оказанной медицинской помощи (код); стоимость оказанной медицинской помощи, а также тариф на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу (код и наименование примененного тарифа в соответствии с тарифным соглашением, в том числе о наименовании и номере клинико-статистической группы (при наличии) (пункт 147).
Номенклатурой медицинских услуг перечень разделен на два раздела: "A" и "B", при этом раздел "A" включает медицинские услуги (от 001 до 999), представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, а раздел "B" - медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Номенклатурой медицинских услуг также предусмотрена возможность отнесения к классу "Прочие" тех медицинских услуг, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе.
В Методических рекомендациях содержится положение о том, что при оплате медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, в составе КСГ в тарифном соглашении могут быть выделены подгруппы, в том числе с учетом иных классификационных критериев, устанавливаемых в субъекте Российской Федерации. При этом данный классификационный критерий должен быть в обязательном порядке включен в реестр счетов, формируемый медицинскими организациями и передаваемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В частности, целесообразно выделение подгрупп в случае, если фактический объем затрат медицинских организаций при оказании медицинской помощи в отдельных случаях лечения, включенных в базовую КСГ, значительно отклоняется от установленной стоимости базовой КСГ.
Совокупность подгрупп в составе базовой КСГ должна включать в себя полный объем медицинской помощи, включенный в базовую КСГ в соответствии с приложением N 4 к Программе. Исключение из модели КСГ отдельных диагнозов, медицинских услуг, дополнительных классификационных критериев или их сочетаний не допускается.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что баланс в системе обязательного медицинского страхования подлежит обеспечению посредством указания медицинской организацией в реестре счета на оплату медицинской помощи кода оказанной медицинской услуги и ее стоимости при одновременном указании основного диагноза по МКБ-10 и отнесении заболевания, состояния, по поводу которых была оказана медицинская услуга к определенной клинико-статистической группе (КСГ) исходя из комплекса классификационных критериев, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом в необходимых случаях в тарифном соглашении могут быть выделены подгруппы КСГ с учетом дополнительного (по отношению к установленным федеральным законодательством) классификационного критерия, устанавливаемого в субъекте Российской Федерации с соблюдением правил, предусмотренных приложением N 12 к Методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Анализ приведенных выше положений позволил суду первой инстанции сделать вывод о том, что уполномоченные органы на территории субъекта Российской Федерации не наделены правом ограничивать ни в территориальной программе обязательного медицинского страхования, ни тем более в тарифном соглашении классификационные критерии отнесения заболевания, состояния, по поводу которого оказана подлежащая оплате за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская помощь, в том числе не вправе установить источник оплаты лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, использованных при оказании медицинской помощи (услуги), в качестве единственного критерия отнесения заболевания, состояния к определенной КСГ.
В данном случае, как верно указал суд в обжалуемом судебном акте, приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации утвержден порядок оказания медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, детям с различными заболеваниями (например, Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденный приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 года N 910н; Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "ревматология", утвержденный приказом Минздрава России от 25 октября 2012 года N 441н; Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская кардиология", утвержденный приказом Минздрава России от 25 октября 2012 года N 440н; Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология", утвержденный приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года 3 930н; Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская хирургия", утвержденный приказом Минздрава России от 31 октября 2012 года N 562н и т.д.).
При этом специальный порядок оказания медицинской помощи при состояниях по МКБ-10 Z.51 и Z.51.8 не установлен.
Кроме того, в отличие от утвержденных Минздравом России клинических рекомендаций, подлежащих применению при оказании медицинской помощи детям по поводу различных заболеваний (например, Клинические рекомендации "Сальмонеллез у детей", кодирование по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ): A02.0, A02.8, A02.9, Клинические рекомендации "Ботулизм у детей", кодирование по МКБ: A05.1; Клинические рекомендации "Саркомы мягких тканей", кодирование по МКБ: C22.4, C48.0, C49.0, C49.1, C49.2, C49.3, C49.4, C49.5, C49.6, C49.7, C49.8, C49.9, C76.3; Клинические рекомендации "Гепатобластома", кодирование по МКБ: C22.2; Клинические рекомендации "Повреждение связок коленного сустава", кодирование по МКБ: S83.7, S83.5, M23.5, M23.6 и т.д.), клинические рекомендации применительно к факторам, влияющим на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения (кодирование по МКБ: Z00-Z99) разработаны для взрослых и детей только при обращении по поводу нормальной беременности (кодирование по МКБ: Z32.1, Z33, Z34.0, Z34.8, Z35.0 - Z35.9, Z36.0, Z36.3).
