Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Минаева М.С., действующего в интересах Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Туимский психоневрологический интернат", на вступившие в законную силу постановление судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 23 апреля 2021 г., вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Туимский психоневрологический интернат" (далее ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" или Учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 23 апреля 2021 г, ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник Минаев М.С. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Частями 1 и 3 статьи 29 указанного выше Закона определено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (действовавших во время возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении) все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением.
Согласно пункту 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
Согласно пункту 11.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении.
Согласно пункту 3.6 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции, действовавшей во время возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении) подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями).
В силу пункта 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);
В соответствии с пунктом 3.8 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" лицо, контактировавшее с больным COVID-19, находится в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания); отбор проб биологического материала у лица, контактировавшего с больным COVID-19, для лабораторного исследования проводится при появлении клинических симптомов заболевания, сходного с COVID-19;
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" одним из мероприятий, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, является: организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха.
В соответствии с пунктом 7.1 СП 3.1./3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (действовавших во время возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Работники, не прошедшие обязательный медицинский осмотр, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, а также при наличии медицинских противопоказаний не допускаются руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем к исполнению ими трудовых обязанностей. Ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр, возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 7.4 СП 3.1./3.2.3146-13).
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету в медицинских организациях, осуществляющих медицинское обслуживание работников, а также в органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в установленном порядке (пункт 7.6 СП 3.1./3.2.3146-13).
Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3.7 СП 3.1./3.2.3146-13).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 марта 2020 г. N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" с 13 марта 2020 г. в границах территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности.
Из материалов дела следует, что в период с 28 декабря 2020 г. по 18 января 2021 г. должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в ходе расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний выявлены факты нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" ("данные изъяты"), выразившихся в следующем:
- в нарушение пункта 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в медицинском кабинете отсутствуют водопровод, канализация, централизованное горячее водоснабжение;
- в нарушение пункта 5.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 в процедурном кабинете отсутствует умывальник с подводкой холодной и горячей воды;
- в нарушение пункта 11.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствует место для хранения уборочного инвентаря;
- в нарушение пунктов 3.6 и 4.2 СП 3.1.3597-20 больной с подозрением на COVID-19 не был своевременно изолирован;
- в нарушение пункта 3.8 СП 3.1.3597-20 контактный по эпидномеру 081526 (анализ на COVID-19 "+" от 18 декабря 2020 г.), находящийся в изоляторе с диагнозом ОРВИ легкой степени обследован на COVID-19 только 27 декабря 2020 г.;
- в нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 в мыльной бане напольное покрытие с дефектами, с нарушением целостности, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, в том числе с целью профилактики коронавирусной инфекции;
- в нарушение пунктов 7.1, 7.4, 7.6 СП 3.1./3.2.3146-13 к работе допущены работники с просроченными результатами флюорографического исследования
- в нарушение пункта 3.7 СП 3.1./3.2.3146-13 на водный объект, используемый для обработки оборудования, инвентаря, санитарной обработки помещений, соблюдения правил личной гигиены персоналом, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) от 29 января 2021 г. N 341, фотоматериалом и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Учитывая изложенное, суд обоснованно признал ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы судебных инстанций о виновности ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы действия ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ квалифицированы правильно, основания для их переквалификации на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ отсутствуют.
В рассматриваемом случае Учреждением нарушены перечисленные выше требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при этом из материалов дела не усматривается, что ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных решений, которые являются мотивированными и соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей Верховного Суда Республики Хакасия в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 23 апреля 2021 г, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия "Туимский психоневрологический интернат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Минаева М.С, действующего в интересах ГБУ РХ "Туимский психоневрологический интернат", - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.