Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Грибанова Ю.Ю, Брянского В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Феодосии Республики Крым и Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым" об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе первого заместителя главы администрации города Феодосии Республики Крым - ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Грибанова Ю.Ю, выслушав пояснения прокурора ФИО6, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском к администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии" (далее - МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым"), в котором просил возложить обязанность на администрацию г..Феодосии Республики Крым и МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии" обязанность в течение трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства расположенных в границах муниципального округа, а именно: установить ограждение контейнера для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнера для раздельного сбора мусора, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в "адрес"; на земельном участке "адрес"; на земельном участке "адрес"; на земельном участке "адрес"; на земельном участке "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес"; на земельном участке "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес"; установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО), а также под контейнерами для раздельного сбора мусора на контейнерных площадках расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес"; на земельном участке в районе "адрес"; внести в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования городской округ Феодосия сведения о контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе "адрес"; на;
земельном участке на пересечении "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес".
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2022 года иск заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым удовлетворён частично.
Суд возложил на администрацию города Феодосии Республики Крым и МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым" обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, расположенных в границах муниципального округа, а именно: установить ограждение контейнера для накопления крупногабаритных отходов (КГО) и контейнера для раздельного сбора мусора, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес" на земельном участке на пересечении "адрес"; установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов (КГО), а также под контейнерами для раздельного сбора мусора на контейнерных площадках расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес" на земельном участке в районе "адрес"; внести в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым сведения о контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес"; на земельном участке на пересечении "адрес".
В удовлетворении остальных требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 декабря 2022 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба первого заместителя главы администрации города Феодосии Республики Крым - ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе первый заместитель главы администрации города Феодосии Республики Крым - ФИО10 просит обжалуемые судебные постановления отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении искового заявления отказать, считая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование требований заявитель жалобы указывает на то, что судами не принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", которым разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. Считает, что судами не выяснен вопрос о местонахождении контейнерных площадок, подлежащих оборудованию ограждением и бетонированным покрытием, в том числе, находятся ли данные контейнерные площадки на земельных участках, входящих в общедомовое имущество собственников помещений МКД и соответственно имеет ли орган местного самоуправления полномочия по созданию и содержанию мест накопления ТКО, расположенных на указанной территории.
Стороны и третье лицо надлежащим образом были извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение сторон и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения жалобы.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", исходил из того, что обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложены действующим законодательством на орган местного самоуправления, администрацией города Феодосии Республики Крым и МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым" не принято должных мер к надлежащему ведению реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, а также по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении иска, предоставив ответчикам срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями, определенными статьями 56, 59, 60, 61, 67 ГПК РФ, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку на указанной прокурором территории муниципального образования городской округ ФИО8 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, ответчиками выявленные нарушения требований природоохранного законодательства не устранены, доказательств обратного, не приведено.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, отклоняются судебной коллегией, поскольку в силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в целом, повторяют доводы апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции и направлены на переоценку собранных по делу доказательств и обстоятельств дела, которые уже установлены судами, исследованы, и которым дана надлежащая правовая оценка, что в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и выводами нижестоящих судов, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Иных доводов нарушения или несоблюдения норм действующего законодательства судами при вынесении ими оспариваемых судебных актов ответчиком не представлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу первого заместителя главы администрации города Феодосии Республики Крым - ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вынесения кассационным судом общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.