Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления лесного хозяйства Омской области, поданную 15 февраля 2023 г, на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 28 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 декабря 2022 г, по административному делу N 2а-3662/2022 по административному исковому заявлению Омского межрайонного природоохранного прокурора к Главному управлению лесного хозяйства Омской области, Министерству природных ресурсов и экологии Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производств и потребления (свалок) на землях лесного фонда, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Антипова А.А,
УСТАНОВИЛА:
Омский межрайонный природоохранный прокурор по результатам проведенной Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее - ГУЛХ Омской области), обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Управления по непринятию мер к ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производств и потребления (свалок) на землях лесного фонда, возложении обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда на территории Омского муниципального района Омской области самостоятельно, либо посредством заключения договора на оказание таких услуг с региональным оператором "данные изъяты" или иным лицом, осуществляющим транспортировку отходов I - IV классов опасности на основании соответствующей лицензии.
Требования мотивированы тем, что в непосредственной близости от "данные изъяты" в трех местах выявлено несанкционированное складирование твердых бытовых отходов, в связи с чем, 16 июня 2022 г. начальнику Управления внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов уполномоченным органом до настоящего времени не приняты.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 28 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 декабря 2022 г, заявленные требования удовлетворены в отношении Главного управления лесного хозяйства Омской области, в удовлетворении требований к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству Лесного хозяйства в лице Департамента Лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Главное управление лесного хозяйства Омской области просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права, не полное исследование юридически значимых для дела обстоятельств. Указывают, что судами не учтены положения пункта 45 "Правил санитарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2047, в соответствии с которыми очистка лесов осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами, а также нормы статей 53, 60.7, 83 Лесного Кодекса РФ, Закона Омской области "О регулировании лесных отношений в Омской области" и Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 г..N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области", Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, утвержденные постановлением Правительства от 29 декабря 2006 года N 837, приказ Минприроды России от 6 августа 2019 г..N 529 "Об утверждении перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации", принятые в рамках реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации и не предусматривающие проведение и финансирование мероприятий по уборке несанкционированных салок на землях лесного фонда в рамках переданных полномочий.
Указывает, что судами не применены нормы Закона Омской области от 27 декабря 2006 года N 842-03 "Об отходах производства и потребления в Омской области" и Указ Губернатора Омской области от 24 января 2011 года N 8 "О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области", в соответствии с которыми именно Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом государственной власти Омской области, осуществляющим организацию работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и ответственным за принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения территории Омской области отходами производства и потребления, и, следовательно, надлежащим ответчиком в рамках настоящего дела. Кроме того, отмечает, что спорные лесные участки не входят в состав земель лесного фонда с 13 октября 2022 г..
В судебном заседании прокурор поддержал доводы возражений на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, в рамках проведенной Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности Главного управления лесного хозяйства Омской области, установлено, что в непосредственной близости от "данные изъяты" обнаружено три места несанкционированного складирования твердых бытовых отходов: на расстоянии 10 метров от "данные изъяты" с северной стороны "данные изъяты" на землях лесного фонда, между лесотаксационными выделами 55 и б квартала 19 "данные изъяты" расположена несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов. Площадь свалки составляет 100 на 50 метров, высотой около 4 метров. Непосредственно в месте складирования отходов при помощи навигационного устройства зафиксированы координаты N сш, N вд.; на расстоянии 40 метров от "данные изъяты" на землях лесного фонда в лесотаксационном выделе 1 квартала 14 "данные изъяты" расположена несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов. Площадь 30 на 50 метров, высотой около 2 м. Непосредственно в месте складирования отходов при помощи навигационного устройства зафиксированы координаты JPS N сш, N вд.; в д. "данные изъяты" на землях лесного фонда, между лесотаксационными выделами 27 и 61 квартала 21 "данные изъяты" расположены несанкционированная свалка твердо-бытовых отходов. Площадь свалки 50 на 50 метров, высотой около 1, 5 м. Непосредственно в месте складирования отходов при помощи навигационного устройства зафиксированы координаты JPS N сш, N вд, о чем был составлен акт натурального осмотра N 20/157ос от 29.04.2022.
Указанные лесотаксационные выделы не покрыты лесной растительностью. Согласно данным публичной кадастровой карты и фотоматериала места несанкционированного размещения отходов находятся на территории земель лесного фонда, непосредственно граничат с лесными насаждениями. Сведения о размещении свалок содержатся в таксационных описаниях участкового лесничества.
16 июня 2022 г. Омским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника Главного управления лесного хозяйства Омской области в связи с выявленными нарушениями законодательства внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в частности, организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда.
Главным управлением лесного хозяйства Омской области в адрес Омской межрайонной природоохранной прокуратуры направлено письмо о рассмотрении представления от 16 июня 2022 г, в котором указано, что лесной участок с кадастровым номером N находится в собственности Российской Федерации, следовательно, ТУ Росимущества в Омской области обязано осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе, по устранению загрязнения указанного земельного участка.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции исходил из того, что организация мероприятий по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории Омской области отнесено к полномочиям ГУЛХ Омской области, в связи с чем ГУЛХ Омской области является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.
Суд апелляционной инстанции, поддержав решение городского суда, указал на то, что, поскольку несанкционированные свалки бытовых отходов образовались и расположены на земельных участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, организация мероприятий по ликвидации установленных мест несанкционированного размещения отходов в рамках санитарно - оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Омской области отнесено к полномочиям Главного управления лесного хозяйства Омской области, обоснованно возложена судом на указанный орган государственной власти Омской области.
Судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, количество и границы которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу положений статьи 50.7 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса (пункт 11).
Согласно части 1 статьи 60.12. Лесного кодекса, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143, ГУЛХ Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, в связи с чем, выводы судов о возложении обязанности по их ликвидации на указанный орган государственной власти Омской области являются верными.
Доводы о не отнесении с 13 октября 2022 г. лесных участков, на территории которых расположены свалки к составу земель лесного фонда не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, поскольку, на дату возникновения спорных правоотношений и возникновении обязанности по ликвидации свалок, данные обстоятельства еще не наступили.
Суд кассационной инстанции полагает верными выводы суда апелляционной инстанции по оценке доводов административного ответчика о необходимости отнесения спорной обязанности к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, основанные на отсутствии у Министерства полномочий по проведению мероприятий по государственному лесному надзору (лесной охране) и государственному экологическому надзору на землях лесного фонда.
Доводы кассационной жалобы (дополнение) о применении судами норм утратившего силу постановления Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 607 "О правилах санитарной безопасности в лесах" не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку отсутствие в новых Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 прямого указания на обязанность осуществления мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не исключает обязанность по проведению санитарно-защитных мероприятий, которые должны проводиться уполномоченным органом.
При разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 28 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 11 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.