Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при помощнике Борковской А.Б, с участием прокурора Остарковой Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1078/2022 по апелляционной жалобе Картушина И.В. на решение Брянского областного суда от 2 декабря 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Картушина И.В. о признании недействующими пунктов N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1269 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 ноября 2021 года N 1854), пунктов N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навалинского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1326 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 30 ноября 2021 года N 1845), пунктов N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года N 915), пунктов N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений
Брянской области от 15 июня 2022 года N 914).
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, заключение прокурора Остарковой Т.А, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1269, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 31 октября 2016 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Навлинского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 ноября 2021 года N 1854 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2017 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 3 декабря 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1326, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 30 ноября 2017 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 30 ноября 2021 года N 1845 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2018 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 3 декабря 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 3 декабря 2018 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года N 915 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2018 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 20 июня 2022 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года N 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 28 ноября 2019 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 15 июня 2022 года N 914 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2020 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 20 июня 2022 года.
Под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Под пунктом N в Перечень на 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Картушин И.В, являющийся собственником указанных зданий, обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими названные положения, указав в обоснование своих требований, что спорные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемые правовые предписания противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца, поскольку влекут увеличение размера налога на имущество физических лиц.
Решением Брянского областного суда от 2 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Картушина И.В. отказано.
В апелляционной жалобе Картушин И.В. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что принадлежащие ему объекты недвижимости в налоговых периодах 2017-2020 годов фактически использовались под размещения складов, в связи с чем административный истец неоднократно обращался в БТИ Навлинского района для внесения изменений в техническую документацию на здания с целью приведения ее в соответствие с их фактическим использование. Судом необоснованно отказано административному истцу в удовлетворении ходатайств о вызове сотрудника БТИ для подтверждения указанных фактов, а также о запросе акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером N Административный ответчик не вправе был включать спорные здания в Перечни на основании камеральных проверок, так как в материалах дела имеется справка Синезерской сельской администрации Навлинского района об их использовании с 2016 года как склады. В нарушение закона фактическое обследование спорных объектов перед включением в оспариваемые Перечни не проводилось. Административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы и доказательства административного истца о том, что спорные объекты фактически не используются.
Относительно доводов апелляционной жалобы управлением имущественных отношений Брянской области, прокуратурой Брянской области представлены письменные возражения, в которых указано на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. В удовлетворении ходатайства управления имущественных отношений Брянской области о проведении судебного заседания с применением видеоконферен-связи отказано.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие их акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции установил, что включение нежилых зданий с кадастровыми номерами N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2017-2020 годы налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, соответствует действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает названные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Картушин И.В. на начало налоговых периодов 2017-2020 годов являлся собственником объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" нежилого здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 4 июля 2022 года N).
Названные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого - "ведение предпринимательской деятельности", прямо не предусматривает размещение на нем офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, не мог служить основанием для включения зданий в Перечни по критерию одного из видов разрешенного использования земельного участка.
Фактическое использование зданий на начало налоговых периодов 2017-2020 годов не устанавливалось.
Из материалов дела усматривается, что спорные здания включены в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2017, 2018, 2019, 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по их предназначению в соответствии с технической документацией.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 4 апреля 2020 года N здание с кадастровым номером N на момент принятия оспариваемых Перечней имело назначение - нежилое, наименование - кафе-закусочная.
Согласно техническому паспорту на здание "Кафе-закусочная", расположенное по адресу: "адрес", составленному по состоянию на 11 апреля 2006 года и действовавшему на момент включения здания N в оспариваемые Перечни, в его составе имелись следующие помещения: торговый зал - "данные изъяты" кв. м, кухня - "данные изъяты" кв. м, котельная - "данные изъяты" кв. м, кабинет - "данные изъяты" кв. м, что указывает на предназначение под использование для размещения торгового объекта "данные изъяты" кв. м или 78% от общей площади здания ("данные изъяты" кв. м).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 4 апреля 2022 года N усматривается, что здание с кадастровым номером N на момент принятия оспариваемых Перечней имело назначение - нежилое, наименование - магазин "Продукты".
По техническому паспорту на здание, расположенное по адресу: "адрес", составленному по состоянию на 11 апреля 2005 года и действовавшему на момент включения здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни на 2017- 2020 годы, в его составе имелись следующие помещения: торговый зал - "данные изъяты" кв. м, подсобное - "данные изъяты" кв. м. Таким образом, помещения, предусматривающие размещение торговых объектов, составляли "данные изъяты" кв. м или 62, 7% от общей площади здания ("данные изъяты" кв. м).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 апреля 2019 года N здание с кадастровым номером N на момент принятия оспариваемых Перечней имело назначение - нежилое, наименование - аптечный пункт.
Из технического паспорта на здание, расположенное по адресу: "адрес", составленного по состоянию на 11 апреля 2005 года и действовавшего на момент включения здания с кадастровым номером N в оспариваемый Перечень на 2020 год, усматривается, что в его составе имелись следующие помещения: торговый зал - "данные изъяты" кв. м, подсобное - "данные изъяты" кв. м, следовательно, под размещение торгового объекта предназначалась площадь "данные изъяты" кв. м или 49% от общей площади здания "данные изъяты" кв. м).
Установив, что здания с кадастровыми номерами N на момент их включения в оспариваемые Перечни согласно документам технического учета имели в своем составе помещения, предназначенные под размещение торговых объектов, площадью более 20% от общей площади зданий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение зданий в Перечни на 2017-2020 годы не противоречит требованиям действующего законодательства.
При этом судом обоснованно не приняты во внимание представленные административным истцом в материалы дела технические паспорта на указанные объекты недвижимости, составленные по состоянию на 26 апреля 2022 года, согласно которым в спорных зданиях отсутствуют помещения, предусматривающие размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, поскольку они как составленные после принятия оспариваемых Перечней не опровергают предназначение зданий для размещения объектов торговли на начало налоговых периодов.
Оценив представленные сведения, суд первой инстанции верно посчитал, что установленные обстоятельства являются достаточным основанием для включения зданий в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2017, 2018, 2019, 2020 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не проведено обследование нежилого помещения в целях установления его фактического использования, не исследован акт в отношении нежилого здания с кадастровым номером N, не приняты во внимание справки сельской администрации о фактическом использовании зданий под склады, подлежат отклонению, поскольку в силу действующего правового регулирования установление фактического использования объектов не является обязательным для их включения в Перечни, объекты недвижимости признаны объектами налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по иному основанию.
Также не может быть принято во внимание утверждение административного истца о его своевременном обращении в БТИ с целью изменения технической документации, поскольку данное обстоятельство не является юридически значимым, техническая документация изменена 26 апреля 2022 года и подлежала оценке при включении объектов в Перечень на 2023 год.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь положениями статей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 2 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Картушина И.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.