Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Руденко Филипп Григорьевич, рассмотрев гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" к ФИО2 о взыскании незаконного полученного пособия по безработице, по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" на решение мирового судьи судебного участка N города Лабинска Краснодарского края от 10.08.2022 и на апелляционное определение Лабинского городского суда Краснодарского края от 26.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконного полученного пособия по безработице.
Решением мирового судьи судебного участка N 71 города Лабинска Краснодарского края от 10.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Лабинского городского суда Краснодарского края от 26.10.2022 решение мирового судьи судебного участка N 71 города Лабинска Краснодарского края от 10.08.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" просит решение мирового судьи судебного участка N 71 города Лабинска Краснодарского края от 26.10.2022 и апелляционное определение Лабинского городского суда Краснодарского края от 10.08.2022 отменить, полагая, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, кроме того, судебными инстанциями неверно установлены обстоятельства по делу.
В силу части 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований для ее удовлетворения.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного кодекса.
Согласно подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" (далее - ГКУ КК ЦЗН Лабинского района) путем подачи заявления в электронной форме через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа России" о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. При этом в графе "Сведения о детях" ответчиком указаны сведения о детях: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приказом ГКУ КК ЦЗН Лабинского района N ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана безработной с назначением пособия по безработице.
С учетом приказов N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ об изменении порядка начисления размер пособия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчислялся с учетом доплаты на несовершеннолетних детей и составил за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 21130 руб, в том числе, доплата на троих детей 9 000 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер пособия составил 21 130 руб, в том числе, доплата на троих детей 9 000 руб.
При расчете ответчику суммы подлежащего выплате пособия по безработице специалистами ГКУ КК ЦЗН Лабинского района в расчет приняты сведения о детях ФИО2, то есть за каждого ребенка сумма пособия была дополнительно увеличена на 3 000 руб.
С указанными приказами ФИО2 не ознакомлена, соответствующая графа в приказах ею не подписана.
Общий период получения пособия по безработице ФИО2 с учетом доплаты на детей составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судами обеих инстанций установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ КК ЦЗН Лабинского района с заявлением N о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы обратился ФИО7 (супруг ответчика), который приказом ГКУ КК ЦЗН Лабинского района с ДД.ММ.ГГГГ также был признан безработным с назначением пособия по безработице.
Впоследствии, при прохождении перерегистрации в качестве безработного ФИО7 предоставил в ГКУ КК ЦЗН Лабинского района информацию о наличии несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В результате этого согласно приказу ГКУ КК ЦЗН Лабинского района от ДД.ММ.ГГГГ NП943/2027 ФИО7 изменен порядок начисления и размер пособия по безработице, пособие увеличено пропорционально количеству детей, из расчета 3 000 рублей за ребенка.
Общий период получения пособия по безработице ФИО7 составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, с учетом доплаты на детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенной ГКУ КК ЦЗН Лабинского района проверки получателей государственных услуг выяснилось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ (с даты обращения с заявлением ответчика) по ДД.ММ.ГГГГ (даты прекращения выплаты пособия второму родителю с учетом доплаты на детей) доплата к пособиям по безработице на детей в размере 3000 руб. на каждого ребенка выплачивалась одновременно двум родителям, в связи с чем, истец считает, что ФИО2 получена сумма неосновательного обогащения в размере 10 064, 51 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения, суды первой и апелляционной инстанции исходя из отсутствия виновных и недобросовестных действий при получении ФИО2 пособия по безработице, установив ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудниками государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района", пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. При этом суды исходили из того, что при обращении в орган социальной защиты населения ответчику не разъяснялась информация относительно того, что доплата на детей назначается только одному из родителей, а также последствия одновременного получения доплаты обоими родителями.
Суд кассационной инстанции находит выводы нижестоящих судов правомерными и обоснованными.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пп. 1, 2, 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с пунктом 1 Временных правил, данные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации пункт 2 Временных правил).
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Временных правил).
Центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния"; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4(1) Временных правил).
При неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (пункт 4(3) Временных правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год" установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год. Так, минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1500 рублей, при этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4500 рублей, а гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне 2020 увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3 000 руб. за каждого ребенка одному из родителей.
С учетом внесенных изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 346 (редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), период выплаты пособия с учетом доплаты на детей в размере 3 000 руб. установлен с июня по сентябрь 2020 года.
Как следует из материалов дела, ФИО2 не была уведомлена истцом о невозможности получения доплаты к пособию на детей двумя родителями, порядок получения доплаты на детей ответчику истцу не разъяснялся.
Вместе с тем факт получения супругом ответчика увеличенного пособия по безработице с учетом доплаты на детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка по Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не подтверждает того обстоятельства, что полученные ответчиком спорные денежные средства подлежат квалификации в качестве его неосновательного обогащения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что излишне выплаченные ответчику суммы в силу подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ФИО2
Следовательно, по данному делу юридически значимым и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ФИО2 при получении ею сумм пособия по безработице.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм презюмируется, суд правомерно возложил бремя доказывания недобросовестности при получении оспариваемых сумм на истца, требующего их возврата.
Мировым судьей исследована и надлежаще оценена форма поданного ответчиком заявления, в котором содержатся сведения о несовершеннолетних детях, подтвержденные путем межведомственного взаимодействия из ЕГР ГАГС
Руководствуясь приведенными выше нормами права, в том числе, положениями подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства бесспорно свидетельствующие о недобросовестности со стороны ответчика в незаконном получении надбавки к пособию по безработице в связи с наличием у ответчика несовершеннолетних детей, умышленном сокрытии информации о получении такой надбавки его супругом (который обратился в государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" для постановки на учет в качестве безработного раньше ФИО2), с целью получения пособия по безработице в повышенном размере.
Указанные обстоятельства проверены судом кассационной инстанции, выводы по делу признаются обоснованными и правомерными.
Доводы заявителя жалобы о неправильном толковании и применении судебной инстанцией норм материального и процессуального права, равно как и о неверном установлении фактических обстоятельств дела, противо-речат обстоятельствам, установленным обжалуемым судебным актом.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 ГПК РФ, основанием к отмене судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 71 города Лабинска Краснодарского края от 26.10.2022 и апелляционное определение Лабинского городского суда Краснодарского края от 10.08.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Лабинского района" - без удовлетворения.
Судья Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.