Стандарты медицинской помощи (в том числе специализированной), подлежащие применению при оказании медицинской помощи детям, утверждены приказами Минздрава России применительно к ряду заболеваний (например, приказами Минздрава России от 9 ноября 2012 года NN 808н-810н - стандарты медицинской помощи детям при холере легкой, средней, тяжелой степени, кодирование по МКБ: А00.1, А00.9; приказ Минздрава России от 9 ноября 2012 года N 807н - стандарт медицинской помощи детям при острых кишечных инфекциях и пищевых отравлениях средней тяжести, кодирование по МКБ: А04.9, А05.0, А05.2 и т.д.; приказ Минздрава России от 9 ноября 2012 года N 706н - стандарт специализированной медицинской помощи при узелковом полиартериите и родственных состояниях, других некротизирующих васкулопатиях, других системных поражениях соединительной ткани, кодирование по МКБ: М30, М31, М35 и прочие).
Следует признать, что стандарты медицинской помощи применительно к факторам, влияющим на состояние здоровья детей и обращения в учреждения здравоохранения (кодирование по МКБ: Z00-Z99) утверждены только в отношении медицинской помощи взрослым, кодирование по МКБ-10: Z31.1 (приказ Минздрава России от 30 декабря 2012 года N 556н) и кодирование по МКБ: Z52.3 (приказ Минздрава России от 9 ноября 2012 года N 860н), а стандарты медицинской помощи детям, в том числе специализированной медицинской помощи, применительно к факторам, влияющим на состояние здоровья детей и обращения в учреждения здравоохранения (кодирование по МКБ: Z00-Z99) отсутствуют.
Следовательно, включение в тарифное соглашение нормы, предписывающей кодировать основной диагноз по МКБ-10 как Z51 и Z51.8 для целей формирования группы КСГ исключительно по критерию источника оплаты лечебных препаратов и изделий медицинского назначения, использованных при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, независимо от клинических проявлений заболевания, состояния и профиля оказанной медицинской помощи, фактически создает условия, освобождающие медицинские организации от соблюдения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при оказании медицинской помощи пациентам, у которых диагностированы заболевания с кодом по МКБ-10, отличным от состояний с кодом Z51 и Z51.8.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции в том, что в рассматриваемом случае оспариваемая норма порождает у медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациенту по поводу установленного заболевания с кодом по МКБ-10, отличным от состояний с кодом Z51 и Z51.8, состояние правовой неопределенности относительно сведений об основном диагнозе, подлежащих указанию в медицинской карте стационарного больного, являющейся в силу Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования единицей объема медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Ссылкам заинтересованного лица на судебные акты арбитражных судов по делу N А21-1350/2021, повторяющимся в апелляционных жалобах, судом первой инстанции дана оценка и они отклонены, так как не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего дела, поскольку предметом судебной проверки в порядке арбитражного судопроизводства оспариваемая норма не являлась.
Также дана оценка и доводам о том, что при госпитализации пациента для введения однократно лекарственного препарата (например, детям, страдающим орфанными (редкими) заболеваниями), расходы по приобретению которого не подлежат возмещению за счет средств ФОМС, невозможно выполнение стандарта оказания специализированной медицинской помощи за короткий срок госпитализации, не осуществляется комплексное лечение по установленному до госпитализации клиническому диагнозу пациента, и они признаны несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о том, что однократное введение лекарственного препарата в условиях круглосуточного стационара является правомерным основанием для кодирования основного заболевания по МКБ-10 как Z51.8 исключительно по критерию источника приобретения соответствующего лекарственного препарата при том, что в силу прямого указания закона под основным заболеванием понимается заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти (пункт 18 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Обращение ГУБЗ "Детская областная больница Калининградской области" в июне 2022 года в Комиссию по вопросу внесения изменения в тарифное соглашение в части выделения подгрупп в составе КСГ в отсутствие соответствующих экономических расчетов, не свидетельствует о законности оспариваемого нормативного правового акта, ус учетом того, что врач обязан отразить в медицинской карте пациента действительный установленный основный диагноз по МКБ-10, который не подлежит изменению в зависимости от источника приобретения лекарственных препаратов и должен соответствовать основному диагнозу в отчетной документации медицинской организации, при этом к прерогативе врача и (или) конкретной медицинской организации не отнесено осуществление нормотворчества, направленного на обеспечение баланса в системе финансирования медицинских организаций, в том числе в случае приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения помимо средств фонда обязательного медицинского страхования.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных Учреждением требований, признав пункт 3.22 тарифного соглашения от 30 декабря 2021 года не подлежащим применению, со дня его введения в действие (то есть с 1 января 2022 года), поскольку он не соответствовал федеральному законодательству и, кроме того, аналогичный по содержанию пункт 3.4.7 тарифного соглашения признан вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 7 июля 2022 года не действующим и не подлежащим применению с той же даты.
Ссылки в апелляционных жалобах на то, что судом были нарушены нормы процессуального права, регламентирующие порядок и сроки извещения о рассмотрении дела, а также его рассмотрение в отсутствие представителя административного ответчика судебная коллегия находит подлежащими отклонению ввиду следующего.
Правила извещения судом участвующих в административном деле лиц о времени и месте рассмотрения дела (судебного заседания) регулируются положениями Главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение (часть 1 статьи 96); лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3 статьи 96); информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Документы, подтверждающие размещение судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела (часть 7 статьи 96); получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу лица, участвующие в деле и обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи (часть 8 статьи 96); лица, указанные в части 8 названной статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9 статьи 96).
