Судебная коллегия по гражданским делам ФИО18 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО23, судей ФИО19, ФИО20, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования "адрес" к ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3; ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8; ФИО9, ФИО10, ФИО11, действующей в своих интересах и интересах ФИО12; ФИО15, ФИО16, ФИО13, ФИО14, действующей в своих интересах и интересах ФИО17, о взыскании неосновательного обогащения, по встречному иску указанных лиц к администрации муниципального образования "адрес" о признании права на получение мер социальной поддержки.
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "адрес" на решение Туапсинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО23, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования "адрес" (далее также- администрация) обратилась в суд с иском к ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, действующей в своих интересах и интересах ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО13, ФИО14, действующей в интересах ФИО17, о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчики обратились с заявлениями на имя главы муниципального образования "адрес" о включении их в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, вследствие чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), произошедшей на территории муниципального образования "адрес", вызванной сильным ливневым дождем, приведшим к подтоплению жилых домов на территории муниципального образования "адрес", в числе которых находилось домовладение ответчиков, расположенное по адресу: "адрес", пгт. Джубга, "адрес". На основании вышеуказанного заявления на счета ответчиков были перечислены по 10 000 руб. в качестве единовременной материальной помощи и по 100 000 руб. в качестве финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Впоследствии, на основании протокола комиссии по разрешению споров, связанных с оказанием единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС муниципального характера в муниципальном образовании "адрес", установлено, что включение ответчиков в списки граждан, пострадавших в результате ЧС и получение ими единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, является необоснованным, поскольку пострадавшее жилое помещение ответчиков не используется ими для фактического проживания.
Администрацией ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчиков была направлена претензия с указанием на необходимость возврата денежных средств, выплаченных им в качестве материальной и финансовой помощи, однако до настоящего времени денежные средства в бюджет муниципального образования "адрес" не возвращены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, администрация просила суд:
- взыскать с ФИО1, и несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. неосновательное обогащение в размере 330 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес";
- взыскать с ФИО4 неосновательное обогащение в размере 110 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в размере 110 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО6 и несовершеннолетних ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. неосновательное обогащение в размере 330 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО21 неосновательное обогащение в размере 110 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО10 неосновательное обогащение в размере 110 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО11 и несовершеннолетней ФИО12 неосновательное обогащение в размере 220 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО15 неосновательное обогащение в размере 110 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО16 неосновательное обогащение в размере 110 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО13 неосновательное обогащение в размере 110 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
- взыскать с ФИО14 и несовершеннолетнего ФИО17 неосновательное обогащение в размере 220 000 руб. в доход бюджета муниципального образования "адрес".
ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, действующая в своих интересах и интересах ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО13, ФИО14, действующая в своих интересах и интересах ФИО17, обратились со встречным иском к администрации муниципального образования "адрес" о признании права на получение мер социальной поддержки.
Решением Туапсинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований администрации о взыскании неосновательного обогащения с ответчиков отказано, встречные исковые требования о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "адрес" просит отменить решение Туапсинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, направить дело на новое рассмотрение. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО18 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно пункту 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
На основании подпункта "г" пункта 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пунктам 10, 11 Правил предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных пунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи: - проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости: - проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части имущества, находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с пунктом 14 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.
Условия и порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории "адрес" регламентированы постановлением главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории "адрес"".
В соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации" списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - Порядок).
С целью реализации указанного Порядка, на основании постановления администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении обследования жилых домов, попавших в зону ЧС, вызванной сильными ливневыми дождями на территории муниципального образования "адрес" 05.07.2021" созданы выездные комиссии по проведению обследования жилых домов (помещений) поврежденных (разрушенных) в результате ЧС и обследованию утраченного имущества для дальнейшего составления заключения об установлении фактов нарушений условий жизнедеятельности и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Согласно постановлению администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N гражданам, пострадавшим в результате ЧС природного и техногенного характера в "адрес", выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах:
10 000 руб. на человека - единовременная материальная помощь;
50 000 руб. на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
100 000 руб. на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО22, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, действующая в своих интересах и интересах ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО13, ФИО14, действующая в своих интересах и интересах ФИО17 обратились с заявлениями на имя главы муниципального образования "адрес" о включении их в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Из материалов дела, в том числе из акта и заключения комиссии администрации, следует, что в жилом помещении по адресу проживания ответчиков в результате ЧС произошла полная утрата имущества, принадлежавшего ответчикам.
В связи с утратой имущества, ответчики по первоначальному иску были включены в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи.
Согласно имеющимся в материалах дела реестрам N, 193, 194, 189, 190, 13, 14, 53, 54, 45, 46, 15, 16, 21, 34, 65, на счета каждого из указанных ответчиков перечислены по 10 000 руб. - единовременная материальная помощь и по 100 000 руб. - финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости.
Из протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по разрешению споров, связанных с оказанием единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера в муниципального образования "адрес", следует, что включение ответчиков в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и получение ими единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, было признано необоснованным, поскольку жилое помещение ответчиков, по мнению администрации, не используется ими для фактического проживания.
Судом установлено, что факт попадания домовладения ответчиков в зону подтопления подтверждается заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Российской Федерации в результате ЧС, произошедшей на территории муниципального образования "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, а также актом комиссионного обследования утраченного имущества, согласно которому уровень воды в жилом помещении ответчиков составлял 86 см, имущество утрачено полностью.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования "адрес", суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения иска, не имеется. При этом, суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих доводы администрации о том, что ответчики не используют жилой дом для проживания, не представлено. Напротив, судом установлено, что ответчики зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес", пгт. Джубга, "адрес", и что предоставление ответчикам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, и выплата денежных средств, осуществлено на основании документов, составленных администрацией. Установив данные обстоятельства, суд удовлетворил требования истцов по встречному иску о признании за ними права на получение мер социальной поддержки.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО18 кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской федерации (обязательства вследствие неосновательного обогащения), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий: наличие обогащения; обогащение за счет другого лица; отсутствие правового основания для такого обогащения.
Согласно правилам распределения бремени доказывания, лицо, заявляющее требование неосновательного обогащения, должно доказать, что ответчик приобрел или сберег имущество за счет истца и что такое сбережение или приобретение имело место без установленных законом или сделкой оснований.
Данная обязанность истцом не исполнена, что повлекло для него предусмотренные гражданским процессуальным законодательством негативные последствия, в виде отказа в удовлетворении требований.
Допустимых доказательств, подтверждающих доводы администрации, не представлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что жилое помещение ответчиков, не используется ими для фактического проживания, и условие о постоянном проживании гражданина в жилом помещении не соблюдено, являлись предметом оценки судов и обоснованно не приняты во внимание.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.