Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Сальского района Ростовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" по кассационной жалобе ФИО2 на решение Сальского городского суда Ростовской области от 27.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.01.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Сальского района Ростовской области (далее - УСЗН Сальского района), в котором просила признать отказ ответчика в предоставлении государственной услуги "Прием документов граждан для принятия решения о присвоении им звания "Ветеран труда" и выдача гражданам удостоверения ветеранов от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 27.09.2021 в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что Федеральный закон от 29.12.2015 N 388 подтверждает права истца, так как устанавливает переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ведомственными знаками отличия в труде. Указывает, что судами не дана надлежащая оценка постановлению Совета Центросоюза Российской Федерации N 31-с от 26.07.2002 "О наградах Центросоюза Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была награждена знаком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" и знаком отличия "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в УСЗН Сальского района с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Уведомлением УСЗН Сальского района от 05.04.2021 ФИО2 отказано в рассмотрении документов для присвоения звания "Ветеран труда", ввиду отсутствия основания для присвоения звания "Ветеран труда", в связи с тем, что награды значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" и знак отличия "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации" не относятся к ведомственным знакам отличия.
Заместителем начальника Управления организации социального обслуживания И.А. Романенко на обращение истца по вопросу присвоения звания "Ветеран труда" был дан ответ 26.05.2021 N 27.21/666 с разъяснением законодательства об основаниях присвоении звания "Ветеран труда" и правомерности принятого УСЗН Сальского района решения об отсутствии у истца права на получение звания "Ветеран труда", так как имеющиеся у неё знаки отличия "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации и значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не являются основанием для присвоения звания "Ветеран труда", так как Центросоюз России и Ростовский областной союз потребительских обществ не входили в структуру федеральных органов государственной власти.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормативными положениями ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и ст. 2 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области", пришел к выводу о том, что награждение ФИО2 знаком отличия "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации и значком "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" не могут служить основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда", поскольку указанные награды не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". Также суд указал, что Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является общественной организацией, в структуру органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" не входит. Сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определены категории ветеранов, которым присваивается звание федерального значения с учетом имеющихся у них заслуг. Данной нормой звание ветерана труда определено, в том числе и с учетом продолжительного добросовестного труда.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона, ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Областного закона от 18.09.2006 N 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" данный закон определяет порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и распространяется на постоянно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в Ростовской области.
Ст. 2 Областного закона от 18.09.2006 N 541-ЗС определены условия присвоения звания "Ветеран труда". Звание "Ветеран труда" присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
До ДД.ММ.ГГГГ действовала ст. 3 Областного закона от 18.09.2006 N 541-ЗС, согласно которой при присвоении звания "Ветеран труда" учитывались: 1) ордена, медали, почетные звания СССР или Российской Федерации, являющиеся государственными наградами; 2) Почетная грамота Правительства Российской Федерации, Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма", иные ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, Почетный диплом Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", Почетный диплом Губернатора Ростовской области "За заслуги в воспитании детей", а также Почетная грамота Федерации Независимых профсоюзов России при условии, что ею награждены профсоюзные работники, освобожденные от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы.
В силу ст. 3 Областного закона Ростовской области от 23.06.2016 N 546-ЗС "О внесении изменений в областной закон "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" за гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, указанными в ст. 3 Областного закона от 18.09.2006 N 541-ЗС (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно ч. 7 ст. 4 Областного закона от 18.09.2006 N 541-ЗС решение о присвоении звания "Ветеран труда" принимается Губернатором Ростовской области и оформляется распоряжением Правительства Ростовской области. Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, относит к их числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Пункт 4 статьи 7 данного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Ростовской области в Законе Ростовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области" (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) предусмотрел, что звание "Ветеран труда" присваивается, в частности, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
При этом в статье 3 указанного Закона Ростовской области был определен перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", в числе которых названы ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, а также органов власти и управления СССР.
Согласно п. 2 ст. 2 Областного закона от 18.09.2006 N 541-ЗС (в ред. Областного закона Ростовской области от 23.06.2016 N546-ЗС) порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 27.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.01.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.