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", в целях проверки наличия безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных пункту 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды апелляционной инстанции должны путем исследования объяснений лиц, участвующих в деле, и иных доказательств устанавливать, действительно ли лицу не было известно о времени и месте проведенного судебного заседания.
Как следует из содержания обжалуемого решения, переходя к рассмотрению дела по существу, суд посчитал административного ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания при том, что Комиссия не является юридическим лицом, председателем Комиссии является министр здравоохранения Калининградской области, секретарем Комиссии - начальник отдела мониторинга и экономического анализа реализации территориальной программы ОМС ТФОМС Калининградской области, в связи с чем судебные извещения были направлены на адреса электронной почты Министерства здравоохранения Калининградской области (uzao@gov39.ru) и ТФОМС Калининградской области (tfko@tfoms39.ru), размещенные на официальных сайтах названных органов; соответствующие извещения прочитаны; каких-либо ходатайств или возражений на административное исковое заявление от Комиссии не поступило, представитель Комиссии в судебное заседание не явился, его явка не была признана обязательной.
Отказывая в удовлетворении ходатайства представителя ТФОМС Калининградской области Юшкевич И.В. об отложении судебного заседания в связи с временной нетрудоспособностью министра здравоохранения Калининградской области, суд указал на то, что распоряжением Губернатора Калининградской области от 30 ноября 2022 года N 356-рлс исполнение обязанностей министра здравоохранения Калининградской области с 30 ноября 2022 года возложено на заместителя министра, первоначальное судебное извещение было доставлено 6 декабря 2022 года по юридическому адресу Министерства здравоохранения Калининградской области, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и совпадающему с юридическим адресом Правительства Калининградской области, в связи с чем Министерство здравоохранения Калининградской области считается извещенным заблаговременно о времени и месте судебного заседания и обладало достаточным временем для формирования позиции по существу заявленных требований и для оформления полномочий представителя.
Из материалов административного дела следует, что определением суда от 25 ноября 2022 года рассмотрение настоящего дела было назначено на 22 декабря 2022 года в 10 часов 00 минут, о чем в тот же день участвующим в деле лицам было направлено судебное извещение и размещена информация на официальном сайте Калининградского областного суда.
В связи с болезнью судьи, слушание дела перенесено на 26 декабря 2022 года на 12 часов 00 минут, информация об этом размещена на официальном сайте суда 23 декабря 2022 года. Судебные извещения были направлены посредством электронной почты 23 декабря 2022 года и получены участвующими в деле лицами в этот же день, о чем имеются отчеты об извещении по электронной почте (в том числе в 12 часов 09 минут административным ответчиком).
Оценивая собранные по делу доказательства, с учетом приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах административному ответчику было известно о времени и месте проведенного судебного заседания, назначенного как на 22, так и на 26 декабря 2022 года в помещении Калининградского областного суда, его явка судом первой инстанции обязательной не признавалась, представитель Комиссии не был лишен возможности участвовать в судебном заседании, давать объяснения, представлять доказательства по существу заявленных требований, что не может свидетельствовать о нарушении одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в части 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства.
Применительно к положениям статей 307, 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает настоящее дело по правилам первой инстанции, ввиду чего административный ответчик также имел возможность реализовать свое право на участие в судебном заседании и на данной стадии процесса.
Судебная коллегия учитывает, что административным ответчиком подана апелляционная жалоба, которая по своему содержанию полностью повторяет позицию участвовавшего в суде первой инстанции представителя ТФОМС, которым также подавались письменные возражения.
Административный ответчик, обладающий публичными полномочиями, не был лишен возможности самостоятельно предпринимать меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Соответственно, именно административный ответчик, будучи извещенным о начавшемся процессе, в данном случае несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия им мер по получению информации о дальнейшем движении административного дела.
Разрешение судом заявления административного истца об отказе от заявленных административных требований, поступившее 30 ноября 2022 года, в судебном заседании 6 декабря 2022 года в 16 часов 00 минут в отсутствие участвующих в деле лиц, также не может послужить основанием к отмене состоявшегося решения.
Так, из материалов административного дела следует, что извещение о рассмотрении вопроса об отказе от административного иска, направленное посредством электронной почты, было получено до начала судебного заседания: административным ответчиком в 09 часов 11 минут и заинтересованными лицами в 09 часов 01 минуту и в 09 часов 21 минуту.
Определением суда от 6 декабря 2022 года, как было указано ранее, в принятии отказа от заявленных Учреждением требований было отказано, и участвующие в деле лица повторно уведомлены о судебном заседании, назначенном на 22 декабря 2022 года.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца выразил согласие с названным определением суда и тем, что административное дело было рассмотрено по существу.
Исходя из положений частей 4 и 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционных жалобах не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.