Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - администрации Ленинского района Республики Крым, по кассационной жалобе администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 27 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор Калиновского района обратился в суд с названным иском к администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, просил обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой выявлено нарушение законодательства о погребении и похоронном деле, которое выразилось в отсутствии на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, что лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 27 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 сентября 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Курганинский район просит отменить вынесенные судебные постановления по мотиву их незаконности. Полагает, что суды не дали надлежащей правовой оценки доводам ответчика о передаче Калиновским сельским советом полномочий муниципальному образованию Ленинский район Республики Крым в части создания специализированной службы с возложением на нее соответствующих обязанностей. Выражает несогласие с тем обстоятельством, что суд не привлек Ленинский районный совет Республики Крым к участию в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Солдатова С.А, полагавшего судебные постановления подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района Республики Крым проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение законодательства о погребении и похоронном деле, которое выразилось в отсутствии на территории Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым специализированной службы по вопросам похоронного дела.
По результатам проверки внесено представление прокурора об устранении выявленного нарушения от 31 января 2022 года Ленинского района Республики Крым.
Администрацией Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым во исполнение указанного представления, направлен ответ N100 01-13 от 18 февраля 2022 года, которым сообщено, что инициируется вопрос о передаче полномочий по решению вопросов организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела администрации Ленинского района Республики Крым.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. ст. 11, 25 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", Закона Республики Крым от 25 декабря 2015 года N200-ЗРК/2015 "О погребении и похоронном деле в Республике Крым", Закон Республики Крым от 19 января 2015 года N71-ЗРК/2015 "О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения", Устава администрации Калиновского сельского поселения Ленинского сельского поселения Республики Крым, утв. решением 4 сессии 1 созыва Калиновского сельского совета Ленинского района от 10 ноября 2014 года N20, исходил из того, что осуществление полномочий по решению вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления, однако полномочия по организации ритуальных услуг, отнесенные к вопросам местного значения поселения, администрация не исполнила.
На основании изложенных выше обстоятельств, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку непринятием ответчиком мер по вопросам похоронного дела нарушаются права неопределенного круга лиц на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали должную правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями статьи 67 ГПК РФ.
Положениями п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
В силу п. 2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Институт специализированных служб по вопросам похоронного дела введен в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Поскольку на территории поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, с судебными постановлениями следует согласиться как с соответствующими установленным обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Довод о том, что полномочия по организации похоронного дела переданы Калиновским сельским советом муниципальному образованию Ленинский район Республики Крым, выводы судов не опровергает, поскольку на момент рассмотрения дела указанные обязанности относились к компетенции администрации Калиновского сельского поселения, поскольку решение о принятии администрацией Ленинского района Республики Крым указанных полномочий принято 9 декабря 2022 года, то есть после принятия обжалуемых судебных постановлений.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено, основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 27 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.