Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, Судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-49/2022, УИД 24RS0044-01-2021-001557-45 по иску Литвиновой Светланы Борисовны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Литвиновой Светланы Борисовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 января 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Литвинова С.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОПФ РФ по Красноярскому краю) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Литвинова С.Б. указала, что 9 июля 2021 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Рыбинском районе (межрайонное) (далее - УПФР в Рыбинском районе (межрайонное)) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Решением УПФР в Рыбинском районе (межрайонное) от 13 июля 2021 г. Литвиновой С.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия специального стажа, из подсчёта которого исключён период работы в качестве дежурного по железнодорожной станции внеклассной с 18 апреля 1993 г. по 1 апреля 2009 г.
С решением пенсионного органа Литвинова С.Б. не согласна. Полагает, что сведения об интенсивности движения поездов на станции Заозерная могли не сохраниться в связи с истечением срока хранения, в связи с чем считает, что можно учесть справки, подтверждающие особые условия труда, выданные работавшим совместно с ней на ст. Заозерная в качестве дежурных по станции К. и Б, которым периоды их работы на станции зачтены в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, Литвинова С.Б. просила признать за ней право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию период её работы в качестве дежурного по железнодорожной станции внеклассной с 18 апреля 1993 г. по 1 апреля 2009 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения - с 9 июля 2021 г.
Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 21 сентября 2022 г. исковые требования Литвиновой С.Б. к ОПФР по Красноярскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворены частично.
На ОПФР по Красноярскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию Литвиновой С.Б, периоды работы с 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г. в должности дежурного по железнодорожной станции внеклассной на станции Заозерная Красноярского края.
В удовлетворении требований в части включения периода работы с 16 марта 2000 г. по 1 апреля 2009 г. и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения - 9 июля 2021 г, Литвиновой С.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 января 2023 г. решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 21 сентября 2022 г. в части возложения обязанности на ОПФР по Красноярскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, Литвиновой С.Б. период работы с 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г. в качестве дежурного по железнодорожной станции внеклассной на станции Заозерная Красноярского края отменено.
Принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Литвиновой С.Б. к ОПФР по Красноярскому краю о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периода работы с 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г. в качестве дежурного по железнодорожной станции внеклассной на станции Заозерная Красноярского края.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Литвинова С.Б. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 января 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (правопреемник ОПФР по Красноярскому краю) принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле не явились.
Согласно отчётам об отслеживании почтовых отправлений ответчик ОПФР по Красноярскому краю, третье лицо ОАО "РЖД" в лице Красноярского филиала ОАО "РЖД" о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом.
Согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N судебное извещение (копия определения от 15 марта 2023 г. о принятии кассационной жалобы к производству Восьмого кассационного суда общей юрисдикции и назначении судебного заседания), направленное в адрес Литвиновой С.Б, возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Согласно пункту 1 статьи 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несёт адресат (пункт 67).
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства (регистрации) корреспонденцией является риском самого гражданина, а все неблагоприятные последствия такого бездействия несёт само лицо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьёй 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации, признаёт судебное извещение доставленным истице Литвиновой С.Б, и считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Литвинова С.Б. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25 ноября 1998 г.
9 июля 2021 г. Литвинова С.Б. обратилась в УПФР в Рыбинском районе Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Рыбинском районе Красноярского края (межрайонное) N от 13 июля 2021 г. Литвиновой С.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При оценке периодов трудовой деятельности истца ответчиком в специальный стаж не был включён период работы Литвиновой С.Б. с 18 апреля 1993 г. по 1 апреля 2009 г. в качестве дежурного по железнодорожной станции Заозерная - структурного подразделения Дирекции управления движением - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", так как согласно Списку от 24 апреля 1992 г. N 272 право на льготное пенсионное обеспечение представлено "дежурным по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятым приёмом, оправлением и пропуском проездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением". Справка, подтверждающая постоянную занятость в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, заявителем не представлена.
Согласно справке ОАО "РЖД" Красноярского центра организации работы станций от 17 декабря 2021 г. Литвинова С.Б. работала полный рабочий день дежурным по железнодорожной станции Заозерная внеклассная, занятым приёмом, отправлением и пропуском поездов на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. С 18 апреля 1993 г. по настоящее время - дежурный по железнодорожной станции Заозерная. Станция Заозерная расположена на двухпутном участке магистрального железнодорожного транспорта, размеры движения на котором до 1992 составляли более 100 пар поездов в сутки, что соответствовало особо интенсивному движению поездов. С 1993 г. по настоящее время количество пар поездов не превысило 100 пар поездов в сутки. Период работы с 18 апреля 1993 г. по настоящее время не входит в льготный стаж.
В выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Литвиновой С.Б. период её работы с 18 апреля 1993 г. по 1 апреля 2009 г. в качестве дежурного по железнодорожной станции Заозерная - структурного подразделения Дирекции управления движением - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" отражён без кода льготных условий труда.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г. в должности дежурного по железнодорожной станции внеклассной на станции Заозерная Красноярского края, суд первой инстанции исходил из того, что работодателем ОАО "РЖД" представлены три противоречивые справки уточнения особого характера или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, а именно, подтверждающие период интенсивного движения. Так, в пенсионных делах К. и Б, истребованных по запросу суда, имеются справки, подписанные начальником станции Заозерная Красноярской железной дороги, о том, что К. работает дежурной по станции с 25 ноября 1983 г. по 10 марта 2000 г, а Б. работает дежурной по станции с 13 августа 1979 г. по 15 марта 2000 г, этот стаж даёт право на оформление государственной пенсии на льготных основаниях по Списку N 2, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272. Станция Заозерная является грузовой внеклассной станцией, расположенной на участке магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.
С данным выводом суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Литвиновой С.Б. о зачёте спорных периодов в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции исходил из того, что документов, объективно подтверждающих работу Литвиновой С.Б. в спорный период с 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г. в должности дежурного по железнодорожной станции внеклассной на участке магистральных железных дорог с особо интенсивным движением поездов на станции Заозерная Красноярского края, в материалы дела не представлено.
Согласно справке Филиала ОАО "РЖД" Центральная Дирекция Управления движением Красноярская Дирекция Управления движением Красноярский Центр организации работы железнодорожных станций от 17 декабря 2021 г, представленной по запросу суда, станция Заозерная расположена на двухпутном участке магистрального железнодорожного транспорта, с 1993 г. по настоящее время количество пар поездов не превысило 100 пар поездов в сутки, период работы с 18 апреля 1993 г. по настоящее время не входит в льготный стаж.
Также суд апелляционной инстанции исходил из того, что период работы Литвиновой С.Б. с 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г. не подтверждён сведениями индивидуального лицевого счёта.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В соответствии с названным Списком правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются дежурные по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятые приёмом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при подсчёте специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтёров пути, бригадиров).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Подпунктом 5 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н предусмотрено, что подтверждению подлежат, в том числе, периоды работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 Правил предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определённым способом, о работе с вредными веществами определённых классов опасности, о выполнении работ в определённом месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населённого пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определённой профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Руководствуясь приведёнными выше нормативными положениями, регулирующими порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт работы истца в качестве дежурной по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятой приёмом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением, в связи с чем правовые основания для зачёта периодов работы истца с 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г. в должности дежурного по железнодорожной станции внеклассной на станции Заозерная Красноярского края в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в материалы дела не представлено надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих занятость истца в спорные периоды на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением, при этом сам работодатель не подтверждает льготный характер работы Литвиновой С.Б. в спорные периоды 18 апреля 1993 г. по 15 марта 2000 г.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно учёл, что период работы Литвиновой С.Б. с 25 ноября 1998 г. по 15 марта 2000 г. имел место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (25 ноября 1998 г.), а потому в соответствии с положениями части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и пункта 43 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015, должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. Однако таких доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений, отражённых в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта истца о спорных периодах работы, материалы дела не содержат.
Ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для назначении Литвиновой С.Б. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы Литвиновой С.Б. о том, что характер её работы в спорные периоды соответствует характеру и условиям труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, интенсивность движения на станции Заозерная подтверждается пенсионными делами иных работников, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Из содержания оспариваемого апелляционного определения усматривается, что положенные в основу принятого решения обстоятельства судом апелляционной инстанции установлены на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, оценка которых произведена судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, юридически значимые обстоятельства судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы суда подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления суда апелляционной инстанции по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Литвиновой Светланы Борисовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.